Размер:
Цвет:

Об итогах работы межведомственных Советов при главах муниципальных образований по противодействию коррупции.

Информация 
о результатах мониторинга эффективности реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" в муниципальных образованиях: г. Нижневартовск, Мегион, Югорск, Советский и Нижневартовский районы

В соответствии с решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции от 17 ноября 2009 года, Планом мероприятий межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции на 2-е полугодие 2010 года (далее – Совет) в целях подготовки к заседанию Совета осуществлен анализ эффективности реализации мер по противодействию коррупции администрациями муниципальных образований городов Нижневартовск, Мегион, Югорск, Советского и Нижневартовского районов.

Согласно служебному заданию мониторингу подвергнуты:

- нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции, в том числе организация антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

- реализация мероприятий по противодействию коррупции на муниципальной службе;

- эффективность принимаемых мер органами местного самоуправления по актам прокурорского реагирования (протест, представление, предостережение) в сфере противодействия коррупции;

- деятельность координационного органа в сфере противодействия коррупции, соответствие муниципального плана противодействия коррупции Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальному плану противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, исполнение плановых мероприятий, их результативность.

В результате анализа материалов по указанным направлениям деятельности установлено следующее.

Во всех вышеуказанных муниципальных образованиях в целом сформирован комплекс нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере противодействия коррупции.

Вместе с тем, остаются нормативно не урегулированными ряд направлений деятельности. Это касается, прежде всего, нормативного обеспечения осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Так, в г. Нижневартовске не урегулирован порядок проведения антикоррупционной экспертизы в Думе города. В Нижневартовском районе и г. Мегионе утвержденный порядок, принят на основании постановления Губернатора автономного округа, утратившего силу, и регулирует порядок проведения анализа коррупциогенности муниципальных правовых актов, а не антикоррупционной экспертизы. Кроме того, Думой Советского района не принят правовой акт в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

Отдельные правовые акты требуют корректировки, в том числе:

- постановление администрации города Нижневартовска от 29.06.2010 № 779 "О представлении в прокуратуру города нормативных правовых актов администрации города и их проектов для проведения антикоррупционной экспертизы" в связи с несогласованностью норм с действующим законодательством в части направления проектов нормативных правовых актов в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы;

- постановление администрации города Мегион от 24.03.2010 № 325 "Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы городского округа город Мегион, и муниципальными служащими городского округа город Мегион сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" не соответствует действующему законодательству;

- распоряжение администрации Советского района от 31.08.2010 № 281-р "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов в администрации Советского района" в связи с несоответствием требованиям Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (по составу комиссии).

- проект распоряжения администрации Советского района "О порядке размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, муниципальных служащих администрации Советского района и членов их семей на официальном сайте Советского района и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования". Проект признан не соответствующим законодательству в части определения порядка предоставления сведений, так как согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон № 273-ФЗ) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

- распоряжение главы Советского района от 25.12.2008 № 60 "О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Думе Советского района" в связи с принятием до вступления в силу Закона.

В ходе мониторинга установлено, что на муниципальном уровне принимаются меры по внедрению превентивных антикоррупционных механизмов. Проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Вместе с тем, отсутствие четкого порядка в ряде муниципальных образований, предусматривающего отражение результатов экспертиз не позволяет с уверенностью констатировать полноту ее производства. Так, в г. Мегионе к проектам предусмотрен лист согласования, в котором отсутствует информация о наличии либо отсутствии коррупциогенных факторов, что на практике не позволяет проверить эффективность проведения антикоррупционной экспертизы.

Для всех муниципальных образований отмечен недостаточный уровень организации принимаемых мер, способствующих активизации проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в части обеспечения к ним доступа независимых экспертов путем размещения на официальных веб-сайтах муниципальных образований.

Кадровыми службами органов местного самоуправления обеспечено исполнение муниципальными служащими положений Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе по соблюдению законодательно установленных ограничений и запретов, своевременному представлению муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и их проверке, организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов.

