Размер:
Цвет:

Доклад к повестке 2

О практике формирования организационных структур

исполнительно-распорядительных и представительных органов местного самоуправления в Белоярском районе


Вопрос оптимизации штатной численности для Белоярского района не актуален, поскольку с самого начала этапа становления местного самоуправления в Белоярском районе велась политика, направленная на упразднение избыточных управленческих функций, устранение дублирования, оптимизацию структуры органов исполнительной власти, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Белоярского района. На сегодня эффективность такой политики очевидна.

Коротко о структуре органов местного самоуправления в Белоярском районе.

На уровне района глава Белоярского района избирается Думой Белоярского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию, а избранная на муниципальных выборах Дума района в составе 15 депутатов выбрала из своего состава председателя.

В штате администрации городского поселения Белоярский замещено всего 2 штатные единицы: глава администрации городского поселения Белоярский (назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса) и начальник отдела по земельным отношениям. В состав совета депутатов городского поселения Белоярский также входит 15 депутатов. Депутаты выбрали из своего состава главу городского поселения Белоярский (он осуществляет полномочия на непостоянной основе), он же является председателем Совета депутатов городского поселения Белоярский.

В сельских поселениях избранный на муниципальных выборах глава поселения возглавляет местную администрацию и исполняет обязанности председателя представительного органа муниципального образования. Во всех сельских поселениях численный состав представительных органов местного самоуправления установлен в количестве 10 депутатов. В среднем численность муниципальных служащих в администрациях сельских поселениях составляет 5 человек.

Ни в Думе Белоярского района, ни в Советах депутатов поселений в границах Белоярского района штатных работников нет, практики работы депутатов представительных органов района и поселений в границах района на освобожденной основе не было.

Организационное обеспечение работы представительных органов местного самоуправления района и городского поселения Белоярский осуществляет управление по местному самоуправлению администрации района со штатной численностью 3 человека. В сельских поселениях организационное обеспечение работы представительного органа осуществляется работниками администрации соответствующего сельского поселения.

Надо сказать, что до вступления в силу № 131-ФЗ штатная численность работников муниципального образования город Белоярский составляла 233 единицы (1 глава, 174 муниципальных служащих, 23 технических работника и 35 рабочих). С началом реформы местного самоуправления штатная численность работников органов местного самоуправления с учетом всех муниципальных образований в границах Белоярского района практически не изменилась (в 2006 году стало 7 глав, 180 муниципальных служащих (из них в администрации района 157), 27 технических работников, 20 рабочих).

За последние 5 лет, после поручения Губернатора автономного округа о необходимости принятия мер по сокращению неэффективных расходов консолидированного бюджета автономного округа в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, государственного и муниципального управления, численность муниципальных служащих администрации Белоярского района увеличилась на 4 штатные единицы, обусловлена исключительно изменениями в окружном законодательстве: в 2014 году на 2 единицы в связи с необходимостью осуществления муниципального жилищного контроля, в 2016 году на 2 единицы для организационного обеспечения деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сегодня общая штатная численность работников в целом по району такова: 7 глав, 198 муниципальных служащих (из них в администрации района 164), 36 технических работников, 23 рабочих.

Структура администрации района представлена 26 органами администрации, из них правами юридического лица наделены 6 комитетов. Также входят в структуру 9 управлений и 11 отделов.

Численность чиновников достаточно оптимизированная, на 1 тыс. жителей приходится 6,7 муниципальных служащих органов местного самоуправления. Наличие малочисленного штата в администрациях поселений, а также проблем с обеспечением квалифицированными кадрами в сельских поселениях, обусловили в целях обеспечения эффективного решения вопросов местного значения заключение соглашений о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления Белоярского района. Данный механизм перераспределения полномочий позволяет значительно оптимизировать систему муниципального управления и обеспечить сокращение расходов местных бюд­жетов на содержание органов местного самоуправления.

Из 39 вопросов местного значения от городского поселения Белоярский переданы полномочия по 37 вопросам местного значения (межнациональные отношения и участие в кадастровых работах осталось за городом). От сельских поселений (трассовые поселки) и сельское поселение Полноват - по 16 ВМЗ, а по сельскому поселению Казым - по 15 ВМЗ. Вопрос местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения органы местного самоуправления сельских поселений Казым и Полноват решают самостоятельно, учитывая местные национальные обычаи и традиции.

