Размер:
Цвет:

Информация о результатах мониторинга эффективности реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ “О противодействии коррупции” в муниципальных образованиях: г. Лангепас, Белоярский и Березовский районы

Информация 
о результатах мониторинга эффективности реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ “О противодействии коррупции” в муниципальных образованиях: г. Лангепас, Белоярский и Березовский районы

В соответствии с решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции от 17 ноября 2009 года, Планом мероприятий межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции на 2011 год (далее – Совет) в целях подготовки к заседанию Совета осуществлен анализ эффективности реализации мер по противодействию коррупции администрациями муниципальных образований города Лангепас, Белоярского и Березовского районов.

Согласно служебному заданию проведен мониторинг:

-нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции, в том числе организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

-реализации мероприятий по противодействию коррупции на муниципальной службе;

-эффективности принимаемых мер органами местного самоуправления по актам прокурорского реагирования (протест, представление, предостережение) в сфере противодействия коррупции;

-деятельности координационного органа в сфере противодействия коррупции, соответствие муниципального плана противодействия коррупции Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальному плану противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, исполнение плановых мероприятий, их результативность.

В результате анализа материалов по указанным направлениям деятельности установлено следующее.

Во всех вышеуказанных муниципальных образованиях в целом сформирован комплекс нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере противодействия коррупции.

В тоже время, остаются нормативно не закрепленными в администрации города Лангепас реестр наиболее коррупционно опасных сфер деятельности и наиболее коррупциогенных должностей и полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Лангепас.

В ходе мониторинга установлено, что на муниципальном уровне принимаются меры по внедрению превентивных антикоррупционных механизмов. Проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Вместе с тем, отсутствие четкого порядка в ряде муниципальных образований, предусматривающего отражение результатов экспертиз не позволяет с уверенностью констатировать полноту ее производства. Так, в Белоярском районе при выявлении коррупциогенных факторов проект нормативно-правового акта возвращается разработчику, заключение оформляется путем проставления соответствующего штампа с отметкой о выявлении коррупциогенных факторов. Отдельное мотивированное заключение при этом не составляется, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”.

В нарушение пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Думы Березовского района соответствующим нормативным правовым актом не урегулирован. В настоящее время антикоррупционную и юридическую экспертизу проектов НПА представительного органа местного самоуправления осуществляет юридическо-правовое управление администрации Березовского района.

Для всех муниципальных образований отмечен недостаточный уровень организации принимаемых мер, способствующих активизации проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (Протокол заседания межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции от 25.12.2009 года). Заключения независимых экспертов отсутствуют.

При этом, при размещении проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальных сайтах администраций города Лангепаса и Березовского района отсутствует информация о датах начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, что не согласуется с федеральными нормами в этой сфере (пункт 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96). В Белоярском районе указанные сроки составляют 1-2 дня.

Кадровыми службами органов местного самоуправления обеспечено исполнение муниципальными служащими положений Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”, Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, в том числе по соблюдению законодательно установленных ограничений и запретов, своевременному представлению муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и их проверке, организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов.

С учетом требований законодательства в муниципальных образованиях созданы соответствующие комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В текущем году в муниципальных образованиях состоялось 15 заседаний комиссий, на которых рассмотрено 24 материала в отношении муниципальных служащих (г. Лангепас – 7, Белоярский район – 14, Березовский район - 3). По рекомендациям комиссий в текущем году 8 чиновников привлечены к дисциплинарной ответственности.

Недостатки отмечены в организации деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов администрации Березовского района, в том числе в порядке ее ведения, принятия решения.

Во всех муниципалитетах за данной линией работы закреплены сотрудники (путем внесения соответствующих изменений в должностные инструкции). Муниципальными нормативными правовыми актами утвержден кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления.

Нормативно проработан порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются работодателем. При этом, ни в одном органе местного самоуправления муниципальных образований случаев уведомления муниципальными служащими работодателя о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений не было.

В ходе изучения организации мероприятий по осуществлению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также замещающих указанные должности установлено, что в целом муниципальными служащими обеспечивается предоставление установленных законодательством сведений.

В указанных муниципальных образованиях правовые акты, регламентирующие порядок размещения на официальном сайтах органов местного самоуправления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, не приняты.

