Размер:
Цвет:

Выступление Астапенко Ирины Анатольевны, директора Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа на семинаре-совещании с резервом управленческих кадров 29.05.2018

Об изменении подходов к формированию резерва управленческих кадров на основе Общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации

Добрый день, уважаемые участники резерва!

Был повод собрать вас сегодня, поскольку на уровне Российской Федерации появилась Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров, одобренная Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров.

С ее появлением субъектам Российской Федерации даны поручения привести свои региональные акты с учетом подходов, изложенных в Общей концепции.

Сама Концепция базируется на 4 принципах формирования
и использования резервов управленческих кадров:

единые подходов к отбору кандидатов в резерв;

планомерность при подборе и подготовке кандидатов к замещению должностей;

целостный подход к оценке личностного и профессионального потенциала кандидатов с учетом всех влияющих факторов, а также комплексному развитию составляющих этого потенциала;

принцип развития, выражающийся в постоянном совершенствовании личностно-профессиональных ресурсов, а также сочетании возможностей «вертикального» и горизонтального» развития резервистов.

Особое значение в Концепции уделено проблеме определения численности резерва и низкой эффективности его использования, что вытекает из формального подхода к планированию потребности в резерве.

Изменения существующих нормативных правовых актов, в первую очередь будут направлены на решение этих проблем. Предполагается, что количественная потребность в вероятном замещении целевых управленческих должностей будет определять планируемую численность участников резерва. Как правило, количество резервистов не должно превышать одну треть от числа имеющихся управленческих должностей соответствующего уровня.

Процедура конкурса условно состоит из 2-х основных этапов.

Первый (заочный) этап предполагает оценку кандидатов на соответствие формальным требованиям (таким как образование, возраст кандидатов, наличие у них управленческого стажа, российского гражданства), оценка и анализ представленных рекомендаций на кандидата.

По сути, это конкурс документов, не предполагающий личного знакомства с кандидатом.

На втором (очном) этапе проводится углубленная оценка личностно-профессиональных и управленческих ресурсов кандидатов. На данном этапе используется широкий спектр диагностического инструментария и методик. Это уже хорошо зарекомендовавшее себя тестирование, кейсы, глубинное интервью, собеседование, психологические тесты и опросники, и даже общественная оценка.

Концепцией также предлагаются и новые для нас методы оценки, такие как телефонные опросы рекомендателей (в случае неоднозначности или недостаточности сведений в их рекомендациях), видеопрезентации кандидатов (использовались на конкурсе «Лидеры России» и являются очень популярными при работе с персоналом в негосударственных организациях), проблемно-аналитические деловые игры, позволяющие оценить способности кандидатов к аналитическому и творческому мышлению, коммуникативные способности, готовность к управлению изменениями и работать на командный результат.

На основе показателей оценки будет определяться итоговый рейтинговый балл кандидата, который отражает его текущую управленческую готовность к замещению управленческих должностей определенного уровня и ее составляющие: лидерскую, менеджерскую и экспертную.

Актуальная управленческая готовность кандидатов, согласно Концепции, определяется как сумма лидерской составляющей, экспертной составляющей и менеджерской составляющей управленческой готовности.

Кандидаты, получившие наиболее высокий итоговый рейтинговый балл, будут включены в резерв на срок, не превышающий 3 лет (к слову, сегодня мы включаем в резерв на 5 лет). Теперь мы вынуждены привести эту норму к единообразию с федеральной концепцией. Соответственно, когда будут внесены изменения в НПА, состав резерва будет пересмотрен.

Еще одним важным направлением Концепции является подготовка
и личностно-профессиональное развитие лиц, включенных в резерв управленческих кадров.

Концепция рассматривает подготовку резервистов, как комплекс мероприятий, направленных на создание условий для развития личностно-профессиональных и управленческих ресурсов и реализации их потенциала, проведения регулярной оценки динамики управленческой готовности.

Принципы, которые заложены в основу этой работы, в принципе и сейчас нами соблюдаются, просто описаны несколько в иной терминологии.

