Размер:
Цвет:

Шевченко Э.М. – и.о. начальника Управления государственной регистрации нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры.

Информация 
Управления государственной регистрации нормативных правовых актов Аппарата Губернатора автономного округа к заседанию исполнительного комитета межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции по вопросу "О результатах организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, эффективности межведомственного взаимодействия с территориальным органом Минюста России"

В рамках запланированного заседания президиума межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по противодействию коррупции сообщаю, что Управление государственной регистрации нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Слалее - Управление) не относится к органам, осуществляющим антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов в порядке, установленном постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2009 №125.

Вместе с тем, в ходе проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов сотрудниками Управления осуществляется их коррупциогенный анализ, который производится по двум направлениям -коррупциогенный анализ муниципальных нормативных правовых актов и коррупциогенный анализ приказов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющих нормативный правовой характер (их проектов).

За текущий период 2010 года в ходе юридических экспертиз муниципальных нормативных правовых актов выявлено 199 актов, содержащих коррупциогенные факторы (390 - за 12 месяцев 2009 года), что составляет порядка 15 % от общего количества муниципальных актов, прошедших юридическую экспертизу. При этом следует отметить снижение выявления коррупциогенных факторов в среднем на 14% по сравнению с прошлым годом.

Такой положительной динамике немало способствует проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проводимых в органах местного самоуправления. Большинством органов местного самоуправления автономного округа приняты муниципальные правовые акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в органах местного самоуправления.

В разрезе муниципальных образований наименьший показатель муниципальных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, выявлен в городских округах Когалым, Лангепас, Нижневартовск, Нягань, Урай, Сургут (не более 10 от общего числа актов, прошедших юридическую экспертизу).

Среди муниципальных районов, включая поселения в их границах, наиболее эффективна антикоррупционная экспертиза в органах местного самоуправления Белоярского района (не более 15 % актов, прошедших юридическую экспертизу, содержат коррупциогенные факторы).

Наибольший показатель положений, содержащих коррупциогенные факторы, наблюдается в муниципальных нормативных правовых актах Советского и Нефтеюганского районов, включая поселения в их границах, (более 20 % актов, прошедших юридическую экспертизу, содержат коррупциогенные факторы).

Типичными коррупциогенными факторами, выявляемыми в процессе проведения юридической экспертизы являются:

1) предоставление должностным лицам органов местного самоуправления и муниципальных предприятий, учреждений широких дискреционных полномочий, позволяющих выбрать один из многих вариантов решений по своему усмотрению;

2) установление не исчерпывающего перечня предоставляемых документов, необходимых для реализации установленного права, что также может повлечь за собой необоснованный отказ органа или должностного лица;

3) принятие муниципальных нормативных правовых актов с нарушением компетенции органа местного самоуправления, т.е. с вторжением в компетенцию федеральных органов и органов власти автономного округа, а также с нарушением разграничения полномочий органов местного самоуправления "внутри" муниципального образования.

Все юридические экспертизы, содержащие сведения о выявленных в муниципальных правовых актах коррупциогенных факторах, направляются главам муниципальных образований и носят рекомендательный характер.

Вместе с тем, сведения о принимаемых мерах по устранению выявленных в муниципальных нормативных правовых актах коррупциогенных факторов направлены органами местного самоуправления автономного округа в отношении порядка 70 % актов, содержащих коррупциогенные факторы.

Наиболее активными территориями, своевременно направляющими данные сведения, являются городские округа Когалым, Нефтеюганск, Радужный, Ханты-Мансийск, а также Белоярский и Березовский районы, включая поселения в их границах.

Рядом муниципальных образований сведения о приведении муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством в части устранения выявленных коррупциогенных факторов практически не направляются, К таким муниципальным образованиям относятся сельское поселение Шапша Ханты-Мансийского района (в отношении порядка 80 актов с выявленными коррупциогенными факторами не предоставлены сведения о принимаемых мерах), городов Мегион (80 актов) и Пыть-Ях (около 75 актов).

Коррупциогенный анализ приказов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющих нормативный правовой характер проводился в отношении 303 поступивших на государственную регистрацию приказов, из них 207 приказов - в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 года.

В 1 приказе выявлены коррупциогенные факторы, которые послужили основанием для отказа приказа в государственной регистрации и впоследствии его отмены. Таким актом являлся приказ Управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.09.2008 № 1-нп "Об утверждении состава постоянно действующей конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключения такого договора".

В большинстве случаев устранение коррупциогенных факторов осуществляется в рабочем порядке на стадии юридической экспертизы проектов приказов исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющих нормативный характер, направляемых в Управление.

Таким образом, юридическая экспертиза проектов приказов является эффективным способом предотвращения принятия приказов исполнительных органов государственной власти, носящих нормативный характер, с признаками коррупциогенных факторов.

Взаимодействие Управления государственной регистрации нормативных правовых актов в составе Департамента по вопросам юстиции Ханты-Мансийского автономного округа Югры с Министерством юстиции Российской Федерации строились на основе заключенного соглашения с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

Содержание соглашения заключалось в своевременном оперативном обмене актуальной, полной информацией, формирующейся у сторон в связи с исполнением стоящих перед ними задач по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов.

На Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возлагались обязательства по еженедельному предоставлению информации об актуальном состоянии Уставов муниципальных образований, на Департамент по вопросам юстиции автономного округа - предоставлению статистических сведений о состоянии регистра муниципальных нормативных правовых актов.

В настоящее время указанное соглашение, по существу, продолжает действовать. Однако, учитывая, что функции по ведению регистра муниципальных правовых актов возложены на Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устоявшееся взаимодействие с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре требует документального оформления.

Опубликовано: 04.04.2016 17:19        Обновлено: 04.04.2016 17:19