Устанавливалась достоверность в отношении всех муниципальных служащих. По результатам предварительной сверки с ИФНС России по г. Белоярскому в 2011 году установлен 1 факт предоставления муниципальным служащим недостоверных сведений о доходах. По рекомендации комиссии муниципальный служащий привлечен к дисциплинарной ответственности. В 2010 году по информации, поступившей из ИФНС России по г. Белоярскому, установлено 2 факта предоставления муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах. По рекомендации комиссии двое муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

По результатам предварительной сверки в администрации Березовского района выявлено 35 фактов предоставления муниципальными служащими неполных или недостоверных сведений о доходах и имуществе, что может свидетельствовать о недостатках в организации работы по доведению до муниципальных служащих соответствующих методических рекомендаций. При этом, в отношении 17 муниципальных служащих при подтвердившихся фактах предоставления недостоверных (неполных) сведений материалы на рассмотрение комиссии не направлялись.

С учетом обозначенных аппаратом полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе приоритетов особое внимание в ходе мониторинга обращено на эффективность принимаемых мер по актам прокурорского реагирования и обращениям граждан коррупционной направленности.

Установлено, что в текущем году в адрес рассматриваемых муниципальных образований поступило 52 представления прокуратуры (Лангепас - 19, Белоярский район - 5, Березовский район - 28), из них 5,7% (3 акта реагирования) относятся к нарушениям требований Федеральных законов от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”, от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”. В результате проведенных проверок и рассмотрения выявленных нарушений, по 37 фактам муниципальные служащие привлечены к дисциплинарной ответственности.

В результате анализа организации работы по актам прокурорского реагирования установлено, что, несмотря на ответы в прокуратуру об устранении выявленных нарушений и привлечения (в некоторых случаях) виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, органами местного самоуправления мер по выявлению и устранению причин и условий, обусловивших указанные нарушения, не принимается.

Аналогичная ситуация характерна для рассмотрения обращений граждан о фактах нарушения должностными лицами муниципальных образований действующего законодательства. Во-первых, в ходе мониторинга отмечено, что количество обращений данной направленности поступающих в адрес муниципальных образований, незначительно и составляет как правило не более 0,5% от числа поступивших (Лангепас – 0,6%, Белоярский район – 0,4%), за исключением Березовского района – 3,2%.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460, утвердившего Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы, в муниципальных образованиях организовано планирование антикоррупционных мероприятий. Обеспечено их нормативное закрепление.

Значительная роль в координации усилий по противодействию коррупции в муниципальных образованиях приходится на созданные при главах муниципальных образований совещательные органы – межведомственные Советы по противодействию коррупции.

В результате анализа эффективности деятельности данных органов установлено, что в их составы включены представители основных субъектов противодействия коррупции, в том числе представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, представители общественности и средств массовой информации.

Вместе с тем, деятельность работы Советов не всегда проводится на плановой основе, а принимаемые решения по рассматриваемым вопросам в большинстве случаев сводятся к формулировке “информацию принять к сведению”. Имеют место факты вынесения на заседания Советов вопросов, не требующих выработки коллегиальных решений, либо эти вопросы не прорабатываются в достаточной степени.

Изложенные выше недостатки - это, как правило, следствие упущений, допущенных при планировании антикоррупционных мероприятий и организации эффективного контроля за их исполнением. Планируемые мероприятия, утверждаются без должного анализа складывающейся ситуации по тому или иному направлению деятельности и в связи с этим не являются конкретными ни отдельные мероприятия, ни сроки их исполнения. Это касается мероприятий, связанных с внесением изменений в соответствующую нормативную базу в сфере противодействия коррупции, мерами по соблюдению муниципальными служащими ограничений и запретов, соблюдению законодательства в сфере контроля за реализацией требований федерального законодательства о муниципальных закупках, земельном контроле, мероприятий в отношении муниципальных организаций и учреждений.

Согласно социологическому исследованию состояния коррупции в автономном округе и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и борьбе с ней, по итогам 2010 года отмечается увеличение уровня коррумпированности чиновников в оценках населения Белоярского района (с 1,3 до 1,8), Березовского района (с 1,3 до 2,3). На территории города Лангепаса этот показатель остался на том же уровне (3,0) при среднеокружном уровне – 3,1.

Конкретные выводы и предложения изложены в справках, подготовленных по каждому из вышеуказанных муниципальных образований.

С учетом изложенного предлагается:

1. Продолжить практику мониторинга эффективности реализации мер по противодействию коррупции администрациями муниципальных образований автономного округа согласно Плану работы Совета.

2. Обеспечить контроль за реализацией муниципальными образованиями выработанных в результате мониторинга методических рекомендаций по повышению эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.

Начальник отдела по противодействию коррупции
Управления по вопросам государственной службы,
кадров и противодействия коррупции Аппарата
Губернатора автономного округа – Югры ,
Секретарь межведомственного Совета при 
Губернаторе автономного округа по 
противодействию коррупции                                                                                                                             В.В.Иванов

Опубликовано: 04.04.2016 16:26        Обновлено: 04.04.2016 16:26