Размер:
Цвет:

Доклад к повестке

Департамент

государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

____________________________________________________


Докладчик:

начальник отдела муниципальной службы

Управления государственной

гражданской и муниципальной службы

Депгосслужбы Югры

Ковалева Анна Дмитриевна



О корректировке

Методических рекомендаций по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения в соответствии с предложениями органов местного самоуправления муниципальных образований

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Уважаемые коллеги!


Разрешите мне начать с представления небольшого анализа штатной численности органов местного самоуправления.

Общая штатная численность работников органов местного самоуправления муниципальных образований Югры по состоянию на 1 июля 2017 года составляет 7836,4 шт.ед., из них 6637,65 шт.ед. – должности муниципальной службы, 1092,25 шт.ед. – должности, не являющиеся должностями муниципальной службы (техническое обеспечение) и 106,5 шт.ед. – рабочие профессии, что составляет 18,06 % от штатной численности должностей муниципальной службы.

В городских округах и муниципальных районах соотношение штатной численности работников, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы (технического обеспечения, рабочие), к штатной численности муниципальных служащих составляет 12,4 и 25,01 % соответственно, в городских и сельских поселениях автономного округа – 37,4 и 65,01 % соответственно.


Следует отметить, что в результате проведенных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа мероприятий по оптимизации штатной численности общая штатная численность работников с 2015 по 2017 годы сократилась на 108,4 шт.ед, из них 16,9 шт.ед. – должности муниципальной службы, 78,75 шт.ед. – должности, не являющиеся должностями муниципальной службы (техническое обеспечение), 12,75 шт.ед. – рабочие специальности.

Так, снижение численности муниципальных служащих произошло в г. Нижневартовске на 9 шт.ед., в Кондинском районе – 8 шт.ед.

Вместе с тем, следует отметить увеличение общей штатной численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления отдельных муниципальных образований (Сургутский район на 11 шт.ед., Нефтеюганский район – 8 шт.ед., Советский район – 5,5 шт.ед.).

В ходе проведения анализа штатных расписаний органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа установлено, что по сравнению с 2015 годом увеличилась доля должностей муниципальной службы, учреждаемых для выполнения функции «специалист» на 0,4 %. В то же время уменьшился удельный вес должностей муниципальной службы, учреждаемых для выполнения функции «руководитель» на 0,2 %, «помощник (советник)» - на 0,2 %, «обеспечивающий специалист – на 0,4 %.



Средняя доля должностей муниципальной службы, учреждаемых для выполнения функции «руководитель», в автономном округе составляет 38,3 %. В ряде муниципальных образований автономного округа (Ханты-Мансийский район (60,1), города Ханты-Мансийск (53,3), Югорск (53,3)) доля должностей муниципальной службы, учреждаемых для выполнения функции «руководитель», превышает 50 %.

Следует отметить, что в ряде городских округов и муниципальных районов в штатное расписание администрации включены структурные подразделения (управления), состоящие из одного-двух отделов (при этом численность отделов составляет 1-2 шт.ед.), либо не включающие в себя структурные подразделения (отделы).

Так, например управление специальных мероприятий администрации Нефтеюганского района не имеет входящих в состав управления структурных подразделений, численность управления составляет всего 2 шт.ед.: начальник управления, специалист-эксперт.

В структуру Управления по учету и отчетности включены два отдела: планово-экономический и отдел бухгалтерского учета. Вместе с тем, численность управления состоит из 4 шт.ед.: начальника управления, заместителя начальника управления, 2 шт.ед. начальника отдела. Таким образом, доля руководящего состава данного управления составляет 100%. Следует отметить, что должностные обязанности по должностям, учреждаемым для выполнения функции «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Вместе с тем, планово-экономический и финансовый отделы включают в себя по 1 шт.ед. (начальник отдела).

В администрации г. Урая в состав Управления по культуре и молодежной политике входит 6 шт.ед., из которых 2 шт.ед. руководящие должности (начальник управления, начальник службы), таким образом, доля руководящего состава по отношению к иным должностям в данном структурном подразделении составляет 33,3 процента. В Управлении по физической культуре, спорту и туризму администрации города Урая всего 4 шт.ед., и в своем составе имеется одно структурное подразделение. Доля руководящего состава по отношению к иным должностям в данном структурном подразделении составляет 50 процентов.

Таким образом, при формировании штатного расписания необходимо учитывать соответствие штатной численности объективной потребности в выполнении установленных функций органа местного самоуправления и экономного использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов, исходить, из того что в первую очередь, начальник управления или начальник отдела руководит управлением или отделом и координирует работу подчиненных сотрудников, то есть подразумевается что этих сотрудников должно быть определенное количество, а не наоборот.


С целью установления единого подхода к формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов, а также определению штатной численности муниципальных служащих с учетом всех выполняемых функций, Депгосслужбы Югры совместно с ОМСУ в соответствии с протокольным поручением Совета по развитию местного самоуправления разработаны методические рекомендации по формированию организационных структур, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения.

В указанных методических рекомендациях сформированы общие требования к структуре указанных органов, нормативы формирования численности структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов, служб, секторов), предлагается методика расчета штатной численности муниципальных служащих с учетом предварительно проведенного анализа исполняемых функций с применением фотографии рабочего дня.

В рамках подготовки методических рекомендаций органами местного самоуправления в 2016 году проведена работа по расчету оптимальной штатной численности муниципальных служащих с учетом выполняемых функций.

