Размер:
Цвет:

Рыженков Александр Владимирович – глава муниципального образования город Нягань (по согласованию).

Доклад Главы города Нягань
"Об итогах работы межведомственного Совета по противодействию коррупции при главе муниципального образования город Нягань за 2009 год"

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2009 года сделал тему противодействия коррупции одной из центральных.

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость.

Настоящий доклад отражает деятельность органов местного самоуправления города Нягань в вопросах противодействия коррупции на муниципальном уровне в текущем году.

В целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" были приняты 16 нормативно - правовых актов.

В соответствии с требованиями действующего законодательства на уровне муниципального образования принято распоряжение главы города Нягани № 80-рг "О комиссии по урегулированию конфликта интересов Аппарата Главы муниципального образования город Нягань". Аналогичные комиссии сформированы во всех муниципальных органах, в том числе в структурных подразделениях с правами юридического лица. С начала утверждения положения состоялось шесть заседаний комиссии, на которых рассмотрены следующие вопросы:

  • уведомления муниципальных служащих об осуществлении иной оплачиваемой деятельности на предмет наличия конфликта интересов;

  • представления органов прокуратуры по факту выявленных нарушений, допущенных служащими в рамках прохождения муниципальной службы (нарушения ограничений и запретов, установленных действующим законодательством, неполное отражение доходов в декларациях);

  • причины задержки рассмотрения и принятия решений по обращениям физических и юридических лиц.

В ходе заседания комиссии приняты решения о привлечении ряда сотрудников к дисциплинарной ответственности.

С целью дебюрократизации управленческих процессов, социально-значимые службы (управление по работе с обращениями граждан, департамент имущественных и земельных отношений, комитет образования и науки, МУ "Комитет городского хозяйства") и ряд муниципальных служащих (помощники) размещены в местах наиболее массового проживания населения города. Данная мера также осуществлена с целью оперативного оказания наиболее социально-значимых услуг. Кроме того, в местах массового посещения населением города размещены "почтовые" ящики для сбора письменных обращений граждан. На официальном сайте муниципального образования размещена ссылка, на которой можно разместить обращение к Главе города, главе администрации, руководителям комитетов, департаментов. На заседаниях комиссии по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, созданной 26 сентября 2008 года Постановлением Главы города № 75-ПГ, регулярно рассматриваются вопросы антикоррупционной направленности. Работа с обращениями граждан регламентирована федеральным законодательством и на местном уровне Регламентом по работе с обращениями граждан, утвержденным постановлением Главы города от 03.03.2009г. № 15-пг в котором отражены порядок и сроки рассмотрения и исполнения обращений и заявлений. На заседаниях комиссии по урегулированию конфликтов интересов, аппаратных совещаниях регулярно рассматриваются причины задержки рассмотрения и принятия решений по обращениям физических и юридических лиц.

В целях создания многофункциональных центров для предоставления государственных и муниципальных услуг на территории города активно ведется подготовка к внедрению данного вида деятельности. Разработан и находится на согласовании "Реестр муниципальных услуг", принято распоряжение Главы города от 12.05.2009 г. № 38-рг "О Плане подготовки административных регламентов предоставления муниципальных услуг в некоторых наиболее коррупционно опасных сферах деятельности органов местного самоуправления города Нягани", разработано 14 административных регламентов предоставления муниципальных услуг, из них 2 утверждены постановлениями Администрации города, остальные находятся в стадии согласования в прокуратуре и ряде органов местного самоуправления, проводится организационная работа со структурами федерального подчинения. Управлением по работе с обращениями граждан аппарата Главы города подготовлен регламент работы по принципу "одно окно" для работы с обращениями граждан консультационного и заявительно-разрешительного характера.

Мерами по предотвращению конфликта интересов является проведение аппаратной учебы на предмет выполнения муниципальными служащими обязанности сообщать о выполнении иной оплачиваемой работы. Однако, при этом на служащего также возлагается обязанность принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить конфликт интересов, в частности, сообщать о наличии личной заинтересованности в ходе исполнения должностных обязанностей. Комиссией по урегулированию конфликта интересов было выявлено 16 нарушений, допущенных муниципальными служащими, к которым были приняты меры административного и дисциплинарного воздействия.