С учетом требований законодательства в муниципальных образованиях созданы соответствующие комиссии по урегулированию конфликта интересов. Однако, в Советском районе, городах Нижневартовске и Мегионе в состав комиссий не включены лица, не замещающие должности муниципальной службы.

В текущем году в муниципальных образованиях состоялось 23 заседания комиссий, на которых рассмотрен 71 материал в отношении муниципальных служащих (г. Нижневартовск - 3, Нижневартовский район - 4, Мегион - 2, Югорск – 6, Совесткий – 8). Деятельность комиссий по сравнению с 2009 годом активизирована во всех муниципальных образованиях. По рекомендациям комиссий в текущем году 6 чиновников привлечены к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, в муниципальных образованиях Нижневартовского района, городов Мегиона и Нижневартовска во всех случаях поводом для рассмотрения являлась информация органов прокуратуры, что может свидетельствовать о недостаточной организации работы по профилактике коррупционных правонарушений, хотя во всех муниципалитетах (за исключением Советского района) за данной линией работы закреплены сотрудники (путем внесения соответствующих изменений в должностные инструкции: Нижневартовск – начальник управления по вопросам муниципальной службы и кадров; Нижневартовский район – заместитель главы района по управлению делами, начальник управления муниципальной службы и кадров, специалист-эксперт управления муниципальной службы и кадров; Мегион – главный специалист отдела взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам безопасности и профилактики правонарушений, Югорск - специалисты отдела по профилактике правонарушений и противодействию коррупции).

Нормативно проработан (за исключением г. Мегиона) порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются работодателем. Однако, ни в одном органе местного самоуправления муниципальных образований случаев уведомления муниципальными служащими работодателя о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений не было.

В ходе изучения организации мероприятий по осуществлению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также замещающих указанные должности установлено, что в целом муниципальными служащими обеспечивается предоставление установленных законодательством сведений.

Вместе с тем, подход к организации установления достоверности представленных сведений весьма разнообразен. Так, в г. Нижневартовск (120 служащих), Нижневартовском районе (82 служащих) осуществлялись выборочные мероприятия по установлению достоверности предоставленных данных. По итогам признаков недостоверности не установлено.

В г. Югорске и Советском районе устанавливалась достоверность в отношении всех муниципальных служащих. По итогам в г.Югорске в отношении 14 служащих проведены проверки, в Советском районе проверка проводится в отношении 37 служащих. В г. Югорске по рекомендации комиссии три муниципальных служащих привлечено к дисциплинарной ответственности.

В г. Мегионе в связи с отрицательным ответом из органов ФНС дальнейшая проверка самостоятельно не проводилась.

С учетом обозначенных аппаратом полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе приоритетов особое внимание в ходе мониторинга обращено на эффективность принимаемых мер по актам прокурорского реагирования и обращениям граждан коррупционной направленности.

Установлено, что в текущем году в адрес муниципальных образований поступило 55 представлений прокуратуры (Нижневартовск -5, Нижневартовский район - 19, Мегион - 12, Советский район - 11, Югорск - 8), из них 12% (7 актов реагирования) относятся к нарушениям требований Федеральных законов от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Нижневартовск -5, Нижневартовский район - 1, Мегион – 1). В результате проведенных проверок и рассмотрения выявленных нарушений на комиссиях по урегулированию конфликта интересов к дисциплинарной ответственности привлечено 4 служащих. 57% представлений, остались без удовлетворения или удовлетворены частично.

Таким образом, установлено, что рекомендации Аппарата Губернатора автономного округа, сформулированные по итогам обсуждения вопроса об эффективности проводимой работы по актам прокурорского реагирования на межведомственном Совете от 10.06.2010 года в полном объеме не исполняются.

