Размер:
Цвет:

Выступление И.А. Астапенко на брифинге о деятельности Депгосслужбы Югры за 2016 год

Информация

о деятельности Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году и планы на 2017 год


1. Госслужба

В качестве одного из основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы определено совершенствование управления кадровым составом гражданской службы и повышение качества его формирования.

С учетом этой задачи в Югре приняты меры по изменению подходов к формированию эффективного и профессионального кадрового состава государственной службы, без которого невозможно обеспечить эффективное функционирование органов государственной власти автономного округа.

При этом, особое внимание уделялось внедрению в деятельность кадровых служб современных технологий по поиску, подбору и оценке кандидатов на замещение вакантных должностей в государственных органах и обеспечению долгосрочного развития гражданских служащих.

Достигнуты следующие результаты деятельности в этом направлении.

1.Повысилось качество отбора кандидатов на государственную гражданскую и муниципальную службу в Югре, при этом обеспечена независимость и объективность, исключены факты протекционизма при принятии кадровых решений. Результатом работы в данном направлении в является отсутствие случаев нарушений принципа равного доступа граждан к государственной гражданской (муниципальной) службе. Этому в значительной мере способствует возросшая роль представителей общественности - обязательное участие независимых экспертов - представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (в количестве, составляющем не менее ¼ от общего числа членов комиссии), а также представителей Общественных советов, созданных при органах государственной власти в работе аттестационных и конкурсных комиссий органов государственной власти автономного округа. Всего в 2016 году независимые эксперты приняли участие в работе 244 комиссий, в том числе 98 конкурсных комиссий, 57 аттестационных комиссий, 89 комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.


2.Для повышения качества оценки профессиональных компетенций гражданских служащих, созданию системы комплексной оценки эффективности и результативности их деятельности.

В этих целях проведен анализ более трех тысяч должностных регламентов гражданских служащих автономного округа, на основе которого определен новый подход к установлению квалификационных требований, заключающийся в их разделении на два вида: базовые и профессионально-функциональные требования.

Подготовлен Перечень обязательных требований, предъявляемых к гражданским служащим, участвующим в управлении проектной деятельностью, а также Перечень направлений профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми государственные гражданские служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по указанным направлениям профессиональной служебной деятельности.

Каждый госслужащий обязан (независимо от его должностных обязанностей) знать законодательство о гражданской службе и противодействии коррупции, русский язык и уметь общаться с гражданами.

По инициативе общественности (Совет по вопросам госслужбы при Губернаторе Югры) с учетом тестовых заданий, этих базовых знаний гражданских служащих автономного округа. Сплошное тестирование прошли 3312 государственных гражданских служащих из 36 органов государственной власти автономного округа, при этом выявлены следующие результаты на знания:

по русскому языку 24% - выше среднего, 58% - среднее, 18% - ниже среднего;

законодательства о противодействии коррупции - 20% - выше среднего, 76% - среднее, 4% - ниже среднего;

психологии общения 37% - выше среднего, 34% среднее, 29% - ниже среднего).

Результаты тестирования послужили основой для принятия решения о необходимости обучения гражданских служащих в целях повышения уровня базовых знаний.

Такой опыт будет использоваться в системе комплексной оценки на гражданской службе Югры как для определения в регулярном режиме профессионального уровня гражданских служащих и принятия соответствующих кадровых решений, так и для оценки квалификации претендентов на госслужбу.

Данная кадровая технология в 2016 году стала призером Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые стратегии и практики на государственной гражданской и муниципальной службе», организованного Минтрудом России.

Развитие госслужбы требует организации формирования кадрового состава и работы с ним на качественно новом уровне. Поэтому еще 8 апреля 2016 года было принято решение о разработке Концепции развития человеческого капитала в системе государственного и муниципального управления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о чем внесены соответствующие изменения в государственную программу автономного округа «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 – 2020 годах» (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 апреля 2016 года № 101-п).

При подготовке Концепции учтены основные положения Указа № 403, распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 года № 1919-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы, Методических рекомендаций по стратегическому управлению кадрами государственной гражданской службы Российской Федерации, разработанных Минтрудом России.

Проект Концепции получил одобрение в Администрации Президента Российской Федерации, положительные экспертные оценки Минтруда России, Аппарата УрФО и филиала РАНХИГСа.

В 2017 году стоит задача концептуального изменения методов работы с кадрами на гражданской службе, где первоочередное внимание будет направлено на развитие человеческого потенциала, максимальное использование его творческих и интеллектуальных, управленческих ресурсов для повышения качества государственного и муниципального управления.


