Размер:
Цвет:

Раис Закиевич Салахов - глава города Югорска, председатель Совета;

Тезисы выступления.

С 2008 года в городе действует межведомственный Совет по противодействию коррупции при главе города. Деятельность Совета строится на базисных основах работы межведомственного Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ и является составляющим общей системы коллегиальных, совещательных, иных органов, призванных бороться с коррупционными проявлениями в стране. В составе Совета работают сотрудники администрации, депутаты Думы города, руководители прокуратуры, органов безопасности, суда, правоохранительных органов, представители общественности, бизнеса, средств массовой информации. Цель работы Совета — выработка единой политики по исполнению законодательства, направленного на противодействие проявлениям коррупции, профилактики коррупционных проявлений.

Состав координирующего органа кардинально был изменен в первом полугодии 2009 года, в соответствии с направленными рекомендациями. Дополнительно в состав включены представители общественности, бизнеса, расширен круг средств массовой информации как участников межведомственного Совета по противодействию коррупции при главе города Югорска.

Деятельность Совета основывается на принятых муниципальных правовых актах (Положение о Совете). Согласно положения и утвержденного плана противодействия коррупции в городе Югорске на 2010-2011 годы (ранее - план на 2008-2010 годы), заседания межведомственного Совета по противодействию коррупции при главе города Югорска проводятся не реже 1 раза в квартал.

В течение 2009 года Совет активно вел свою деятельность, проведено 6 заседаний. Рассмотрено много вопросов, поставлено и решено множество проблем и задач. Приняты решения, призванные не допустить коррупционные проявления в работе представителей органов местного самоуправления, иных органов. Реализуя мероприятия по противодействию коррупции в администрации города начали реализовываться основные принципы работы органов власти, в части максимальной открытости для населения, удобства получения услуг, предоставляемых гражданам со сведением к минимуму возможности влияния на принимаемые решения человеческого фактора, детальной регламентации действий чиновничьего аппарата при выполнении своих функций, определение уровня ответственности за допущенные нарушения.

Работа межведомственного Совета непрерывно взаимосвязана с деятельностью субъектов профилактики коррупционных правонарушений, противодействия коррупции. Совет взял на себя функцию контроля за исполнением утвержденного плана противодействия коррупции. В течение 2009 года, на заседаниях Совета заслушана и проанализирована информация об исполнении мероприятий, предусмотренных планом противодействия коррупции:

- Разработка и принятие муниципального правового акта, регламентирующего обязанность и порядок передачи в доверительное управление принадлежащих муниципальным служащим акций, долей, ценных бумаг в коммерческих структурах

- Проведение инвентаризации муниципального имущества на предмет выявления имущества, не используемого для реализации полномочий администрации города Югорска

- Реализация принципа “одного окна” на базе многофункциональных центров предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам

- Разработка и внедрение мероприятий по осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при закупках для муниципальных нужд

- Осуществление системы мониторинга эффективности антикоррупционных мер, принимаемых администрацией города Югорска

- Пропаганда антикоррупционной политики, разъяснение положений законодательства в сфере борьбы с коррупцией, информирование населения о результатах данной деятельности через средства массовой информации

- и др.

В течение 2010 года вопросы, рассматриваемые Советом акцентировались на темах, связанных с нововведениями в антикоррупционном законодательстве (принятие национальной стратегии, нового национального плана противодействия коррупции, указов Президента и Постановлений Губернатора ХМАО, в части регламентации дополнительных мероприятий о реализации антикоррупционных мер).

Всего в 2010 году проведено 4 заседания Совета, на которых рассмотрены следующие вопросы:

- Об исполнении решения Совета от 23.12.2009 о необходимости проведения обучения по порядку предоставления муниципальными служащими города Югорска сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- Информация о работе по формированию в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции посредством СМИ и перспективах работы в данном направлении в 2010 году;

- О разработке муниципальной программы по противодействию коррупции, обсуждение положений проекта программы;

- Разное. Заслушана информация о расширенном заседании по противодействию коррупции УРФО;

- Информация о ходе исполнения антикоррупционных положений Федерального закона № 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, применимо к органам местного самоуправления в городе Югорске;

- Информация об обеспечении контроля за выполнением требований, установленных федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 при проведении конкурсов (аукционов) на размещение муниципальных заказов. Результаты проверок, включая проверки контролирующих органов (ФАС, прокуратура);

- Информация о работе комиссии по урегулированию конфликта интересов в первом полугодии 2010 года;

- О ходе выполнения мероприятий по осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при закупках для муниципальных нужд;

- Информация о работе комиссии по определению коррупциогенности нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Югорска;

- Информация контрольно-счетной палаты по проведенным проверкам целевого использования бюджетных средств. Заслушивание руководителей структурных подразделений администрации города Югорска по результатам проверок;

- О вышедших Указах Президента от 01 июля 2010 года № 821 “О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулирование конфликта интересов”, от 21 июля 2010 года № 925 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”. Информация об исполнении принятых на прошедших заседаниях Совета решений, и снятии их с контроля;

- О соблюдении законодательства в области противодействия коррупции на территории города Югорска, ХМАО-Югры и принимаемых мерах по выявлению, пресечению, недопущению коррупционных преступлений и правонарушений органами прокуратуры и ОВД по г. Югорску;

- О мерах по противодействию коррупции при осуществлении органами местного самоуправления контрольных и разрешительных функций;

- О реализации принципа “Единого окна” на базе многофункционального центра предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам. Проблемы, пути их решения;

- Результаты работы по мониторингу эффективности антикоррупционных мер, принимаемых администрацией города Югорска.

