Размер:
Цвет:

О взаимодействии органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления с общественными советами по реализации антикоррупционных задач.

О взаимодействии органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления с общественными советами по реализации антикоррупционных задач

Общественные советы являются наиболее распространенной формой участия общественности в деятельности различных государственных структур.Основные задачи общественных советов, на наш взгляд, состоят в первую очередь в создании элементов гражданского общества и достижения прозрачности власти.

Создание общественных советов при исполнительных органах государственной власти автономного округа, исполняющих функции контроля и надзора, предусмотрено Планом противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2008-2010 гг.

И потому представляется важным обсудить, чем являются эти советы на текущий момент, и что мы могли бы предложить для повышения эффективности их деятельности.

Мы направили запросы в органы исполнительной власти автономного округа, при которых созданы такие общественные структуры, а также в органы местного самоуправления, получили ответы от большинства адресатов и проанализировали их. Представляем вам результаты.

В 2009 году Общественные советы созданы:

  • при Департаменте труда и социальной защиты населения автономного округа;

  • при Департаменте по вопросам малочисленных народов Севера автономного округа;

  • при Управлении АПК автономного округа;

  • при Департаменте образования и науки автономного округа;

  • при Департаменте здравоохранения автономного округа.

Численный состав созданных советов при органах исполнительной власти автономного округа насчитывает 41 человек, из них представителей общественности – 29 человек, что составляет 70% от общего состава. Максимальный процент общественников – 100% в советах при Департаменте труда и социальной защиты населения автономного округа и Управлении АПК автономного округа, 99% - при Департаменте образования и науки автономного округа. Высокий процент общественников также в совете при Департаменте здравоохранения автономного округа.

Органы исполнительной власти стремятся привлекать к работе в советах руководителей организаций, поскольку они являются наиболее компетентными, грамотными, знающими проблему.

Руководителями ниже указанных органов власти автономного округа принято решение о нецелесообразности создания дополнительных общественных структур:

  • Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа (ответ от 19.03.2009 №603/09);

  • Комитет по физической культуре и спорту автономного округа (ответ от 23.03.2009 №469);

  • Комитет по молодежной политике автономного округа (ответ от 30.03.2009 №405).

Департамент труда и социальной защиты населения автономного округа

Общественный совет создан приказом директора от 18.03.2009 №95-р, за отчетный период общие заседания Совета не проводились, по Положению об общественном совете периодичность заседаний – по мере необходимости.

Формами участия членов Совета в деятельности Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа являются:

  • вхождение в состав комиссии по оказанию единовременной материальной помощи гражданам оказавшимся в экстремальной ситуации. В период с 18.03.2009 по 25.11.2009 состоялось 36 заседаний комиссии;

  • вхождение в состав рабочей группы, осуществляющей деятель­ность по разработке, экспертизе проектов правовых актов. С участием представителей общественности разработана и утверждена ведомственная целевая программа от 09.09.2009 №397-р "Развитие системы социального обслуживания и реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий на 2010-2012 годы";

  • вхождение в состав экспертной группы по экспертизе качества реализации мероприятий Программы автономного округа "Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2008-2012 годы". Проведены экспертные работы по 34 объектам, произведена оценка качества выполненных строительных работ на 28 объектов и выполняемых в настоящее время работ по обустройству 6 объектов. Осуществляется формирование адресного перечня видов работ и приоритетных объектов, подлежащих адаптации для инвалидов. Составлен перечень рекомендаций по оснащению учреждений специальным оборудованием для инвалидов различных категорий (по слуху, зрению, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).

Департамент по вопросам малочисленных народов Севера автономного округа

Общественный совет создан приказом и.о.директора от 21.04.2009 №80-0, на отчетный период проведено 1 заседание Общественного совета, по Положению об общественном совете периодичность заседаний – по мере необходимости.

Члены Совета принимали участие в подготовке и экспертизе нормативно-правовых актов:

  • О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства от 01.07.2008 № 138-п "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008-2012 годы" в части указания предельных площадей объектов строительства расположенных на территориях традиционного природопользования подлежащих субсидированию;

  • О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства от 02.05.2006 г. № 95-п "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Было обсуждено 9 пунктов данного постановления, в том числе в части реализации антикоррупционных мероприятий.

Управление агропромышленного комплекса автономного округа

Общественный совет создан приказом начальника от 17.03.2009 №28, за отчетный период прошло 3 заседания Совета, по Положению об общественном совете периодичность заседаний – не реже 1 раза в квартал.