Следует отметить, что в администрации Белоярского района, переданные от поселений полномочия по решению вопросов местного значения на основании муниципального правового акта распределены между органами администрации района.

В связи с тем, что в рамках № 131-ФЗ на основании соглашений передаются полномочия только лишь по решению вопросов местного значения, иные полномочия, не относящиеся к таковым, осуществляются администрацией района за городское поселение на безвозмездной основе на основании соглашения о взаимодействии. Это, скажем, кадровая деятельность, бухгалтерский учет.

Аттестация муниципальных служащих поселений, контрольно-счетной палаты Белоярского района, квалификационный экзамен проводятся единой комиссией, созданной в администрации района. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов администрации района рассматривает не только вопросы в отношении служащих района, но и городского поселения Белоярский, контрольно-счетной палаты Белоярского района. Естественно, организация деятельности данных коллегиальных органов обеспечивается работниками администрации района. Кроме того, существует практика заключения соглашений о взаимодействии между администрацией Белоярского района и представительными органами Белоярского района и городского поселения Белоярский (например, для обеспечения реализации требований антикоррупционного законодательства в отношении главы городского поселения Белоярский, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, депутатов Совета депутатов городского поселения Белоярский, депутатов Думы Белоярского района).

Положительный опыт взаимодействия органов местного самоуправления Белоярского района и поселений, входящих в его состав, по вопросам передачи осуществления части полномочий был изложен в работе специалиста-эксперта юридическо-правового управления администрации Белоярского района Давлетшиной Р.Р., представленной на конкурс «Лучший муниципальный служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в этом году, занявшей 1 место в номинации «Специалист по правовой работе».

Взаимодействие органов местного самоуправления двух уровней местной власти (районной и поселенческой) носит традиционно сложившийся характер по принципу работы единой команды. Создан и обеспечивает эффективное взаимодействие Совет глав муниципальных образований Белоярского района в решении социально значимых вопросов для населения территории. Ежегодно сельские поселения передают по соглашению часть своих полномочий по решению вопросов местного значения району. Главы поселений принимают участие в рабочих совещаниях, проводимых органами местного самоуправления муниципального района, присутствуют на заседаниях Думы района. Заместители главы района и руководители органов администрации выезжают в населённые пункты района для проведения приёмов по личным вопросам, оказания содействия в исполнении полномочий по вопросам местного значения, а также с целью получения более чёткой картины о жизни людей в сёлах. Администрацией района ведётся целенаправленная работа по оказанию методической помощи администрациям сельских поселений по подготовке нормативно-правовых актов, по реализации на практике положений законов, координации работы поселений в реализации их полномочий. Разногласия и конфликты между муниципальными образованиями в нашей территории отсутствуют.

На сегодняшний день опыт Белоярского района в объединении полномочий исполнительных органов городского поселения и муниципального района, доказал свою эффективность. Удалось значительно сэкономить местные финансы на содержание аппарата чиновников, а также эффективно управлять муниципальной собственностью. При этом, возвращаясь к вопросу о применении методических рекомендаций, отмечу, что при подготовке расчета оптимальной штатной численности муниципальных служащих было установлено, что норматив времени на выполнение функций (полномочий) муниципальными служащими соответствует норме рабочего времени, установленной трудовым законодательством. Кроме того, принципы определения структуры администрации Белоярского района соответствуют принципам определения структуры местной администрации, закрепленным в методических рекомендациях.

Подход к наименованию органа администрации в зависимости от численности работников этого органа администрацией Белоярского района не взят за основу. Основополагающим является создание оптимизированной, работоспособной, высокопрофессиональной  команды, способной эффективно решать вопросы местного значения, при обеспечении им достойного уровня заработной платы. Количественный показатель при этом неприменим.

Таким образом, цель методических рекомендаций – оптимизировать расходы местных бюджетов на содержание органов местного самоуправления – в Белоярском районе достигнута, только путем объединения полномочий.

Основной задачей является прежде всего эффективность деятельности органов местного самоуправления, достижение наилучших показателей, а это напрямую не зависит от численности работников конкретного органа. Достижение Белоярским районом наилучших показателей социально-экономического развития при сохранении оптимизированной штатной численности возможно независимо от наименования и численности работников органов администрации района.






Опубликовано: 20.12.2017 09:12        Обновлено: 06.02.2018 16:36