2. Обучение государственных гражданских и муниципальных служащих


В целях поддержания высокого уровня квалификации, как руководителей, так и рядового персонала, ежегодно органы государственной власти проводят оценку своего кадрового состава и формируют программы и планы обучения, направляют нам свои заявки, а мы в свою очередь организуем для них повышение квалификации. Кроме того, Департамент госслужбы и кадровой политики оказывает содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Югры в организации обучения муниципальных служащих.

В ушедшем году мы организовали обучение по приоритетным для региона тематикам: технологиям профилактики коррупции были обучены лица, ответственные за эту работу в органах власти; основам проектного управления обучены руководители и специалисты, принимающие участие в реализации приоритетных для округа проектов; механизмам управления закупками обучены контрактные управляющие и сотрудники контрактных служб; вопросам оценки качества государственных услуг обучены госслужащие, оказывающие такие услуги; руководители и ответственные должностные лица обучались по вопросам мобилизационной подготовки экономики и другим актуальным темам.

Всего в 2016 году обучено 1217 госслужащих, а также 406 муниципальных служащих. По итогам обучения в обязательном порядке проводится оценка его эффективности. Результаты этой работы показали, что 41% обученных имеют высокий уровень развития профессиональных компетенций.

За счет внедрения инновационных образовательных технологий и стимулирования конкуренции образовательных организаций, удалось более чем на треть снизить затраты на дополнительное профессиональное образование госслужащих по сравнению с 2010 годом.

Наша задача – не допустить снижение инвестиций в персонал, создать все необходимые условия для профессионального роста служащих, сохранить оптимальный баланс цены и качества предлагаемых для них образовательных услуг, а также повысить отдачу от курсов, т.е. сформировать такую организационную культуру, которая будет способствовать успешному достижению целей и задач органов власти.

Также мы проводим работу по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Так, в 2016 году прошли обучение по программам профессиональной переподготовки 16 специалистов, на конкурсной основе 8 участников Президентской программы прошли стажировку в Японии (3 человека), Австрии (2 человека), Германии (3 человека). Обучение представителей организаций осуществляется за счет консолидированных средств федерального и регионального бюджетов, а также средств организаций.

В интересах повышения эффективности работы мы применяем различные формы обучения: широко используем не только дистанционное обучение, но и всевозможные семинары по обмену знаниями и опытом. Для решения задач оказания помощи начинающим государственным гражданским служащим быстрее адаптироваться в новой профессиональной среде, повысить эффективность и результативность их служебной деятельности с 2006 года работает ежегодная Школа-семинар начинающих госслужащих. Слушатели – госслужащие со стажем госслужбы не более одного года. Лекторы – представители органов государственной власти, учреждений автономного округа, опытные авторитетные госслужащие.

Программа рассчитана на октябрь - май каждого учебного года. Темы занятий затрагивают ключевые вопросы государственной гражданской службы, включая правила антикоррупционного поведения. С 2015 года также освещаются вопросы управления проектной деятельностью в органах госвласти.


3. Работа с резервом


Кадровый резерв формируется органами гос.власти на должности специалистов и руководителей начального и среднего звена. Процедура аттестации и сопутствующая ей комплексная оценка кадрового состава позволяет выявлять наиболее эффективных и перспективных специалистов и включать их в кадровый резерв в порядке должностного роста (8% госслужащих включены в резерв по итогам аттестации). На сегодняшний день общая численность кадрового резерва органов гос.власти составляет 2760 человек. Из них 90% кандидатов включены в кадровый резерв по результатам конкурса.

С целью формирования профессионального кадрового состава мы ввели обязательную процедуру оценки управленческих и личностно-профессиональных качеств кандидатов на высшие руководящие должности, оцениваем знания, выявляем мотивацию потенциальных кандидатов. С лицами, включенными в резерв управленческих кадров, проводится целенаправленная работа по их обучению и оценке: повышение квалификации прошли 260 человек, оценка уровня развития управленческих компетенций проведена в отношении 50 резервистов.

Доля лиц, назначенных на должности из кадрового резерва всех уровней, составила 69% от общего числа замещенных вакансий.


4. Престиж госслужбы

В целях привлечения на гражданскую службу перспективных и профессиональных кадров, повышения престижа государственной гражданской и муниципальной службы проводятся олимпиады и конкурсы.