Говоря об актуальности планируемых вопросов и эффективности их исполнения следует сказать, что при формировании плана работы члены Совета руководствуются рекомендациями межведомственного Совета по противодействию коррупции при Губернаторе ХМАО-Югры и направлением антикоррупционной политики федерального центра.

В целом, если говорить о мероприятиях проводимых в городе Югорске по противодействию коррупционным проявлениям следует отметить следующее.

1. До 25.06.2010 года в городе Югорске действовал план противодействия коррупции на 2008-2010 годы, утвержденный в 2008 году. С указанной даты утвержден план противодействия коррупции в городе Югорске на 2010-2011 годы. План разработан с учетом положений, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 № 460 “О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы”, а также Плана противодействия коррупции в Ханты-мансийском автономном округе – Югре на 2010-2011 годы, утвержденном распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от 01.06.2010 № 199-рг. В плане отражены меры по развитию правовой основы противодействия коррупции, по совершенствованию муниципального управления в целях предупреждения и устранения коррупционных проявлений, по совершенствованию системы учета муниципального имущества и оценки эффективности его использования, совершенствованию условий, процедур и механизмов муниципальных закупок, меры по информационному и образовательному обеспечению, расширению системы правового просвещения населения, меры кадрового обеспечения. Учитывая рекомендации Правительства ХМАО-Югры (распоряжение от 19.10.2010 № 378-рп) 03.12.2010 года в план противодействия коррупции в городе Югорске на 2010-2011 годы внесены изменения, в части дополнения к плановым мероприятиям деятельности по осуществлению мониторинга реализации полномочий по предоставлению земельных участков и контролю за их использованием.

2. Создана и постоянно совершенствуется соответствующая нормативная база. На отчетную дату 25 правовых актов в большей или меньшей степени обеспечивают создание барьера для проявлений коррупции, в первую очередь в рядах муниципальных служащих.

3. Нормативно закреплены обязанность муниципальных служащих уведомлять работодателя о фактах склонения его к коррупционным правонарушениям.

4. Постановлением администрации города от 16.04.2009 № 534 утверждено Положение круглосуточного действия телефона доверия, на который можно отправить сообщение о коррупционных правонарушениях. Однако инициатива граждан в данном вопросе отсутствует. С момента утверждения Положения поступило только два звонка, в 2010 году - 1, поступившие обращения в установленном порядке проверены, факты коррупционных правонарушений не подтвердились.

5. Утверждены перечни коррупционно-опасных должностей, должностные лица, замещающие указанные должности нормативно обязаны предоставлять сведения о доходах своих родственников(супругов, н/л детей), перечисленные сведения в обязательном порядке с 2011 года будут размещаться на городском сайте и предоставляться для опубликования (по запросам) средствам массовой информации.

6. Разработан порядок проведения проверок достоверности сведений, представляемых муниципальными служащими в кадровое подразделение администрации города. На отчетную дату рассмотрен вопрос о результатах проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими за 2009 год в отношении 13 муниципальных служащих (представлены недостоверные сведения). Соответствующей Комиссией установлено отсутствие в действиях муниципальных служащих конфликта интересов, однако рекомендовано привлечь к дисциплинарной ответственности 3 муниципальных служащих. Остальным муниципальным служащим было указано на недопустимость впредь подобных нарушений закона. По результатам рассмотрения рекомендации Комиссии 3 (трое) служащих привлечены к ответственности.

7. Отлажена работа по проведению антикоорупционной экспертизе проектов и действующих НПА города. Издано соответствующее распоряжение. Экспертиза представляет собой изучение документа на наличие коррупциогенных факторов в три этапа (1-разработчиком проекта, 2- юридическим управлением, 3-отделом по профилактике правонарушений и противодействию коррупции). По состоянию на 01.12.2010 года в текущем году проведена антикоррупционная экспертиза 200 проектов НПА (АППГ-68). На отчетную дату при проведении антикооррупционной экспертизы в 2010 выявлен 1 проект НПА, содержащих коррупциогенные нормы и 1 действующий НПА (Правила землепользования и застройки. Наличие коррупциогенных факторов установлено созданной и действующей Комиссией по определению коррупциогенности проектов НПА и НПА города Югорска). В 2009 году, когда проводилась проверка на коррупциогенность всех действующих НПА с 2006 года, выявлено 34 НПА, содержащих коррупциогенные факторы.

8. Приняты меры, направленные на переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, издан ряд правовых актов, определен перечень первоочередных услуг, предоставляемых в электронном виде, назначены ответственные исполнители по реализации запланированных реализаций. На отчетную дату мероприятия выполняются в запланированном режиме.