На основании Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" организовано проведение антикоррупционной экспертизы в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия муниципальных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий. Принято решение Думы города № 557 "О Положении о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань". В ноябре 2009 года с руководством Академии безопасности и специальных программ (г. Москва) заключено соглашение о проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг).

К профилактическим мерам можно отнести и формирование кадрового резерва муниципального образования.

В соответствии с Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 30.11.2005 № 149 кадровыми службами организуется проверка достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых муниципальными служащими путем направления соответствующих запросов в налоговые органы. Лица, не представившие налоговую декларацию за 2009 год, отсутствуют, нарушений в предоставлении данных налоговыми органами не установлено. По представлению прокуратуры города были установлены 2 нарушения, содержащие коррупциогенные составляющие, приказом главы администрации города, к служащим, допустившим данные нарушения, применены меры дисциплинарного воздействия.

Контроль за соблюдением ограничений, установленных для муниципальных служащих, производится посредством направления запросов в налоговые органы. Проводится аппаратная учеба. Руководителями всех уровней проводятся собеседования с муниципальными служащими, кандидатами на замещение вакантных должностей, осуществляется сбор и накопление оперативной информации путем направления запросов в правоохранительные органы.

Проведено 9 проверок законности использования муниципального имущества, в ходе проверок нарушений не выявлено.

В рамках работы Комиссии по определению коррупциогенности нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань, утвержденной постановлением Главы города Нягани от 26.11.2008 г. № 89-ПГ проводится анализ проектов нормативных правовых актов и вступивших в силу нормативных правовых актов. Данная работа ведется во взаимодействии с территориальными органами федеральной государственной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации. Изучается судебная практика, касающаяся фактов злоупотреблений и коррупции, как на уровне Российской Федерации, так и муниципальных образований. Рассматривается вопрос возможности и целесообразности привлечения специалистов и независимых экспертов. Кроме того, согласно статьи 43.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 10.09.2008г. № 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", все нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, направляемые в уполномоченный орган, подвергаются антикоррупционной экспертизе.

С ноября 2008 года и по настоящее время подвергались антикоррупционной экспертизе 25629 нормативных правовых актов, отменено из-за обнаружения коррупционных оговорок и составляющих 20709.

При предоставлении на согласование в Прокуратуру города проекта "Положения о рабочей группе по контролю за реализацией национальных проектов" была выявлена возможность коррупционного проявления одной из норм документа. После доработки Положение было согласовано.

За текущий год:

  • Принято в Думе города: решений: 94

  • Отменено в Думе города: решений: 134

  • Принято Главой города: постановлений: 75, распоряжений: 20

  • Отменено Главой города: постановлений: 598, распоряжений: 278

  • Принято Администрацией города: постановлений: 178

  • Отменено Администрацией города: постановлений: 289, распоряжений: 58.

Органами внутренних дел было принято, в том числе и по телефонам "Горячей линии", около 200 сообщений о противоправных действиях коррупционной направленности, в ходе проверок возбуждены 4 уголовных дела.

В суд направлено 4 уголовных дела, по 2 вынесены обвинительные приговоры, условно осужден 1 человек. Так же, для принятия решения о возбуждении уголовных дел, в прокуратуру города направлены 3 материала по фактам получения взятки, и превышение должностных полномочий. Повышенный общественный резонанс вызвало возбуждение уголовных дел по фактам вымогательства взятки старшим судебным приставом и незаконной выдачей дипломов по рабочим специальностям начальником отдела по подготовке кадров Жирновского техникума.

На телефон доверия и виртуальную приемную руководителя аппарата Совета по противодействию коррупции поступило 10 сообщений о коррупционных нарушениях. В ходе проверок были установлены сроковые нарушения по работе с обращениями граждан, а органами внутренних дел возбуждено одно уголовное дело по факту злоупотребления должностным положением. По представлению прокуратуры к 2 служащим были применены меры дисциплинарного воздействия.