Вместе с тем, необходимо отметить, что проведение проверок по каждому поступившему акту прокурорского реагирования, в том числе в отношении служащих, допустивших нарушения, принятие решений совместно с представителями прокуратуры, значительно снижает степень принятия необоснованных решений. В этой связи весьма показателен опыт администрации г. Югорска, где каждое представление рассматривается с участием сотрудников прокуратуры, результатом проведения профилактических мероприятий в отношении соблюдения служащими антикоррупционного законодательства и законодательства о муниципальной службе стало итогом отсутствия соответствующих актов реагирования со стороны прокуратуры.

Аналогичная ситуация характерна для рассмотрения обращений граждан о фактах нарушения должностными лицами муниципальных образований действующего законодательства. Во-первых, в ходе мониторинга отмечено, что количество обращений данной направленности поступающих в адрес муниципальных образований, незначительно и составляет как правило не более 0,8% от числа поступивших (Нижневартовск – 0,8%, Нижневартовский район – 0,8, Мегион – 0,2, Советский район – 0,1, Югорск – 0,8). Крайне незначительное количество обращений граждан может характеризовать недостаточный уровень доверия граждан и организаций к принимаемым органами местного самоуправления антикоррупционным мерам, их социальную результативность.

Не всегда по поступившим жалобам и обращениям проводится соответствующая проверка, не дается принципиальная оценка действия должностных лиц, а также не принимаются меры по устранению причин и условий, обусловивших возможность совершения нарушений.

Значительная роль в координации усилий по противодействию коррупции в муниципальных образованиях приходится на созданные при главах муниципальных образований совещательные органы – межведомственные Советы по противодействию коррупции.

В результате анализа эффективности деятельности данных органов установлено, что в их составы включены представители основных субъектов противодействия коррупции, в том числе представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, представители общественности и средств массовой информации.

Вместе с тем, деятельность работы Советов не всегда проводится на плановой основе (отсутствуют планы работы на 2010 года, либо утверждены с нарушением полномочий указанного органа в г. Нижневартовске, Нижневартовском и Советском районах), а принимаемые решения по рассматриваемым вопросам как правило сводятся к формулировке "информацию принять к сведению" (Нижневартовский района, г. Мегион, Советский район). Таким образом, либо на заседания Советов выносятся вопросы, не требующие выработки коллегиальных решений, либо эти вопросы не прорабатываются в достаточной степени. Кроме того, отмечается значительное снижение активности работы Советов в текущем году по сравнению в 2009 годом.

Изложенные выше упущения - это, как правило, следствие упущений, допущенных при планировании антикоррупционных мероприятий и организации эффективного контроля за их исполнением. Планируемые мероприятия, утверждаются без должного анализа складывающейся ситуации по тому или иному направлению деятельности и в связи с этим не являются конкретными ни отдельные мероприятия, ни сроки их исполнения. Это касается мероприятий, связанных с внесением изменений в соответствующую нормативную базу в сфере противодействия коррупции, мерами по соблюдению муниципальными служащими ограничений и запретов, соблюдению законодательства в сфере контроля за реализацией требований федерального законодательства о муниципальных закупках, земельном контроле, мероприятий в отношении муниципальных организаций и учреждений.

Конкретные выводы и предложения изложены в справках подготовленных по каждому из вышеуказанных муниципальных образований.

С учетом изложенного предлагается:

1. Продолжить практику мониторинга эффективности реализации мер по противодействию коррупции администрациями муниципальными образований автономного округа согласно Плану работы Совета.

2. Обеспечить контроль за реализацией муниципальными образованиями выработанных в результате мониторинга методических рекомендаций по повышению эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.

3. Обобщить опыт органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по осуществлению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также муниципальных служащих, замещающих указанные должности.

4. Подготовить методические рекомендаций для органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по осуществлению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также муниципальных служащих замещающих указанные должности с учетом обобщенной информации, а также требований надзорных органов.

Начальник отдела

В.В. Иванов


Опубликовано: 04.04.2016 17:11        Обновлено: 04.04.2016 17:11