Размер:
Цвет:

Доклад

Тезисы выступления
по вопросу "Об эффективности принимаемых мер по минимизации коррупциогенных рисков при реализации федерального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

I. В Российской Федерации после принятия Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-фз "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - федеральный закон 94-фз) проводится последовательная нормотворческая работа по регламентации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и иных бюджетополучателей в сфере закупок за счет средств бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Основными целями проводимой работы являются: повышение эффективности использования средств бюджетов, привлечение более широкого круга физических и юридических лиц к обеспечению бюджетных нужд, стимулирования добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При этом, необходимо отметить, что у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления имеется возможность принятия нормативных правовых актов в сфере размещения заказов, только в части планирования и подготовки размещения заказов, установления различных порядков взаимодействия и разработки типовых форм документов.

В соответствии с российским и международным опытом, принято считать, что возникновению коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, способствуют многие причины в т.ч.:

- "законодательная", т.е. наличие пробелов в законодательстве,

-"личностная", т.е. склонность к коррупции и другим правонарушениям лиц участвующих в процедурах размещение заказов;

-"квалификационная", т.е. наличие пробелов в знаниях у лиц, осуществляющих размещение заказов.

Законодательством Российской Федерации, предусмотрены определенные практические механизмы предотвращения возникновения и существования коррупции в сфере размещения заказов:

1. Установление последовательности и сроков проведения различных процедур закупок, требований к их документированию;

2. Установление требований о публичности процедур закупок и исполнении контракта, критерии данной публичности;

3. Установление ответственности за неисполнение требований законодательства в сфере размещения заказов;

4. Установление требований к квалификации членов комиссий по размещению заказов.

II. Несмотря на планомерную многолетнюю работу по совершенствованию законодательства о закупках, по состоянию на 31 декабря 2010 года существовали пробелы, создающие условия для возникновения коррупции. Так, информация о закупках публиковалась в разрозненных источниках. Значительный объем закупок размещался весьма коррупционноемкими способами – путем "запросов котировок" и на торгах в форме открытых аукционов. Реестры контрактов содержали ограниченный перечень сведений. Отсутствовала регламентация обоснования начальной максимальной цены контракт и т.д. и т.п.

В текущем году, в связи с вступлением в действие изменений федерального закона 94-фз, ситуация кардинально изменилась. С 1 января 2011 года прекращено размещения заказов в форме открытых аукционов, и основным способом размещение заказа стал значительно менее коррупционноемкий - открытый аукцион в электронной форме. Централизован источник информации о размещаемых заказах - им стал Общероссийский официальный сайт.

Также, в качестве мер направленных на предотвращение коррупционных проявлений, необходимо рассматривать мероприятия по сокращению доли "запросов котировок" в общем объеме размещения заказа:

- установление двух типов открытых аукционов в электронной форме, продолжительность проведения одного из которых, совпадает с продолжительностью "запроса котировок";

- утверждение Министерством экономического развития Российской Федераций номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (Приказ от 01 декабря 2010 г. № 601), применение которой исключает возможность дробления заказов на большое количество котировок.

Еще одной мерой направленной на предотвращение коррупции при исполнении контрактов (договоров), стало принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №1191 "Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях, к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети интернет, на котором размещается указанный реестр", в соответствии с которым с 1 апреля 2011 годареестр контрактов (договоров) стал единым на всей территории Российской Федерации. Полномочия по ведению реестра консолидированы в одном органе власти - Федеральном казначействе России. Кроме того указанный реестрконтрактов дополнен сведениями о ходе исполнения контрактов, включая даты и суммы платежей, даты и объемы промежуточных поставок и т.п.

С 27 апреля текущего года, вступили в действие изменения федерального закона 94-фз, вследствии которых у заказчиков возникла обязанность обосновывать начальную максимальную цену контракта, и размещать данное обоснование на общероссийском официальном сайте в составе конкурсной, аукционной документации или извещении о проведении запроса котировок.

III. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре мероприятия по противодействию коррупции в сфере государственных закупок не ограничиваются мерами предусмотренными федеральным законодательством о размещении заказов. Так в ходе реализации проекта "Повышение эффективности закупок для государственных нужд" в рамках проведения административной реформы, были разработаны и приняты порядки, методики, формы типовых документов обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств и предотвращение коррупционных проявлений.

За счет установления единого порядка взаимодействия всех участников закупочного процесса, формирования системы планирования государственного заказа, автоматизации его процессов, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обеспечен оперативный контроль за соблюдением требований законодательства при подготовке государственными заказчиками заявок на проведение торгов, включающий в себя, в том числе, обоснование расходов на закупку товаров, работ и услуг.

