Размер:
Цвет:

Выписка из аналитической информации

"Об эффективности реализации антикоррупционных мер, принимаемых органами государственной власти
субъектов Федерации округа и органами местного самоуправления в 2009 году"

Раздел 1. Показатели, характеризующие эффективность реализации антикоррупционных мер, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации.

1.1. В целях реализации региональных планов противодействия коррупции в субъектах Федерации всего принято 190 нормативных правовых актов, что составляет 109% от общего числа нормативных актов, которые были запланированы к принятию, в том числе в ХМАО - Югре - 30. С учетом этого, работу органов государственной власти всех субъектов Федерации по формированию нормативной правовой базы, необходимой для организации работы по противодействию и профилактике коррупции, можно считать результативной.

1.2. Во всех субъектах Федерации в практику нормотворческой деятельности внедрены превентивные антикоррупционные механизмы - в установленном порядке проводится антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов, а также их проектов. Доля проектов региональных нормативных правовых актов, прошедших антикоррупционную экспертизу в уполномоченном органе, по отношению к общему количеству нормативных правовых актов, принятых в отчетном периоде и подлежащих антикоррупционной экспертизе, во всех субъектах Федерации составила 100%, что свидетельствует об организации работы органов государственной власти субъектов Федерации по проведению внутренней антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

По данным, представленным органами государственной власти субъектов Федерации в ХМАО - Югре доля таких актов составила 0,001%. Вместе с тем, анализ практики проведения антикоррупционной экспертизы показал, что в субъектах Федерации имеются резервы в повышении эффективности проводимой работы.

1.3.  Продолжена работа по принятию административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Все принятые регламенты прошли антикоррупционную экспертизу и размещены в средствах массовой информации. Вместе с тем, независимые организации и эксперты в недостаточной степени привлекаются для экспертизы принимаемых регламентов. В ХМАО - Югре доля таких регламентов составила 7,7%. Указанные показатели в субъектах УрФО могут быть впоследствии быть скорректированы из-за разности подходов в их формировании. Так, например, в Свердловской области независимую экспертизу регламентов проводят представители общественности, включенные в состав совещательных органов при органах исполнительной власти, а также организации, не аккредитованные в установленном порядке в Минюсте РФ.

1.4. Органами государственной власти субъектов Федерации округа обеспечено исполнение государственными гражданскими служащими, лицами, замещающими государственные должности, положений ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Доля государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, представивших сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, к общему количеству государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, во всех субъектах Федерации составила 100%.

Во всех субъектах Федерации в отношении всех 100% государственных гражданских служащих, лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, кадровыми службами были осуществлены проверки соблюдения порядка представления сведений о доходах, об имуществе. По результатам проведенных проверок установлено, что рядом государственных гражданских служащих были представлены неполные/недостоверные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Их доля в в ХМАО - Югре составила 3,4%". Показатели характеризуют эффективность работы кадровых служб органов государственной власти субъектов Федерации в рассматриваемой сфере.

1.5. Проведен анализ результативности работы органов государственной власти субъектов Федерации по своевременному и самостоятельному выявлению допущенных государственными гражданскими служащими нарушений законодательства о государственной гражданской службе. Наибольшее количество нарушений выявлено кадровыми службами в Свердловской области - 223 (обусловлено самым большим количеством государственных гражданских служащих), в ХМАО - Югре - 86. Только в Челябинской области органами прокуратуры выявлено больше нарушений законодательства о государственной гражданской службе, чем органами государственной власти самостоятельно, что свидетельствует о недостаточной эффективности проводимой самостоятельно органами государственной власти Челябинской области работы. В остальных субъектах округа во втором полугодии существенно выросли показатели количеств нарушений, выявленных органами власти самостоятельно.

Во всех субъектах Федерации все 100% выявленных нарушений законодательства о государственной гражданской службе рассмотрены на заседаниях комиссии по вопросам служебного поведения и урегулированию конфликта интересов. Указанные показатели существенно выросли по сравнению с данными за третий квартал 2009 г. в ХМАО - Югре.

1.6. В ходе анализа оценена эффективность мер, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации по привлечению к ответственности государственных гражданских служащих за нарушение требований антикоррупционного законодательства. Всего в 2009 г. в целом по округу нарушения требований антикоррупционного законодательства допущены 324 государственными гражданскими служащими органов власти субъектов Федерации, в том числе в ХМАО - Югре - 23 (7%). Только 188 (58%) государственных гражданских служащих в округе были привлечены к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения. В ХМАО - Югре лица, замещающие государственные должности субъектов Федерации нарушений требований антикоррупционного законодательства не допускали.

В 2009 г. в округе получила распространение практика направления представлений, частных определений, иных сообщений в адрес органов государственной власти субъекта Федерации от контрольных, надзорных, правоохранительных органов, судов. Органы власти не располагают исчерпывающими сведениями о количестве таких актов. Из представленных данных следует, что всего в округе в органы власти субъектов Федерации направлено 218 представлений; рассмотрено комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов -147.

1.8. Органами власти субъектов Федерации повышается эффективность мониторинга результатов рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих, направленных в органы государственной власти субъектов Федерации. Всего по округу в течение 2009 г. непосредственно в органы власти поступило 241 общение. Крайне незначительное количество обращений граждан может характеризовать уровень доверия граждан и организаций к принимаемым органами государственной власти субъектов Федерации антикоррупционным мерам, их социальную результативность.