По итогам данной работы в ряде муниципальных образований установлено, что существующее количество штатных единиц муниципальных служащих для осуществления выполняемых функций недостаточно. Так, например, проведенный в администрации города Ханты-Мансийска, расчёт показал результат в потребности дополнительных единиц в среднем не менее чем на 1,8 от существующей штатной численности (без учета переданных гос. полномочий), что составит штат служащих не менее 530 человек на 97 214 численности населения.

Муниципальные образования (районы: Белоярский Советский, Ханты-Мансийский, Октябрьский, Сургутский; г.г. Покачи, Сургут, Лангепас, Ханты-Мансийск) проинформировали Депгосслужбы Югры об итогах практической апробации и представили в адрес Департамента предложения по корректировке методических рекомендаций.

Следует отметить, что администрация Сургутского района проинформировала о нецелесообразности применения метод.рекомендаций в связи с тем, что в районе уже применяются рекомендации, разработанные органами местного самоуправления. Администрация Советского района считает, что принятие единого стандартизированного подхода к формированию структур не представляется возможным, в связи с тем, что Депфином Югры ежегодно утверждается норматив на содержание органов местного самоуправления, в рамках которого органы местного самоуправления уже решают вопросы количественного состава.

Применение методических рекомендаций в настоящее время затруднительно в связи с тем, что на сегодняшний день расчет предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляется по методике, определенной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 августа 2010 года № 191-п «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В соответствии с указанным нормативным правовым актом в качестве критерия для определения общей штатной численности муниципального образования выступает лишь численность муниципального образования.

Оптимизация организационно-штатной структуры органа местного самоуправления должна осуществляться на основе функционального детального анализа, в ходе которого в соответствии с действующим законодательством целесообразно определить необходимые и избыточные функции по решению вопросов местного значения и по осуществлению отдельных переданных государственных полномочий, обеспечить исключение дублирования и исполнения структурными подразделениями органа несвойственных функций (в том числе путем передачи их на исполнение в порядке аутсорсинга в существующие или вновь создаваемые подведомственные муниципальные учреждения, многофункциональные центры).

Данную работу возможно выполнить с учетом предлагаемых методических рекомендаций.

При осуществлении оптимизации организационно-штатной структуры исполнительно-распорядительного органа городского округа или муниципального района рекомендуется:

1) Минимизировать (сократить) количество структурных подразделений, осуществляющих управленческие и обеспечивающие функции, путем их слияния (объединения).

В соответствии с перечнями функций структурных подразделений органов местного самоуправления, с учетом трудоемкости их исполнения, целесообразно обеспечить перераспределение кадровых ресурсов внутри и между структурными подразделениями, расширить круг должностных обязанностей и полномочий муниципальных служащих.

При этом необходимо исходить из того, что в структуру Управления рекомендуется включать не менее 2 отделов со штатной численностью не менее 3 шт.ед. Должность заместителя начальника Управления целесообразно вводить при условии штатной численности Управления более 15 единиц; заместителя начальника отдела - более 6 единиц.

В целях сокращения управленческих уровней в структуре администрации, повышения персональной ответственности заместителей главы за положение дел в подведомственных сферах возможно наделить их, кроме представительских и политических, функциями по решению вопросов местного значения путем введения двойного наименования должности.

Возможно включение в штатное расписание отдельных должностей с прямым подчинением главе либо заместителям главы, если функциональные обязанности по данным должностям связаны с определенными видами деятельности (специалисты по ГО и ЧС, мобилизационной подготовке и т.п.).

2) Обеспечить сбалансированность штатных расписаний по должностному составу:

- в штатное расписание необходимо включать должности муниципальной службы различных групп должностей муниципальной службы в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденным Законом автономного округа от 20.07.2007 № 97-оз;

- численность руководящего состава (в том числе заместителей главы, начальников Управлений, отделов, заведующих секторов, и т.д.) не рекомендуется превышать более чем на 40 процентов от общей численности муниципальных служащих;

- численность лиц, не являющихся муниципальными служащими, должна составлять не более 15 процентов от общей численности работников органов местного самоуправления (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 6 августа 2010 года № 191-п «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы, должно быть основано на характере и содержании деятельности работника по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления.


3) Осуществлять повышение эффективности работы за счет автоматизации отдельных административных процедур и организации дистанционного взаимодействия с заявителями, что приведет к уменьшению потребности в муниципальных служащих.

Обеспечивать развитие системы многофункциональных центров с передачей на исполнение в МФЦ отдельных административных процедур по предоставлению муниципальных услуг (прием, выдача документов, консультирование заявителей). Это также приведет к снижению трудозатрат.

Напоминаю вам о том, что в соответствии с письмом первого заместителя Губернатора автономного округа А.В.Шипилова муниципальные правовые акты, предусматривающие изменения в структуру и штатное расписание органа местного самоуправления рекомендовано направлять в Депгосслужбы Югры на предварительную экспертизу. На сегодняшний день данные рекомендации выполняют муниципальные образования: Советский район, Урай, Лангепас, Когалым, Покачи, Югорск, Нижневартовск, Пыть-Ях, Нефтеюганск, Нягань.

Отмечу, что формирование структур целесообразно проводить в соответствии с разработанными методическими рекомендациями.

Наша с вами задача выработать решения, которые дадут нам возможность двигаться дальше в решении вопроса формирования таких структур и штатной численности органов местного самоуправления, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и достижению общественно значимых целей.

Опубликовано: 20.12.2017 09:11        Обновлено: 06.02.2018 16:31