С 2013 года проводится олимпиада для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций Югры по основам знаний о государственном (муниципальном) управлении, государственной (муниципальной) службе. Олимпиадные задания состоят из двух блоков: тесты и выполнение одного из трех кейсов (ознакомление с описанием представленных проблем/ситуаций, их самостоятельный анализ и предложение своих решений). Число участников с каждым годом растет: так, в 2015 году в олимпиаде приняли участие 385 человек, в 2016 – уже 1002. Первое место в 2016 году заняла Дарья Калашина, учащаяся 10 класса МБОУ «Лицей» г.Нижневартовска, еще 9 школьников из Сургута, Лангепаса, Нефтеюганска, Ханты-Мансийска стали призерами. Жюри олимпиады отмечает учеников школ № 4, № 5 города Лангепаса, которые ежегодно принимают участие в Олимпиаде, неизменно оказываясь в числе призеров. Так, в 2015 году 1 место заняла Ахмедова М.И. (школа № 5), 4 место – Борисова К.К.(школа № 4), 8 место – Федорова О.А. (школа № 4); в 2016 году учащиеся школы № 5 заняли 6 призовых мест из 10 возможных: 3 место – Ахмедова М.И., 4 место – Анисахарова А.В., 5 место – Цевелева Ю.А., 6 место – Хусейнова М.А., 8 место – Шахова Д.С., 9 – место Гыбадулин Д.А.

Конкурс среди студентов «Будущий управленец» также проводится уже четвертый год. В 2016 году в 1-м туре конкурса - тестировании с использованием дистанционных технологий участвовали 41 человек (в 2015- 33 человека), в финал конкурса вышли 20 человек, набравших наибольшую сумму балов по итогам первого тура.

Второй (заключительный) тур конкурса проходил в форме деловой игры, конкурсантам необходимо было продемонстрировать навыки делового общения, умения работать в составе группы при выработке управленческих решений, осуществлять правильную оценку своих действий, а так же способность применять на практике знания по государственному и муниципальному управлению, региональной экономике и управлению, этике государственной и муниципальной службы. Победителем конкурса была признана Устюжанцева Анастасия, студентка 5 курса Югорского государственного университета, победителям и призерам предоставлено право прохождения краткосрочной деятельности в одном из органов государственной власти (органов местного самоуправления муниципальных образований) автономного округа. Студентам, не занявшим призовые места, традиционно вручаются сертификаты участника конкурса «Будущий управленец

В Югре трудятся более 6,5 тысяч муниципальных служащих, кропотливый, ежедневный труд которых зачастую не оценивается по достоинству.

Одним из методов сломать этот стереотип и показать, как много среди тех, кто работает в кабинетах энергичных, ответственных, добросовестных работников является конкурс «Лучший муниципальный служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Конкурс проводится в автономном округе с 2008 года.

Для участия в конкурсе служащие, достигшие высоких практических результатов в работе, внесшие вклад в эффективное решение вопросов местного значения готовят письменные работы, где поднимаются актуальные вопросы в области местного самоуправления и предлагаются пути их решения.

За звание лучшего по профессии в этом году боролись 35 муниципальных служащих из 13 муниципальных образований автономного округа в сфере организации муниципального хозяйства и систем жизнеобеспечения, в сфере градостроительства, архитектуры и землепользования, в сфере образования и молодежной политики, по опеке и попечительству, по кадровой и правовой работе.

Победителями стали муниципальные служащие Нижневартовского района, Белоярского района, Нефтеюганского района, Сургутского района, г. Ханты-Мансийска, г. Югорска, г. Урая, г.Нягани, г. Когалыма, г. Лангепаса. Информация о победителях традиционно размещается в СМИ, на сайте органов государственной власти Югры.

Основные критерии оценки конкурсных работ – новизна, актуальность и направленность на повышение эффективности органов местного самоуправления.

С 2017 года также будет проводиться конкурс «Лучший государственный гражданский служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».


5. Противодействие коррупции


В Югре созданы необходимые механизмы, направленные на профилактику коррупционных проявлений как на государственной гражданской, так и муниципальной службе. Распоряжением Губернатора автономного округа от 29 февраля 2016 года № 47-рг утвержден План противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2017 годы, который дополнен мероприятиями в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции.

Во всех органах назначены лица, ответственные за организацию этой работы (в ОГВ – 82, в ОМСУ - 278).

Уже на этапе конкурсного отбора при поступлении на службу, формировании резерва кадров обеспечиваются процедуры, позволяющие своевременно выявлять ситуации конфликта интересов.

Ведется тщательный анализ сведений о доходах, расходах, представляемых служащими. За 2015 год сведения представили 1829 госслужащих и 4618 муниципальных служащих, что составляет 100% от общего количества лиц, обязанных представлять сведения. При этом указанными лицами представлены сведения на 10 301 члена семей.