Члены Общественного совета принимали участие в подготовке и экспертизе (в т.ч. антикоррупционной) нормативно-правовых актов в сфере сельского хозяйства и рыбной отрасли.

Подготовлены 2 проекта закона автономного округа:

  • "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" на 2008-2011 годы" в части уточнения финансирования по программе, исключения малоэффективных и включения новых мероприятий по поддержке и развитию агропромышленного комплекса.

Разработано постановление Правительства автономного округа:

  • "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства автономного округа от 22 февраля 2008 года № 42-п" "О государственной поддержке сельского хозяйства и рыбной отрасли на 2008-2010гг" в части уточнения перечня документов на получение субсидий из бюджета автономного округа на произведённую и реализованную продукцию сельского хозяйства и рыбной отрасли.

Подготовлен проект постановления Правительства автономного округа:

  • о внесении изменений в Порядок расчета субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства. Проект предполагает введение новых ставок субсидий на производство мяса кроликов, перепелиного яйца и мяса специализированных мясных пород крупного рогатого скота.

Департамент образования и науки автономного округа

Общественный совет создан приказом директора от 02.04.2009 №164, на отчетный период проведено 1 заседание Совета, по Положению об общественном совете периодичность заседаний – по мере необходимости.

Члены Совета приняли участие:

  • в Окружном совещании педагогических работников образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

  • в рамках выставки "Образование Югры" в работе "круглого стола" по теме: "Роль общественных организаций в образовательном процессе", где, в том числе обсуждались вопросы противодействия коррупции;

  • в работе коллегии Департамента образования и науки автономного округа.

Департамент здравоохранения автономного округа

Общественный совет создан приказом директора от 14.08.2009 № 348., на отчетный период проведено 1 заседание Совета, по Положению об общественном совете периодичность заседаний – не реже 1 раза в квартал.

Члены Совета приняли участие в разработке и осуществлении общественной, в том числе антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов автономного округа, подготавливаемых Департаментом здравоохранения автономного округа:

  • Проекта Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 102-оз "Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

  • Проекта постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 6 мая 2008 года № 97-п "О Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Таким образом, основным видом деятельности общественных советов явилась экспертиза проектов нормативных правовых актов автономного округа с целью оценки качества документов на предмет их соответствия общим потребностям и интересам населения автономного округа.

Необходимо создание общественных советов и в других структурах, призванных обеспечить принятие законов, отвечающих реалиям сегодняшнего дня, содействующих движению вперед, а не назад. Прежде всего, это относится к тем структурным подразделениям, которые уполномочены Губернатором автономного округа на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории автономного округа (распоряжение Губернатора автономного округа от 28 мая 2009 года № 241-рг). Очевидно, что помимо задач контроля, надзора, экспертизы, есть еще очень важная задача, это обеспечение коммуникации. Это как раз то, что позволит структурным подразделениям органов власти в случае положительного решения о создании общественных советов стать еще одним источником информации, как для граждан, так и для власти.

Идти на широкую дискуссию с общественностью не всегда есть желание. Поэтому очень важно, кто входит в состав общественного совета, насколько продуманными могут быть рекомендации этого органа. Несмотря на различные издержки, нам все же надо двигаться в этом направлении. Это очень важно, если мы говорим о том, что должны способствовать развитию институтов гражданского общества и учиться слышать мысли и идеи, которые есть у общественности.

Я хотел бы отдельно отметить, что, когда речь идет об общественных советах, нужно особое внимание обратить на взаимодействие с муниципальными образованиями. Как известно, муниципальное управление не входит в систему органов государственной власти. В то же время это - власть.

Поступила информация о работе 15 различных советов, созданных при главах муниципальных образований Югры, это в городах Югорске, Ханты-Мансийске, Урае, Радужном, Нягани, Нижневартовске, Нефтеюганске, Мегионе, Лангепасе, а также в Ханты-Мансийском, Сургутском, Нефтеюганском, Березовском, Белоярском районах. Общая численность этих структур составляет 440 человек, из них представителей общественных организаций 290 человек, остальные - представители предприятий, учреждений, органов местной власти, предприниматели. Периодичность заседаний, как правило, ежеквартальная.

Это очень разные советы по своим структурам и динамике работы, но в большинстве все они созданы в целях развития диалога власти и гражданского общества, вовлечения социально активных граждан в решение социальных вопросов.