В управление по работе с обращениями граждан аппарата главы города поступило одно обращение по фактам коррупционных проявлений сотрудником ДИиЗО. Сотрудник, допустивший нарушение, приказом директора департамента, был привлечен к дисциплинарной ответственности.

В состав Совета по противодействию коррупции на постоянной основе введены представители от общественных, политических объединений и организаций города, представители малого и среднего бизнеса. Они принимают участие в обсуждении вопросов по профилактике и противодействию коррупции, вносят свои предложения.

На заседаниях городского общественного совета при Главе города постоянно рассматриваются вопросы антикоррупционной направленности. С 2007 года комиссия общественного совета регулярно проверяет работу организаций здравоохранения, образования, органов соц.защиты на предмет проявления фактов коррупции.

В состав городского совета по противодействию коррупции на постоянной основе введены представители общественного совета при Главе города, общественной организации "Боевое братство", представители партии "Единая Россия".

Пресс-службой Главы города в рамках создания системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления все принимаемые муниципальные правовые акты публикуются в средствах массовой информации. Опубликованы национальный, окружной и городской планы противодействия коррупции, активно освещается работа Совета по противодействию коррупции при Губернаторе округа, членом которой является Глава города, а так же работа городского Совета. В целях выявления наиболее подверженных коррупции сфер, оценки эффективности предпринимаемых антикоррупционных мер, предусмотрены интернет-опросы, размещенные на официальном веб-сайте в разделе "Противодействие коррупции".

Для качественного улучшения мероприятий по профилактике и противодействию коррупционным проявлениям, советом по противодействию коррупции размещены баннеры антикоррупционной направленности на улицах города.

На официальном веб-сайте органов местного самоуправления с января текущего года введен раздел "Оценка работы муниципальных служащих", находящийся в открытом доступе, на котором каждый желающий может оценить работу любого сотрудника органов местного самоуправления по пяти пунктам и оставить комментарий или информацию. Введен раздел "Противодействие коррупции", где находится вся нормативно – информационная база и виртуальная приемная руководителя аппарата Совета.

В рамках муниципального образования разработано постановление главы города от 15.07.2008 № 58 "О служебном поведении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань". В данном муниципальном правовом акте установлены основные принципы деятельности служащих, требования к служебному поведению. Помимо указанного, разработаны методические рекомендации по подготовке должностных инструкций для муниципальных служащих.

С начала текущего года было проведено 4 заседания межведомственного Совета и 4 заседания комиссии по определению коррупциогенности нормативно-правовых актов муниципального образования на которых были решены вопросы организационного характера, обсуждались и утверждались планы противодействия коррупции и работы Совета, а так же информация о работе комиссии по определению коррупциогенности нормативных правовых актов, об оперативной обстановке в городе, отчет о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и информация об обращениях граждан на "телефон доверия" и виртуальную приемную руководителя аппарата Совета. Так же был рассмотрен вопрос о проведении антикоррупционной экспертизы НПА муниципального образования.

Внесены изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, регламентирующие работу Совета, представлены предложения в окружной Совет по противодействию коррупции.

В месте с тем остается ряд проблем, которые требуют решения на региональном и федеральном уровнях. Одной из них является вопрос о передаче в доверительное управление принадлежащих муниципальным служащим акций, долей, ценных бумаг в коммерческих структурах. Так как гражданским законодательством Российской Федерации данный вопрос не урегулирован, необходимо провести ряд мероприятий по выходу с законодательной инициативой на федеральный уровень. Так же проблемным направлением остается методическое обеспечение деятельности по противодействию коррупции.

Эффективно противодействовать коррупции можно только системными средствами, вытесняя коррупционные процессы из политической и общественной жизни, экономики и сферы управления. Комплексные меры противодействия должны осуществляться по всем направлениям с учетом установленных приоритетов — правовых, организационных, управленческих, воспитательных и других, в том числе предложенных в настоящем докладе. При этом должны быть задействованы не только инструменты государства, но и гражданского общества. Без общественной инициативы и гражданского контроля снизить масштабы коррупции в России не удастся.

Опубликовано: 04.04.2016 17:26        Обновлено: 04.04.2016 17:26