Практика формирования показателей выявила проблемы во взаимодействии между правоохранительными органами и органами власти субъектов Федерации по линии обмена информацией об обращениях граждан и организаций по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих. В результате представленная информация является противоречивой, органы власти субъектов Федерации не располагают исчерпывающими сведениями о рассматриваемых правоохранительными органами заявлениях.

1.9. В ходе анализа оценена эффективность реализации органами государственной власти субъектов Федерации требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Всего по округу проведены 1991 проверка (рост за квартал - 669) выполнения исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в том числе в ХМАО - Югре 14. что значительно меньшее количество проверок в остальных субъектах УрФО. В среднем по округу в половине случаев (663) в ходе проверок были выявлены нарушения, в том числе в ХМАО- Югре - 100%.

Выводы

В ХМАО - Югре завершена работа по формированию нормативной правовой базы; организована и проводится внутренняя антикоррупционная экспертиза проектов региональных нормативных правовых актов на основе федеральной методики; проведена антикоррупционная экспертиза ранее принятых нормативных правовых актов; обеспечено своевременное представление государственными гражданскими служащими, лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, 3,4%" государственных служащих подали неполные/недостоверные сведения.

Вместе с тем недостаточно эффективно осуществляется привлечение к ответственности государственных гражданских служащих за нарушение требований антикоррупционного законодательства (привлечены к дисциплинарной ответственности 9% от числа служащих, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства); проводится мониторинг результатов рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих.

Раздел 2. Показатели, характеризующие эффективность реализации антикоррупционных мер, принимаемых органами местного самоуправления

2.1. В целях реализации муниципальных планов противодействия коррупции принято 2655 муниципальных нормативных правовых актов (рост за квартал - 172), в том числе в ХМАО - Югре - 319. Анализ проведенной на местном уровне работы выявил превышение количества принятых актов к тому количеству, которое было определено муниципальными планами противодействия коррупции, что свидетельствует о недостаточной проработке планов, недостаточном привлечении общественности к обсуждению антикоррупционных мер и проектов нормативных актов. Коррективы в планы нормотворческой деятельности были внесены в результате работы, проведенной органами власти субъектов Федерации.

2.2. На муниципальном уровне принимаются меры по внедрению превентивных антикоррупционных механизмов. Проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Доля проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших антикоррупционную экспертизу в уполномоченном органе, по отношению к общему количеству нормативных правовых актов, принятых в отчетном периоде и подлежащих антикоррупционной экспертизе, только в Тюменской области и ХМАО - Югре составила 100%.

Организовано проведение органами власти субъектов Федерации антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов при включении их в регистр. В ХМАО - Югре 33% актов. включенных в регистр подвергнуто экспертизе, в 0,09% из них органами прокуратуры, органами юстиции были впоследствии выявлены коррупционные факторы.

2.3. Кадровыми службами органов местного самоуправления обеспечено исполнение муниципальными служащими положений ст. 20 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе по своевременному представлению муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В ХМАО - Югре все муниципальные служащие представили указанные сведения.

В отношении 81,8% муниципальных служащих в ХМАО - Югре кадровыми службами были осуществлены проверки соблюдения порядка представления сведений о доходах, об имуществе. По результатам проведенных проверок установлено, что отдельными муниципальными служащими представлены неполные/недостоверные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Их доля составила в ХМАО - Югре - 5,6%.

2.4. В ходе анализа оценена эффективность мер, принимаемых органами местного самоуправления по привлечению к ответственности муниципальных служащих за нарушение требований антикоррупционного законодательства. Всего по округу в 2009 г. нарушения допущены 480 муниципальными служащими, из них наибольшее количество в Свердловской области - 150, ХМАО - Югре - 79, ЯНАО - 131. За четвертый квартал выявлено 194 нарушения. 299 (62%) муниципальных служащих в округе были привлечены к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, из них за третий квартал - 129.

2.5. Проведен анализ результативности работы органов местного самоуправления по своевременному и самостоятельному выявлению допущенных муниципальными служащими нарушений законодательства. Наибольшее количество нарушений выявлено кадровыми службами в Свердловской области (140), Курганской (ПО), ЯНАО (92), ХМАО - Югре (70). Приэтом количество нарушений законодательства о муниципальной службе, выявленных кадровыми службами органов местного самоуправления, превышает количество нарушений, выявленных органами прокуратуры.

2.6. Органами местного самоуправления не проводится мониторинг результатов рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих, направленных в органы местного самоуправления. Всего по округу в первом полугодии непосредственно в органы местного самоуправления поступило 248 обращений по вопросам коррупционных проявлений (рост в четвертом квартале -77). Крайне незначительное количество обращений граждан характеризует недостаточный уровень доверия граждан и организаций к принимаемым органами местного самоуправления антикоррупционным мерам, их социальную результативность. Из представленных данных следует, что в правоохранительные органы гражданами было направлено 191 обращение по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих.

2.7. В ходе анализа оценена эффективность реализации органами местного самоуправления требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Всего по округу проведено 2522 проверки выполнения требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в том числе в ХМАО - Югре – 266, причем в ходе каждой выявлены нарушения. Указанный показатель характеризует недостаточную эффективность реализации органами местного самоуправления требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Выводы

В ХМАО - Югре не проводится мониторинг результатов рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих, направленных в органы местного самоуправления. Органами местного самоуправления недостаточно эффективно реализуются требования, установленные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ - во всех проверках были выявлены нарушения.

Опубликовано: 04.04.2016 17:24        Обновлено: 04.04.2016 17:24