С учетом поступившей информации из муниципальных образований перечисленных выше, отмечу активную и положительную работу в решении антикоррупционных задач следующих общественных структур:

Нягань

Городским общественным советом утвержден план мероприятий по взаимодействию со структурными подразделениями органов местного самоуправления по реализации Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", который предусматривает:

  • участие членов городского общественного совета в заседании межведомственного совета по противодействию коррупции,

  • изучение общественного мнения о ходе реализации Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" правоохранительными органами,

  • проведение "круглого стола" по обсуждению вопроса "О роли общественности города в борьбе с коррупцией",

  • проведение общественных обсуждений по проблемам связанных с коррупцией и реализацией мероприятий по борьбе с этим явлением.

Кроме этого, в составе городского общественного совета создана и активно работает общественная комиссия по осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Эта комиссия наделена правами участника межведомственного совета по противодействию коррупции.

Нижневартовск

В план работы Общественного совета при главе города Нижневартовска включены вопросы о реализации Плана мероприятий по противодействию коррупции в администрации города, об участии представителей общественных объединений в общественной экспертизе нормативных правовых актов по актуальным социально значимым проблемам города.

26 ноября состоялось совместное заседание Общественного совета при главе города и межведомственного совета по противодействию коррупции на тему "Реализация мер национального плана противодействия коррупции и по правовому просвещению граждан". На Совете были рассмотрены вопросы о роли общественности в борьбе с коррупциогенными факторами, подведены итоги исполнения за 9 месяцев 2009 года Плана противодействия коррупции в городе Нижневартовске и намечены основные направления работы на 2010 год.

По итогам совещания вынесено решение провести в 1 квартале 2010 года совместно с филиалом Южно-Уральского государственного университета в городе Нижневартовске конференцию, посвящённую вопросам противодействия коррупции и повышения правовой культуры жителей города, с участием преподавателей учреждений высшего профессионального образования, представителей администрации, Думы, прокуратуры и правоохранительных органов города.

Мегион

Представители городского совета общественных организаций принимают активное участие в обсуждении вопросов местного значения. В повестку дня работы Совета вносятся самые насущные вопросы в сфере ЖКХ, городского транспорта, образования, здравоохранения, безопасности, защиты трудовых прав.

Представители городского совета общественных организаций входят в состав межведомственного совета при главе города по противодействию коррупции.

Нефтеюганск

На прошедшем в декабре текущего года заседания городского общественного совета рассмотрен вопрос "Об участии общественных объединений в мероприятиях, направленных на предупреждение и выявлении фактов коррупции".

Лангепас

Консультативный совет общественных объединений при Администрации города принимает участие в реализации мер по противодействию коррупции. Роль членов Консультативного совета состоит в информации членов своих организаций, диаспор, осуществляющих свою деятельность на территории города об усилиях власти, направленных на противодействие коррупции, а также своевременно информировать органы власти о выявленных случаях проявления коррупции на территории города Лангепаса. Согласно утвержденных мероприятий, на официальном сайте администрации города Лангепаса действует раздел: "Противодействие коррупции", в котором размещены нормативно-правовые документы, текущая информация о деятельности Консультативного совета общественных объединений, а также предусмотрена возможность организации обратной связи с населением через действующий электронный почтовый ящик.

Белоярский район

Члены Общественного совета в части осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, взаимодействуют с органами местной власти в вопросах противодействия коррупции и входят в состав ряда коллегиальных органов.

Ханты-Мансийский район

Представители общественности входят в составы межведомственных советов при главах сельских поселений по противодействию коррупции. Молодёжный фонд "Возрождение" реализует на территории района агитпробег "Выбери жизнь". В процессе работы с населением даётся информационный материал по вопросам предупреждения коррупции. Активом Фонда реализуется проект "Общая теория управления", цель которого - способствовать решению молодёжной кадровой политики, подготовки будущих управленцев района, способных противостоять коррупции.

В остальных ответах отмечается, что вопросы, связанные с реализацией антикоррупционных задач, как правило, не рассматриваются на заседаниях общественных советов по причине наличия в каждом муниципальном образовании межведомственных советов по противодействию коррупции, в состав которых входят представители общественности.

Одним из показателей эффективности деятельности советов является количество решений, принятых тем или иным советом и потом реализованных через какие-то нормативно-правовые акты или программы, принесшие определенный социальный или экономический эффект. На наш вопрос о том, были ли учтены решения общественных советов в каких-либо нормативных документах, получены положительные ответы только из Урая, Ханты-Мансийска, Югорска и Мегиона. Для того чтобы решения общественных советов реализовывались, необходима с одной стороны рефлексивность властных структур к этим решениям, а с другой - активность самого совета в продвижении и внедрении решений, которые должны быть технологичными и приводить, как я уже сказал, к социальным эффектам.

Опубликовано: 04.04.2016 17:26        Обновлено: 04.04.2016 17:26