Размер:
Цвет:

Доклад

Информация 
к заседанию межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции

по вопросу: Об эффективности принимаемых мер по противодействию “бытовой” коррупции

В соответствии с решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (Протокол от 03.11.2011 года) Аппаратом Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проанализировано состояние эффективности принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа мер в сфере противодействия “бытовой” коррупции.

Анализ результатов социологического исследования о коррупции в Югре, статистических данных правоохранительных органов и обращений граждан, поступающих в органы государственной и исполнительной власти автономного округа, свидетельствует о том, что жители Югры, как и остальные российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления при решении житейских (бытовых) проблем.

Необходимо отметить, что опрошенные респонденты наряду с такими “коррупционно емкими” сферами государственной власти как ГИБДД, милиция в целом, военкоматы, суды и система высшего образования, по итогам опроса в 2010 году к ведомствам, где проявления коррупции происходят наиболее часто, отнесли сферы: градостроительста, здравоохранения, образования (в том числе школы и детские сады), жилищно-коммунального хозяйства и т.д. (схема 1).

Схема 1. “Динамика оценки уровня коррумпированности в различных органах и ведомствах”

При этом, уровень коррумпированности по мнению респондентов в 2010 году имел тенденцию к увеличению в таких сферах, как образование (школы), жилищно-коммунальный комплекс (ЖЭКи) и здравоохранение.

Распределение ответов на вопрос об отношении к бытовой коррупции показывает, что половина населения не видит ничего криминального в так называемом “дарительстве” (“бытовой” коррупции), полагая, что эти действия безобидны и имеют иную природу, нежели взятки. Возможно, причиной такого отношения является то, что инициатором таких подношений, как показали результаты опроса, является человек, пришедший за услугой. Таким образом, граждане попросту не могут согласиться с тем, что они являются активными коррупционными элементами, признать свою причастность к коррупционной деятельности (схема 2).

С учетом изложенного, основные меры в сфере противодействия “бытовой” коррупции, реализуемые в 2010 году органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были сосредоточены на разработку и реализацию мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.

Так, в целях минимизации напряженности, связанной с недостаточностью в муниципальных образованиях автономного округа школьных и детских дошкольных учреждений, что соответственно обуславливает возможность злоупотребления при распределении мест, Правительством Югры принято решение о внесении изменений в действующую до 2012 года окружную программу развития материально-технической базы социальной сферы. Таким образом, округ обеспечит строительство детских садов, медицинских и других объектов социальной сферы. Кроме того, во взаимодействии с органами власти муниципальных образований разработана и принята целевая программа “Новая школа Югры на 2010-2013 годы”, предусматривающая строительство детских садов.

В результате реализации Программ к концу 2013 года в системе образования автономного округа будет обеспечено выравнивание доступа к получению дошкольного образования, достигнуты следующие целевые показатели - увеличение доли детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в общей численности детей от трех до семи лет до 89%.

Предполагается построить объекты дошкольных учреждений на 1870 мест и в рамках программы “Новая школа Югры на 2010-2013 годы” предполагается дополнительное введение в эксплуатацию к 2013 году зданий для дошкольных учреждений общей мощностью на 13748 мест.

Аналогичные меры предприняты в сферах здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения населения жильем, приняты программы:

- долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Современное здравоохранение Югры” на 2010-2013 годы”, предусматривающая мероприятия по: повышению качества и доступности медицинской помощи, совершенствованию системы управления качеством в сфере здравоохранения, развитию стандартизации оказания медицинских услуг, стимулированию и поддержке медицинских работников, совершенствованию медицинского обеспечения жителей округа, строительству и реконструкции объектов здравоохранения;

- долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры “Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” на 2011-2013 годы;

- комплексная жилищная программа, ориентированная на ликвидацию очередей на жилье и напряженности с ветхим, аварийным и балочным фондом.

Реализованы меры, направленные на выявление и минимизацию коррупционных рисков при оказании услуг в различных сферах деятельности, по которым граждане обращаются непосредственно в органы публичной власти, при этом особое внимание уделялось обеспечению контроля за оказывающими данные услуги государственными и муниципальными учреждениями и организациями.

Исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществлены мероприятия по приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством правовых актов, регулирующих деятельность подведомственных учреждений и организаций, полномочий органов исполнительной власти по обеспечению контроля за их деятельностью.

Так, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 № 475-рп внесены изменения в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июня 2007 года № 255-рп “О ведомственной принадлежности бюджетных учреждений”, закрепившие принадлежность бюджетных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 № 365-п “Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений” определен порядок осуществления полномочий учредителя, в том числе по осуществлению контроля за деятельностью учреждений.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 № 363а-п “О Порядке осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” определены основные положения проверки правомерного, целевого, эффективного и результативного использования средств бюджета автономного округа, в том числе государственными и муниципальными учреждениями и организациями.

Распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.02.2011 №68-рг “О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2010 года № 199-рг “О Плане противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2011 годы” предусмотрены мероприятия, связанные с:

- разработкой и утверждением административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг;

- проведением проверок эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования имущества государственными и муниципальными учреждениями и организациями.

По итогам заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (Протокол от 03.11.2011 года) в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа Департаментом внутренней политики направлены рекомендации (исх. № 1210/10-0 от 30.11.2010 года) о реализации мер, связанных с противодействием “бытовой” коррупции.

Эффективным инструментом, направленным на обеспечение мер по выявлению и устранению условий, способствующих проявлениям “бытовой” коррупции, является деятельность органов исполнительной власти автономного округа и муниципальных образований автономного округа, наделенных функциями контроля (надзора).

Так, Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2010 году проведены 33 проверки. Также в 2010 году проведена проверка 291 объекта недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за 105 исполнительными органами государственной власти и государственными учреждениями автономного округа. В ходе проверок выявлены 32 нарушения, в том числе, отсутствие технической документации на объекты недвижимости, отсутствие правоудостоверяющих документов, наличие несогласованных с Департаментом перепланировок и т.п. В настоящее время устранены 5 нарушений, по 27 нарушениям, в связи с длительностью срока оформления технической документации и правоудостоверяющих документов, учреждениями ведется работа по их устранению.

В сфере образования в текущем году проведена 21 проверка деятельности образовательных учреждений и муниципальных органов управления, в том числе 3 внеплановых.

В результате проведенных проверок выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе:

- факты взимания с родителей обучающихся платы за обучение. По указанному факту, в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг;

- факты неправомерной выдачи свидетельств о прохождении обучения по профессии. В результате проведенных проверок руководителям учреждений направлено обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, приостановлено действие лицензии;

- факты нарушения муниципальным общеобразовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования в части соблюдения прав на получение бесплатного образования (сбор денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся для приобретения необходимых для освоения программы учебников и учебных пособий). По указанному факту в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в ограничении прав граждан на получение бесплатного образования. По результатам рассмотрения административного дела мировым судьей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Аналогичные мероприятия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отношении муниципальных учреждений и организаций.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 решения Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее также - Протокол от 03.11.2011 года) разработан план перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных услуг органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальными учреждениями.

Согласно подпункту 1.1. пункта 2 Протокола от 03.11.2011 года комиссией по проведению административной реформы утвержден “План-график по созданию и развитию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Вместе с тем, оценивая результаты антикоррупционной деятельности необходимо признать необходимость совершенствования эффективности исполнения принятых правовых актов в данной сфере. С учетом изложенного предлагается:

1.Департаменту экономического развития автономного округа обеспечить мониторинг реализации постановления Правительства автономного округа от 29.01.2011 №23-п “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг”. Информацию о результатах утверждения регламентов, направить в межведомственный Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции.

2.Органам исполнительной власти автономного округа в соответствии с полномочиями учредителя государственных учреждений (организаций), предусмотренных постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2010 №365-п “Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений” и 365а-п “О Порядке осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” обеспечить проведение проверок соблюдения действующего законодательства при оказании государственных услуг населению. Информацию о результатах проведенных проверок, направлять в межведомственный Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции.

3.1.Рекомендовать главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры организовать в соответствии с утвержденными планами проверки деятельности муниципальных учреждений (организаций) в части оказания услуг населению, в том числе в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Информацию о результатах проведенных проверок, направить в межведомственный Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции.


Опубликовано: 04.04.2016 16:44        Обновлено: 04.04.2016 16:44