Размер:
Цвет:

О принимаемых мерах по совершенствованию системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования.

Аналитическая справка
по вопросу "О принимаемых мерах по совершенствованию системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования"

В состав государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры входит имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями автономного округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, принадлежащие округу, а также имущество, составляющее казну автономного округа.

Учет имущества казны осуществляется Департаментом по управлению государственным имуществом (далее – Департамент). Имущество, находящееся в хозяйственном ведении и оперативном управлении, учитывается непосредственно пользователями. Все сведения о государственном имуществе автономного округа отражены в реестре государственной собственности.

По предварительным данным на конец 2010 года стоимость имущества автономного округа составила 234,94 млрд. руб., что на 14 % выше соответствующего показателя 2009 года (таблица 1).

Таблица 1

Динамика и структура имущества автономного округа в 2009-2010 годах

млрд. руб.

№ 
п/п

Наименование

2009 год

2010 год

Темп 
роста

1

Имущество в оперативном управлении

132,47

149,92

113,17

2

Имущество государственной казны

63,4

74,75

117,90

3

Имущество в хозяйственном ведении

9,77

10,27

105,12

Итого

205,64

234,94

114,25

I. Меры по совершенствованию системы учета государственного имущества

1. Завершение регистрации прав автономного округа на объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

В течение 2010 года заключены 13 государственных контрактов на выполнение работ по технической инвентаризации по объектам капитального строительства автономного округа (административные здания, нежилые помещения и сооружения производственного назначения, жилые помещения, иные объекты недвижимости, в т.ч. объекты аэропортового комплекса г.Ханты-Мансийска, инженерные сети к административным зданиям и жилым домам, нераспределенные геологоразведочные скважины, находящиеся в стадиях консервации и ликвидации).

В результате проведенных работ получены кадастровые и технические паспорта на 85 объектов капитального строительства автономного округа, из них:

- 19 жилых помещений;

- 66 нежилых объектов недвижимости.

В таблице 2 представлена сравнительная информация о результатах работ по технической инвентаризации и паспортизации объектов капитального строительства автономного округа в 2006 – 2010 годах.

Таблица 2

Информация по технической инвентаризации объектов капитального строительства 
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2006 – 2010 годах

п/п

Вид объекта недвижимости

Количество полученных технических паспортов

2006

2007

2008

2009

2010

1

Жилые помещения

208

361

259

459

19

2

Нежилые объекты недвижимости

50

169

106

63

66

Итого:

258

530

365

522

85

В 2010 году зарегистрировано право государственной собственности автономного округа на 1 996 объектов недвижимости автономного округа, в том числе:

- 172 земельных участков на площади более 24 154, 35 га;

- 1 397 жилых помещений (жилые дома, квартиры, комнаты);

- 427 нежилых объектов недвижимого имущества производственного назначения, в том числе: объекты недвижимого имущества учреждений автономного округа, принятых из федеральной и муниципальной собственности в рамках разграничения полномочий; свыше 150 объектов, построенных в рамках реализации областной программы "Сотрудничество"; административные здания, производственные помещения и сооружения; геологоразведочные поисковые скважины, находящиеся в стадии консервации. Право государственной собственности автономного округа осталось незарегистрированным на 67 объектов недвижимости казны. В настоящее время они находятся в процессе регистрации.

Прекращено право государственной собственности автономного округа на 200 объектов недвижимого имущества. В том числе, по 107 жилым помещениям (квартиры, комнаты) посредством гражданско-правовых сделок осуществлена государственная регистрация перехода права собственности автономного округа в собственность физических лиц. А также, прекращено право собственности автономного округа на 72 нежилых объекта недвижимости производственного назначения и 21 земельный участок (в связи со сносом, переходом права собственности в собственность публично-правовых образований, юридических и физических лиц; разделом и преобразованием объектов недвижимого имущества).