Вообще, отмечу, что в Концепции заложена регулярная оценка личностно-профессиональных и управленческих ресурсов и их динамики за время нахождения в составе резерва.

При этом, ключевая роль отводится самому участнику резерва, его готовности к обучению, развитию и самоизменением. Предполагается развитая субъектная позиция участников резерва, которая проявляется в активности, инициативности, рефлексивности и внутренней мотивации на самоизменения и саморазвитие.

Среди направлений развития резервистов известный нам набор мероприятий, таких как: образовательные программы, привлечение к экспертной, аналитической и проектной деятельности, наставничество, выступления на семинарах-совещаниях, конференциях, участие в фокус-группах, самоподготовка и другие.

При этом, Концепцией заложено, что приоритет участия в программах подготовки будет отдан лицам, планируемым для выдвижения на вышестоящую должность в порядке должностного роста, вновь назначенным на должность в порядке должностного роста и продолжающим оставаться в резерве, а также лицам, обладающим наиболее высоким уровнем управленческого потенциала.

В Концепции заложены показатели личностно-профессионального развития лица, включенных в резерв, уровня его готовности к замещению вышестоящей должности:

высокая эффективность и результативность деятельности, в том числе способность решать задачи развития как в рамках, так и за пределами непосредственных должностных обязанностей;

перемещения как между государственными органами, так и в самом государственном органе; между уровнями государственного управления; между государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, включая перемещения между государственными органами в различных субъектах Российской Федерации;

участие в проектах и мероприятиях по совершенствованию реализации государственном политики в различных сферах деятельности;

получение дополнительного профессионального образования, освоение комплексных программ подготовки, участие в стажировках;

участие в проектах и мероприятиях по совершенствованию реализации государственной политики в различных сферах деятельности.

Основным предназначением резерва управленческих кадров является назначение на ставшие вакантными управленческие должности. Поэтому, среди показателей эффективности работы с резервом, степень использования резерва управленческих кадров (т.е. доля назначенных из резерва по отношению к общему количеству лиц, включенных в резерв) стоит на первом месте.

Необходимо отметить, что одним из способов формирования резерва управленческих кадров в субъектах РФ стал Всероссийский конкурс «Лидеры России». Приятно отметить, что среди граждан, принимавших участие в конкурсе, много югорчан.

В полуфинал конкурса вышли 25 руководителей разного уровня из Югры, из них 23 мужчины и 2 женщины. В числе полуфиналистов также присутствует 1 государственный служащий (молодой и перспективный руководитель из Аппарата Губернатора автономного округа).

Мы познакомились с каждым из полуфиналистов, узнали их личные цели и ожидания от участия в конкурсе, намерения и возможные перспективы работы в государственных структурах, в том числе в органах государственного и муниципального управления. Совместно с руководителями органов государственной власти определили ключевые направления использования их потенциала, в том числе в качестве экспертов по различным отраслевым вопросам.

Уверена, что потенциал каждого из югорских участников Всероссийского конкурса «Лидеры России», вышедших в полуфинал, а особенно, финалистов, - будет востребован. И как показывает практика, не только в Югре. Практически в первый месяц после проведения полуфинала двух наших участников пригласили на интересную работу в другие субъекты РФ (Санкт-Петербург и Самарскую область).

В резерв управленческих кадров Югры включен один участник (полуфиналист) Всероссийского конкурса «Лидеры России», по его инициативе. Еще одному полуфиналисту оказано содействие в должностном росте.

В финале Югру представили 3 участника из Югры. Один финалист сегодня среди нас - Степанов Алексей Евгеньевич, заместитель главного врача по управлению и стратегическому планированию автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр профессиональной патологии».

Алексей Евгеньевич приглашен сегодня на встречу с Вами, чтобы поделиться своим опытом участия в конкурсе «Лидеры России».

Я предоставляю ему слово.

Опубликовано: 17.12.2018 12:50        Обновлено: 17.12.2018 12:57