Важным этапом в установлении простых и ясных правил для участия в конкурсах, аукционах и котировках на территории автономного округа явилась разработка типовых форм конкурсной и аукционной документации, журналов, извещений, протоколов содержащих однозначные требования к оформлению заявок участников.

Перечисленные документы прошли неоднократную проверку контролирующими, надзорными и судебными органами, а также были рекомендованы муниципальным образованиям для использования в практике формирования и размещения муниципального заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В 2007-2010 году разработана автоматизированная информационная система "Государственный заказ", осуществлена ее интеграция с автоматизированной системой "Бюджет". Функционал указанных систем обеспечивает автоматизацию всех этапов планирования, формирования и исполнения государственного заказа и одновременно обеспечивая автоматическое резервирование бюджетных средств и санкционирование расходов на приобретение продукции. Исключение "человеческого" фактора и наличие автоматических контролей, в свою очередь предотвращает проявление коррупции.

В целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, обеспечения гласности и прозрачности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры информация о размещаемом государственном заказе размещается также на сайте www.ozhmao.ru. Кроме того на указанном сайте размещены План государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и его ежеквартальная корректировка, квартальный план-график торгов, методические материалы и т.п.

В ходе исполнения долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Информационное общество – Югра" на 2011-2013 годы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры создается система мониторинга и анализа результативности исполнения государственных и муниципальных контрактов. Формирование данной системы позволит снизить вероятность коррупционных проявлений, на этапе исполнения государственных и муниципальных контрактов.

По итогам 1 квартала 2011 года мониторинг государственных контрактов, осуществляемый Депгосзаказа Югры, показал шестикратное уменьшение количества нарушений при подаче сведений в реестры контрактов в сравнении с аналогичным периодом 2010 года (снижение с 30% до 5,5%). Аналогична тенденция, с началом проведения мониторинга, наблюдается и в муниципальных образованиях автономного округа.

Еще одним важным направлением противодействия коррупции является повышение квалификации сотрудников государственных и муниципальных заказчиков в сфере размещения заказов. Ежегодно в автономном округе проходят повышение квалификации в данной сфере 250-300 человек. Кроме того, Депгосзаказа Югры систематически проводятся краткосрочные семинары, в ходе которых представители государственных и муниципальных заказчиков получают возможность ознакомиться с новеллами в законодательстве РФ о размещении заказов, получить практические знания и умения по работе с информационными системами, а также получить ответы на вопросы. Ежегодно в таких семинарах принимают участие до 1000 человек.

Маркером комплекса реализуемых мероприятий, свидетельствующим об эффективности мер противодействия коррупции и достижения высокого уровня прозрачности и публичности при размещении государственного заказа, можно считать количество обжалований на действия конкурсной, аукционной комиссии автономного округа, участниками размещения заказа.

Так в 2010 году в рамках судопроизводства на действия конкурсной/аукционной комиссии было подано 18 исковых заявлений, по 16 исковым заявлениям решения были приняты в пользу автономного округа. Два заявления находятся на стадии рассмотрения.

В УФАС по автономному округу на действия уполномоченного органа было подано 52 жалобы, 49 из них признаны необоснованными, 2 -обоснованными, 1 жалоба признана частично обоснованной.

За 1 квартал 2011 г. от общего количества участников размещения заказа (1,1 тысяч) в рамках судопроизводства на действия конкурсной/аукционной комиссии было подано 4 исковых заявления, по 1 исковому заявлению решение было принято в пользу Депгосзаказа Югры. Остальные заявления находятся на стадии рассмотрения.

В УФАС по автономному округу на действия уполномоченного органа было подано 8 жалоб, все жалобы были признаны необоснованными.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать достаточно высокую эффективность принимаемых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре мер по минимизации коррупциогенных рисков при реализации федерального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Данный вывод так же подтверждается оценками независимых экспертов, согласно которым, автономному округу на протяжении ряда лет присваивается высокий рейтинг прозрачности в области государственных закупок.

В завершении необходимо отметить, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, мероприятиям по модернизации законодательства в сфере размещения заказов придан особый статус. В настоящее время осуществляется разработка двух концепций реформирования сложившейся системы законодательства о размещении заказов. Указанные концепции подготовлены Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой России и проходят активное обсуждение. Депгосзаказа Югры принимает активное участие в данных обсуждениях.

Опубликовано: 04.04.2016 16:33        Обновлено: 04.04.2016 16:33