Размер:
Цвет:

1. О результатах реализации мер по выявлению сделок, заключаемых государственными (муниципальными) учреждениями и организациями с юридическими лицами, фактически не осуществляющими свою деятельность.

О результатах реализации мер по выявлению сделок, заключаемых государственными (муниципальными) учреждениями и организациями с юридическими лицами, фактически не осуществляющими свою деятельность

Одним из рычагов влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд. Государственные закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой. Организация и управление закупками направлена на получение необходимого по качеству и количеству сырья, материалов или товаров и услуг в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с отличным сервисом и, естественно, по выгодной цене.

Государственные закупки – это совокупность различных функций и действий, которые ориентированы на повышение централизованной управляемости, уменьшение расходов государственного бюджета, контроль над потоками и обеспечение нужд государственных учреждений.

К сожалению, на сегодняшний день, действующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных закупок. Принятый в 2005 году Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” регулирует, по сути, только процедуру организации торгов. Ни для кого не секрет, что данный закон содержит множество “потайных ходов”, в связи, с чем произошло увеличение коррупции и злоупотреблений в сфере государственных закупок.

С целью усиления борьбы с преступностью в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, на основании Постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Приказа Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, РУ ФСБ России по Тюменской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа и утвержден план мероприятий, предусматривающий комплекс мер по предотвращению вывода денег в теневой оборот, перечислению их фирмам-однодневкам и фирмам-посредникам, по выявлению фактов хищений и нецелевого использования бюджетных средств.

В рамках работы указанной группы и в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации, информация, полученная от налоговых органов округа, ежеквартально обобщается и во исполнение межведомственного плана мероприятий по усилению борьбы с преступностью в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на 2010-2011 годы, направляется в правоохранительные органы, с учетом соблюдения норм статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).

Для пополнения бюджета налоговые органы используют все доступные источники информации, одним из них является информация о заключенных налогоплательщиками государственных и муниципальных контрактах. Используя эту информацию, налоговые органы проверяют, в полном объеме ли предоставили налогоплательщики налоговую отчетность, а также в полном ли объеме исполнили свои налоговые обязательства. Для того, чтобы выявить наличие у налогоплательщика налогового правонарушения, а также доказать его, налоговые органы проводят значительный объем контрольных мероприятий, а именно:

1. Ежемесячно проводится мониторинг информации, размещенной на сайтах www.zakupki.gov.ru, www.ozhmao.ru по государственным и муниципальным закупкам, с целью контроля за полнотой и своевременностью предоставления отчетности и уплаты налогов организациями (индивидуальными предпринимателями), заключившими договоры по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. Направляются запросы в муниципальные образования с просьбой представить перечень организаций, заключивших договоры по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд, а также о предоставлении информации, имеющей значение для проведения мероприятий налогового контроля.

3. На постоянной основе проводится анализ движения денежных средств по банковским счетам налогоплательщиков на предмет взаимодействия с контрагентами, обладающими признаками недействующих юридических лиц и потенциально не имеющих возможности на реализацию товаров (работ, услуг). По итогам анализа устанавливается наличие договорных отношений “проблемных” налогоплательщиков с государственными и муниципальными учреждениями. При установлении фактов взаимодействия “проблемных” организаций с государственными и муниципальными учреждениями направляется информация в эти учреждения для рассмотрения вопроса о прекращении действия контрактов и правоохранительные органы для использования в работе.

Проведение данных мероприятий налогового контроля необходимо для определения достоверной суммы дохода, которая должна быть задекларирована налогоплательщиком с учетов всех осуществляемых операций, а также определения налогового периода, в котором они должны быть учтены.

Наиболее масштабная работа начинается в ходе проведения камеральных налоговых проверок после предоставления налогоплательщиками годовой налоговой отчетности в марте и апреле.

Проведена эта работа и в отношении отчетности, представленной по итогам 2010 года. Налоговыми органами проанализировано 12 705 государственных контрактов на общую сумму 21 767,6 млн. руб.

В результате анализа государственных контрактов установлены факты не предоставления отчетности, либо не отражения сумм контрактов в налоговой отчетности.

Одним из направлений работы налоговой службы является побуждение налогоплательщиков к самостоятельному исполнению, а также уточнению своих налоговых обязательств, поэтому налогоплательщикам направлялись сообщения с требованием о предоставлении пояснений, уведомления о представлении налоговой отчетности, должностные лица вызывались в налоговые органы для дачи пояснений.