В целях предупреждения коррупции при принятии решений о приватизации (продаже) государственного имущества, Департаментом подготовлены и использовались в 2010 году следующие документы:

- распоряжение Правительства автономного округа от 19.10.2010 № 379-рп "О перечне имущества Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предназначенного для приватизации в 2010 году";

- распоряжение Правительства автономного округа от 19.11.2010 № 433-рп "О перечне объектов жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенных для возмездного отчуждения в 2010 году";

- распоряжение Правительства автономного округа от 16.10.2010 № 367-рп "О Соглашениях о взаимодействии между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

В таблице 3 представлена сравнительная информация о результатах осуществленной работы по государственной регистрации права собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на объекты капитального строительства в 2006 – 2010 годах. За весь рассматриваемый период происходит рост количества объектов, на которые осуществляется регистрация собственности автономного округа, что связано с увеличением количества объектов имущества, принимаемого в результате разграничения собственности между органами власти различных уровней, в рамках программы "Сотрудничество", по гражданско-правовым сделкам. По аналогичным причинам в 2010 году происходит рост количества объектов, по которым прекращено право собственности автономного округа.

Таблица 3

Информация о государственной регистрации права государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на объекты капитального строительства в 2006 – 2010 годах

п/п

Вид объекта недвижимости 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

Зарегистрировано право собственности автономного округа

1

Жилые помещения

236 196 456 433 1 397

2

Нежилые объекты недвижимости 89 238 233 401 427

3

Земельные участки

90 на площади 125 га 198 на площади 190,36 га 178 на площади 235 га 149 на площади 2197 га 172 на площади 24154,35 га

Итого зарегистрировано:

415 632 867 983 1 996

Прекращено право собственности автономного округа

1

Жилые помещения

169 231 167 131 107

2

Нежилые объекты недвижимости 9 23 31 54 72

3

Земельные участки

1 8 17 6 21

Итого прекращено:

179 262 215 191 200

В целях надлежащего правового оформления объектов недвижимого имущества автономного округа выдано 279 доверенностей на представление интересов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, в органах технического учета, государственного кадастра недвижимости, в иных организациях и учреждениях Российской Федерации и автономного округа по всем вопросам, связанным с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с землеустройством, технической инвентаризацией, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.

В течение года также проводилась планомерная разъяснительная консультационная работа с представителями учреждений, предприятий автономного округа, органов исполнительной власти автономного округа по вопросам надлежащего правового оформления закрепленных за ними объектов недвижимого имущества и земельных участков - обеспечения государственного кадастрового учета недвижимого имущества; осуществления государственной регистрации прав собственности, аренды, оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

2. Инвентаризация

В целях обеспечения сохранности государственного имущества автономного округа Департаментом регулярно проводится инвентаризация имущества, где проверяется его фактическое наличие и целевое использование. Распоряжением директора Департамента от 04.08.2010 № 1993 утвержден порядок проведения проверок использования объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной казне автономного округа и переданных третьим лицам.

В течение 11 месяцев 2010 года из запланированных 40 проверок целевого использования имущества проведены 33 проверки. Оставшиеся 7 проверок будут завершены в декабре 2010 года.

Распоряжением директора Департамента от 09.07.2010 № 1878 "О создании комиссии по проверке использования государственного имущества" создана комиссия по проверке использования недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за исполнительными органами государственной власти автономного округа и государственными учреждениями автономного округа, и утвержден график проведения проверок использования объектов недвижимого имущества. Во исполнение данного распоряжения специалистами Департамента проведена проверка 291 объекта недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за 105 исполнительными органами государственной власти и государственными учреждениями автономного округа. В ходе проверок выявлены 32 нарушения, в том числе, отсутствие технической документации на объекты недвижимости, отсутствие правоудостоверяющих документов, наличие несогласованных с Департаментом перепланировок и т.п.

Департаментом направлены предписания об устранении указанных нарушений, учреждениями ведется соответствующая работа. В настоящее время устранены 5 нарушений, по 27 нарушениям, в связи с длительностью срока оформления технической документации и правоудостоверяющих документов, а также внесения изменений в техническую документацию, учреждениями ведется работа по их устранению.