В 2016 году впервые введена обязанность по представлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера депутатами (в том числе городских и сельских поселений) замещающих свои должности на непостоянной основе.

В связи с чем в Югре была организована масштабная работа по качественному исполнению указанной обязанности. Так, во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты соответствующие муниципальные правовые акты, регулирующие представление указанных сведений. Из 1257 лиц, замещающих муниципальные должности сведения о доходах представлены 1246 лицами, что составляет 99% от общего количества. При этом указанными лицами также представлены сведения на 1796 членов семей.

Случаи нарушения антикоррупционного законодательства рассматриваются на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданных при органах государственной власти и муниципалитетах. В 2016 наблюдается положительная динамика количества проведенных заседаний комиссий. По предварительным данным в 2016 году проведено 392 заседания, что на 69 заседаний больше чем в прошлом году.

Следующий блок нашей работы - внедрение антикоррупционных процедур в учреждениях, подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований. Всего в округе 282 государственных учреждения, 32 хозяйственных общества и 8 фондов (всего 322).

В этой работе мы ставили перед собой выполнение нескольких задач:

- повышение персональной ответственности руководителей исполнительных органов государственной власти, ответственных лиц за организацию работы по противодействию коррупции;

- приведение к единообразию антикоррупционных процедур, используемых в учреждениях;

- формирование антикоррупционного сознания сотрудников учреждений;

- предупреждение коррупционных правонарушений в учреждениях.

Для решения поставленных задач на уровне округа были приняты типовые нормативные правовые акты, устанавливающие антикоррупционные механизм, в свою очередь, учреждениями издано более 1 390 локальных правовых актов.

В обязательном порядке сведения о доходах представляют 282 руководителя государственных учреждений автономного округа. Руководители хозяйственных обществ, фондов, единственным учредителем которых является автономный округ представляют сведения на добровольной основе. Так, по итогам декларационной компании за 2015 год сведения о доходах представили 278 руководителей учреждений автономного округа (4 должности вакантны).

Отмечу, что одной из возможностей для должностных злоупотреблений в учреждениях является недостаточность контроля за неправомерным начислением денежных сумм лицам, не работающим в учреждении, так называемые «мертвые души». В целях исключения таких случаев руководителям учреждений Югры рекомендовано утвердить порядок сверки табелей учета рабочего времени, представляемых руководителями отделов учреждения, тем самым организовать строгий контроль за подготовкой и утверждением табелей учета рабочего времени работников учреждения.

Одной из форм обратной связи органов государственной власти с населением является «телефон доверия» по фактам коррупционных проявлений, работа которого в 2016 году получила новый импульс. Все сигналы рассматриваются лично Губернатором.

Так, в 2016 году на «телефон доверия» поступил 57 звонков из различных муниципальных образований Югры. При этом анонимных обращений – 9.

Наибольшая активность населения по обращениям, поступившим на «телефон доверия», отмечается в городах Нижневартовск (19,3%), Ханты-Мансийск (10,5%), Нефтеюганск (7%), Нижневартовском (10,5%), Белоярском (7%) районах. Также на «телефон доверия» поступили обращения от граждан, не проживающих на территории Югры – 5,3%.

Повышенная активность населения автономного округа в 2016 года отмечается по вопросам жилищно-коммунальной сферы (19,3%), социальной сферы (10,5%), распределения жилья (12,3%), некорректного поведения работников бюджетной сферы (8,8%), бездействия муниципальных служащих (8,8%), торговля (7%), возбуждения уголовных дел (5,3%), работы правоохранительных органов (5,3%).

Некоторых обращений направлены для рассмотрения в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти согласно компетенции, в том числе:

в УМВД по ХМАО-Югре (3 обращения);

в Прокуратуру округа (3 обращения);

в территориальные органы федеральных органов власти округа (4 обращения).

При этом 10 обращений направлены на рассмотрения и проведения проверочных мероприятий в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Все обращения рассмотрены и заявителям направлены ответы.

В Югре подписан Общественный антикоррупционный договор, предусмотренный Планом противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2017 годы.

Целью Договора является содействие формированию общих ценностей и принципов противодействия коррупции, создание условий в автономном округе по применению эффективных мер, направленных на предупреждение коррупции в системе взаимоотношений гражданского общества, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и бизнес-сообщества автономного округа.

Церемония подписания документа прошла 19 декабря в рамках заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Югре.

Проект договора прошел широкое общественное обсуждение. Его поддержали 355 представителей различных организаций и объединений общественной направленности, органов власти.

Опубликовано: 18.01.2017 11:54        Обновлено: 18.01.2017 11:54