Кроме того, в рамках мероприятий налогового контроля направлялись запросы в банки о предоставлении выписок о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков, поручения об истребовании документов (информации) – в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса.

По итогам проведенного комплекса мероприятий по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, заключивших в 2010 году государственные (муниципальные) контракты, финансируемые из средств окружного бюджета, получены следующие результаты:

1. Налогоплательщиками представлены уточненные декларации с отражением сумм доходов, полученных за выполнение государственных (муниципальных) контрактов.

Проведенная работа, направленная на самостоятельное уточнение своих налоговых обязательств, дала возможность налогоплательщикам исправить допущенные ошибки путем представления уточненных налоговых деклараций.

Так, 24 налогоплательщиками представлены уточненные декларации с отражением суммы дохода, полученного за выполнение государственных контрактов. Общая сумма задекларированного дохода по уточненным декларациям составила 235,3 млн. руб. Вся представленная бухгалтерская и налоговая отчетность проверена на предмет полноты отражения доходов от реализации товаров (работ, услуг) по государственным и муниципальным контрактам.

Также 3 налоговыми агентами предоставлены справки по форме 2-НДФЛ с отражением сведений по физическим лицам, получившим доход по заключенным контрактам. Общая сумма доходов составила 0,6 млн. руб.

Наибольшее количество налогоплательщиков, предоставивших уточненные декларации, состоит на учёте в ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Сургут).

Уточненные налоговые декларации также представлены в:

- Межрайонную ИФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Ханты-Мансийский район, г. Ханты-Мансийск);

- Межрайонную ИФНС России № 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (г. Лангепас, г. Покачи);

- ИФНС России по г. Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Белоярский район);

- ИФНС России по г. Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Мегион);

- ИФНС России по г. Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Когалым);

- ИФНС России по г. Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Радужный).

Учитывая, что в реестрах государственных контрактов (на сайтах www.zakupki.gov.ru, www.ozhmao.ru) не всегда корректно отражены сведения о сроке либо этапах их исполнения, налоговые органы значительное количество времени тратят на установление налогового (отчетного) периода, в котором необходимо учесть полученные доходы.

Таким образом, Инспекциями запрошены пояснения о причинах таких расхождений на сумму 9 269, 7 млн. руб. Основной причиной расхождений явился тот факт, что срок окончания исполнения государственных контрактов приходится на 2011 и последующие годы, соответственно сумма дохода по данным контрактам должна отражаться налогоплательщиками в разных налоговых периодах.

Наибольшая часть таких контрактов выявлена в отношении налогоплательщиков, администрируемых Межрайонной ИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Нефтеюганский район).

Кроме этого, при отражении целевых средств, налогоплательщиками допускаются ошибки в заполнении декларации по налогу на прибыль. Такая ошибка допущена 3 налогоплательщиками на сумму заключенных государственных контрактов 0,3 млн. руб., при представлении налоговых деклараций в:

- Межрайонную ИФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Ханты-Мансийский район, г. Ханты-Мансийск);

- Межрайонную ИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (г. Пыть-Ях).

2. Налогоплательщики являются неконтактными, отсутствуют по указанным адресам.

Некоторые из организаций не находятся по адресу регистрации, что в свою очередь требует проведения розыскных мероприятий совместно с правоохранительными органами.

Основная часть выявленных налогоплательщиков, данной категории, состоит на учете в ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Сургут), а общая сумма заключенных государственных (муниципальных) контрактов составила 11,3 млн. руб.

Информация в отношении 11 налогоплательщиков заключивших государственные (муниципальные) контракты, но не предоставивших отчетность направлена в правоохранительные органы для проведения оперативных мероприятий.

3. Налоговыми органами округа выявлен налогоплательщик, заключивший государственный (муниципальный) контракт после ликвидации.

4. Выявляются налогоплательщики, администрируемые в других субъектах и потенциально не имеющие возможности на реализацию товаров (работ, услуг) в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

Не остаются без внимания налоговых органов и налогоплательщики, администрируемые в других субъектах Российской Федерации. При выявлении нарушений налогового законодательства, информация о данных налогоплательщиках оперативно доводится до налоговых органов других субъектов.

5. В налоговые органы округа поступает информация из других субъектов об исполнителях и заказчиках, заключающих государственные и муниципальные контракты.

6. Рассматривается вопрос о целесообразности проведения выездных налоговых проверок.