3. Совершенствование нормативно-правовой базы

3.1 С целью совершенствования механизма управления государственным имуществом подготовлен проект закона автономного округа "Об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Данный документ принят на заседании Думы 15.12.2010.

3.2 Для установления цели управления, а также порядка, способов и форм управления находящимися в государственной собственности автономного округа акциями (долями) хозяйственных обществ, подготовлен проект закона автономного округа "Об особенностях управления находящимися в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры акциями (долями) хозяйственных обществ". Указанный законопроект решает задачу оптимизации и повышения эффективности сложившейся системы управления находящимися в государственной собственности автономного округа акциями (долями) хозяйственных обществ.

3.3 В текущем году подготовлен проект постановления Правительства автономного округа "О порядке учета имущества государственной казны Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и порядке ведения реестра государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

3.4 В текущем году подготовлено Постановление Правительства автономного округа от 25.09.2010 № 223-п "О порядке передачи в аренду объектов государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

3.5 В связи с поступающими заявлениями граждан о расторжении договоров купли-продажи жилых помещений, возникла необходимость в нормативном урегулировании процедуры расторжения таких договоров, в связи с чем подготовлен проект постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры   от 13 января 2003 года № 2-п "Об утверждении Порядка возмездного отчуждения объектов жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

4.Комплексная автоматизация учета земельных и имущественных отношений

В настоящее время учет государственного имущества автономного округа, а также имущества муниципальных образований ведется обособленно, в различных системах, что создает определенные сложности при сборе и обработке необходимых сведений, приеме и контроле отчетности от балансодержателей государственного имущества, ведении договоров аренды и найма государственного имущества. Для решения данного вопроса проводятся мероприятия по созданию единой информационной базы, осуществляется опытная эксплуатация программного комплекса "SAUMI".

Учитывая, что около 50% крупных муниципальных образований и Департамент используют АИС "SAUMI" на совещании руководителей по управлению имуществом и земельными ресурсами муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, состоявшееся 4 декабря 2009 года, принято решение создать единое пространство для информационного обмена между Департаментом и муниципальными образованиями (далее – МО) по вопросам управления государственным имуществом. Необходимо отметить, что в МО, использующих "SAUMI", на текущий момент могут быть установлены различные версии продукта, использоваться различные функциональные модули (одни МО ведут информацию о земельных участках, другие о движимом имуществе, третьи об арендных отношениях). В I квартале 2010 года от МО было получено письменное подтверждение о готовности принять участие в создании системы (из всех МО только трое изъявили желание использовать программный комплекс "SAUMI" в качестве транспортной системы, т.к. создали и эксплуатируют информационный комплекс на уровне муниципального образования, интегрированный в общую информационную систему МО).

Департаментом направлены в Департамент информационных технологий автономного округа мероприятия для включения в программу автономного округа "Информационное общество - Югра" на 2011-2013 годы ориентировочно на сумму 30 млн. рублей.

Мероприятия включали в себя три раздела:

  • разработка информационной системы Департамента по учету государственного имущества и имущественных отношений;
  • разработка единой информационной системы региона по управлению государственным и муниципальным имуществом;
  • доработка информационных систем Департамента с учетом оказания государственных услуг в электронном виде.

В результате, предложенные мероприятия включены в окружную программу "Информационное общество – Югра" не были.

II. Оценка эффективности использования имущества

1. Стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений и органов государственной власти автономного округа, на конец 2010 года, по предварительным оценкам, составит 149,92 млрд. руб., количество пользователей, государственных учреждений и органов власти, составляет 306. Указанное имущество используется для осуществления полномочий органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также получения неналоговых доходов бюджета автономного округа.