9. Реализуется поручение о необходимости обучения муниципальных служащих, обязанных исполнять антикоррупционные мероприятия, посредством проведения руководителем отдела по противодействию коррупции соответствующих ознакомительных лекций, семинаров, докладов на аппаратных совещаниях. В соответствии с договором, заключенным между администрацией города Югорска и ГОУ ВПО “Уральская академия государственной службы”, были организованы и проведены курсы повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий по программе “Антикоррупционные технологии профессиональной деятельности муниципальных служащих”. Свидетельства о повышении квалификации получили 15 муниципальных служащих.

10. Взаимодействие органов местного самоуправления со средствами массовой информации организовано посредством публикации в печатных СМИ и на телевидении выступлений муниципальных служащих о проводимой в городе антикоррупционной политике, освещения хода заседаний межведомственного Совета по противодействию коррупции. Вопрос взаимодействия со СМИ являлся предметом рассмотрения на заседании Совета 23.03.2010 года. На городском телевидении и в печатных средствах массовой информации в течение 2009-2010 гг. года опубликовано более 60 сюжетов, интервью и т.п. антикоррупционной направленности. В частности публиковались статьи на такие актуальные темы как “Чиновников задекларируют и возьмут под контроль” (материал об изменениях в законодательстве с комментариями представителей администрации города), “Коррупция-часть российского менталитета?”, “В зоне доступа” (обсуждения заседания межведомственного совета по противодействию коррупции), “Как не стать коррупционером” (о проведении межмуниципального обучающего семинара для муниципальных служащих) и т.п.

Формирование принципа обратной связи с жителями города осуществляется, в том числе, путем изучения общественного мнения, которое проводилось в ноябре 2009 года посредством опроса посетителей официального сайта администрации города. 20% опрошенных респондентов полагают, что проводимая властью, в том числе муниципальной, антикоррупционная политика является действенной и эффективной. В общем, работа по обновлению и совершенствованию раздела “противодействие коррупции” на официальной сайт города ведется постоянно.

11. Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции обеспечивается путем включения их в состав Совета по противодействия коррупции, комиссии по урегулированию конфликта интересов (в составе Совета и комиссии представитель общественной палаты ХМАО-Югры, заместитель председателя Думы города). Нормативным актом закреплено право на обращение в Комиссию по определению коррупциогенности о проведении антикоррупционной экспертизы того или иного нормативного правового акта администрации города Югорска.

12. Активно продвигается работа в направлении регламентации деятельности органов местного самоуправления города Югорска, которая началась с первого полугодия 2009 года, когда во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 478 “О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет” вынесено постановление администрации города Югоорска от 20.08.2009 № 1444 “Об утверждении реестра муниципальных услуг, в отношении которых утверждаются административные регламенты предоставления услуг (выполнения функций). В администрации города началась активная работа по разработке и утверждению соответствующих регламентов. До указанного постановления издано распоряжение администрации города Югорска от 02.06.2009 № 772 “О порядке разработки и утверждения регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг). На отчетную дату утверждено и действует 42 административных регламента выполнения соответственно 42 муниципальных услуг. Все регламенты утверждены постановлениями администрации города Югорска, то есть имеют нормативно-правовой характер, опубликованы в официальных печатных средствах массовой информации (прилагаются). Всего распоряжением утвержден перечень 78 муниципальных услуг.

13. Координацию всей озвученной работы, совместно с межведомственным Советом по противодействию коррупции осуществляет созданный в администрации города отдел по противодействию коррупции в составе начальника отдела, специалиста и специалиста-эксперта. Курирует работу отдела один из заместителей главы города.

Можно еще много говорить о положительном опыте работы администрации города, но хотелось бы сделать акцент на имеющихся проблемах и возможных путях их решения.

Во-первых, не отходя далеко о темы, касающейся утверждения административных регламентов хотелось бы отметить, что ряд курирующих окружных департаментов по услугам подразделений, исполняющих государственные полномочия, указали на невозможность разработки и утверждения на муниципальном уровне регламентов оказания услуг по государственным полномочиям. На отчетную дату регламенты по государственным полномочиям остаются не утвержденными, что в целом тормозит работу.

Во-вторых, как показали результаты проверки деятельности администрации города работниками Аппарата Губернатора ХМАО-Югры, не совсем правильно организован порядок рассмотрения обращений (жалоб) граждан на должностных лиц, где имеют место случаи отсутствия процедуры служебной проверки. Принято решение с 2011 годы подобные обращения концентрировать, в том числе, в отделе по противодействию коррупции администрации города, с участием работников отдела проводить служебные проверки по каждому факту обращения граждан на неправомерные действия должностных лиц.

В-третьих, не в полной мере реализуется направление, как создание условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА. Во исправление ситуации принято решение о размещении всех проектов НПА на городском сайте для возможного изучения заинтересованными лицами.

Председатель межведомственного Совета
по противодействию коррупции,
Глава города Югорска

Р.З. Салахов


Опубликовано: 04.04.2016 17:12        Обновлено: 04.04.2016 17:12