Одним из наиболее эффективных и результативных методов налогового контроля на сегодняшний день, остается проведение выездной налоговой проверки.

Таким образом, в отношении 11 налогоплательщиков, заключивших государственные (муниципальные) контракты, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью определения необходимости включения в план выездных налоговых проверок.

Основная часть таких налогоплательщиков состоит на учете в:

- Межрайонной ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Нижневартовский район);

- ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Сургут);

- ИФНС России по г. Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Белоярский район).

7. Приостановлены операции по счетам налогоплательщиков.

В отношении 47 налогоплательщиков приняты решения о приостановлении операций по счетам в банке.

На сегодняшний день, в отношении 17 налогоплательщиков, не отразивших (не в полном объеме отразивших) сумму контракта в налоговой отчетности и 13налогоплательщиков, не представивших налоговую отчетность направлены сообщения с требованием о предоставлении пояснений, уведомления о вызове налогоплательщиков для дачи пояснений, запросы в банк о движении денежных средств, истребованы документы у заказчиков в соответствии со статьи 93.1 Налогового кодекса.

Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость создания новой правовой базы для обеспечения качества закупок, либо реформирование существующей системы, остается большое количество актуальных вопросов и проблем в сфере существующей процедуры государственных и муниципальных закупок.

Так, например, по статистическим данным Генпрокуратуры Российской Федерации в 2010-2011 годах в сфере государственных закупок было выявлено 131 преступление, а размер установленного материального ущерба превысил 3,83 миллиарда рублей.

Не решена проблема и с юридическими лицами, фактически не осуществляющими свою деятельность, но заключающими государственные и муниципальные контракты.

В целях сокращения “фирм-однодневок” на рынке государственных и муниципальных заказов Федеральная налоговая служба направила свои предложения в Минфин, Минэкономразвития и Счетную палату. В частности ФНС России внесены предложения:

- дополнить Федеральный закон № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” новыми основаниями для отказа в регистрации юридических лиц. Препятствием к созданию фирмы с потенциальным статусом “однодневки” будет являться пункт о “недостоверном предоставлении информации”;

- рассмотреть механизм привлечения к уголовной ответственности не только “лиц, непосредственно создавших “фирму-однодневку””, но и “фактических выгодоприобретателей”. Именно они приносят наибольший ущерб государству, наращивая цены на аукционах и торгах через фиктивные организации.

Также, с целью выявления “фирм-однодневок” на стадии проведения торгов, предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94 – ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” в части увеличения полномочий государственного заказчика на проверку участников размещения заказа.

Кроме того, необходимо от идеи прозрачной и эффективно администрируемой процедуры переходить к идеологии эффективного управления всем циклом закупки. Это означает включение в единое правовое пространство этапа планирования, осуществления конкурсных процедур, а затем и аудита выполненных контрактов. Для государства это означает, что закупаться будет именно то, в том объеме и того качества, что реально необходимо для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Также, хотелось бы отметить проблемы, возникающие при мониторинге информации, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет.

1. На сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru., который является главным источником информации в сфере государственных и муниципальных контрактов, возникают проблемы отбора налогоплательщиков из единого реестра государственных и муниципальных контрактов, выгрузки сформированных реестров. Не смотря на то, что на постоянной основе производится интеграция сайтов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с официальным сайтом, информация, размещенная на сайтеwww.zakupki.gov.ru. не отображает полный перечень необходимых контрактов. Таким образом, отбор информации о государственных и муниципальных контрактах, а также о федеральных контрактах удобнее и быстрее осуществлять на сайтах www.ozhmao.ru, www.roskazna.ru.

2. В ряде случаев, возникает проблема по идентификации налогоплательщиков. Данный факт связан с неверно указанным ИНН или наименованием организаций.

УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, являясь в свою очередь и заказчиком по государственным контрактам, сталкивается с такими же проблемами, как и другие государственные учреждения. Решение проблем возможно только путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Например, увеличить полномочия государственного заказчика на проверку участников размещения заказа, с целью выявления на стадии проведения торгов “фирм-однодневок”. Также остается проблемный вопрос по применению подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 № 94-ФЗ в части обеспечения контроля заказчиком условия по отсутствию у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности в отношении участника размещения заказа, находящегося на упрощенной системе налогообложения, который в свою очередь не имеют обязанности по составлению бухгалтерской отчетности.

Опубликовано: 04.04.2016 16:24        Обновлено: 04.04.2016 16:24