По состоянию на 01.12.2010 реестр содержит информацию о 2 450 объектах недвижимости и 5 637 объектах движимого имущества, стоимостью выше 1 млн. руб. В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 05.12.2006г. № 247-п "О Порядке ведения реестра государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" учет информации о движимом имуществе, находящемся в оперативном управлении, стоимость которого менее 1 млн., в Реестре государственной собственности не предусмотрен.

Эффективность использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, возможно определить как степень его соответствия и достаточности для осуществления полномочий учреждений.

В настоящее время в целях оптимизации бюджетной сферы проводится работа по изменению правового положения государственных учреждений в связи с изменением типов, в соответствии с Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Подготовлен проект распоряжения Правительства автономного округа "О типах государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

2. Стоимость имущества, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, на конец 2010 года, составляет 10,27 млрд. руб., количество государственных предприятий -12. В реестре государственной собственности по состоянию на 01.12.2010 включены сведения о 753 объектах недвижимого и 2 710 объектах движимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении.

В автономном округе проводится политика планомерного сокращения количества государственных предприятий, в том числе путем их акционирования. Так, в соответствии с Перечнем государственного имущества автономного округа, предназначенного к приватизации в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 года, планируется преобразовать в акционерные общества 2 предприятия.

3. Стоимость имущества государственной казны на конец 2010 года составляет 74,75 млрд. руб. (в том числе стоимость акций хозяйственных обществ, находящихся в собственности автономного округа, а также стоимость уставных фондов государственных унитарных предприятий). В реестр включены сведения о 44 173 объектах движимого имущества, а также 1 769 объектах недвижимого имущества (в том числе жилые помещения (квартиры) – 1 225 единиц, нежилые помещения – 224 единицы, сооружения – 320 единиц).

Департаментом проводится регистрации права собственности автономного округа на объекты имущества казны. Так в настоящее время доля зарегистрированных объектов недвижимости составляет 96%.

Одним из показателей эффективности использования государственного имущества выступает доходность сдаваемого в аренду имущества. Так, в 2010 году на 1 кв.м. сданного в аренду государственного имущества получен доход в размере 1 270 руб., при этом в 2009 году данный показатель был на 425 рублей меньше. Увеличение доходности сдаваемого в аренду имущества связано с проводимой претензионной работой с должниками. В 2010 году лицам, имеющим задолженность по арендной плате, направлено 26 уведомлений на сумму долга 18,3 млн. руб.

Доходность жилого фонда представляет собой среднюю стоимость 1 кв.м. при реализации жилых помещений по рыночной цене. В 2010 году размер данного показателя составляет 53,3 тыс. руб., при этом в 2009 году он был равен 50,4 тыс. руб. Рост показателя связан с увеличением рыночной стоимости квартир.

В 2010 году по прогнозным оценкам в бюджет автономного округа поступят дивиденды от акционерных обществ, участником которых является автономный округ, в сумме 16,11 млн. руб., при этом в 2009 году сумма поступлений составила 55,13 млн. руб. Данное уменьшение связано с решениями советов директоров акционерных обществ не выплачивать дивиденды акционерам в 2010 году, что позволит направить денежные средства на поддержку обществ, развитие их материальной базы.

В целях повышения эффективности использования имущества в 2010 году разработаны и утверждены ведомственные целевые программы Департамента:

- Программа "Капитальный ремонт объектов недвижимости, находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа –Югры" на 2011 - 2013 годы (Приказ директора Департамента № 3131/10 от 19.11.2010) с целевым значением показателя социально-экономической эффективности "Доля отремонтированных объектов в % к общему числу объектов, имеющих высокую степень износа 40 и более процентов" на момент окончания программы 4,9 %.

- Программа "Управление земельными ресурсами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" на 2011 - 2013 годы (Приказ директора Департамента № 3132/10 от 22.11.2010) с целевым значением показателя "Объем поступлений средств от аренды и продажи земельных участков в консолидированный бюджет автономного округа" за весь период реализации программы в размере 2 430 млн. руб.

Опубликовано: 04.04.2016 17:13        Обновлено: 04.04.2016 17:13