Размер:
Цвет:

Информация о результатах мониторинга эффективности реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" в муниципальных образованиях: города Покачи и Урай

Информация
о результатах мониторинга эффективности реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" в муниципальных образованиях: города Покачи и Урай

В соответствии с решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции от 17 ноября 2009 года, Планом мероприятий межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по противодействию коррупции на 2011 год (далее - Совет) в целях подготовки к заседанию Совета осуществлен анализ эффективности реализации мер по противодействию коррупции администрациями муниципальных образований городов Покачи и Урай.

Согласно служебному заданию проведен мониторинг:

-нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции, в том числе организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

-реализации мероприятий по противодействию коррупции на муниципальной службе;

-эффективности принимаемых мер органами местного самоуправления по актам прокурорского реагирования (протест, представление, предостережение) в сфере противодействия коррупции;

-деятельности координационного органа в сфере противодействия коррупции, соответствие муниципального плана противодействия коррупции Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальному плану противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, исполнение плановых мероприятий, их результативность.

В результате анализа материалов по указанным направлениям деятельности установлено следующее.

Во всех вышеуказанных муниципальных образованиях в целом сформирован комплекс нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере противодействия коррупции.

В тоже время, в администрации города Урай не регламентированы функционирование установленного "телефона доверия" и адреса электронной почты, в том числе порядок получения, фиксации и дальнейшей обработки поступивших указанным способом сообщений граждан в сфере противодействия коррупции.

В ходе мониторинга установлено, что на муниципальном уровне принимаются меры по внедрению превентивных антикоррупционных механизмов. Проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Обеспечено взаимодействие в этом направлении с органами прокуратуры.

О недостатках в обеспечении полноты производства антикоррупционой экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов свидетельствуют поступившие заключения прокуратуры.

Так, в городе Урай в текущем году прокуратурой внесено 4 протеста на постановления администрации города (№№ 3837, 3838, 3839, 3907), регулирующие вопросы оплаты труда работников образовательных учреждений. По результатам экспертизы проектов муниципальных правовых актов администрации города Покачи прокуратурой подготовлено в 2011 году 8 отрицательных заключений.

При размещении проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальных сайтах администраций города Покачи отсутствует информация о датах начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, что не согласуется с федеральными нормами в этой сфере (пункт 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

Кадровыми службами органов местного самоуправления обеспечено исполнение муниципальными служащими положений Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе по соблюдению законодательно установленных ограничений и запретов, своевременному представлению муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и их проверке, организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов.

С учетом требований законодательства в муниципальных образованиях созданы соответствующие комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В текущем году в муниципальных образованиях состоялось 15 заседаний комиссий, на которых рассмотрено 51 материал в отношении муниципальных служащих (Урай - 42, Покачи - 9). По рекомендациям комиссий в текущем году 31 чиновник привлечен к дисциплинарной ответственности.

Недостатки отмечены в организации деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов администрации города Урай, в том числе при принятии решений в части установления наличия конфликта интересов при рассмотрении вопроса о выполнении муниципальным служащим иной оплачиваемой работы.

В нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" в состав комиссии администрации города Покачи не включены представители научных организаций и общественных организаций ветеранов.

Во всех муниципалитетах за данной линией работы закреплены сотрудники (путем внесения соответствующих изменений в должностные инструкции). Муниципальными нормативными правовыми актами утвержден кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления.

Остаются нормативно не закрепленными в администрации города Урай муниципальные акты представительного органа, регулирующие вопросы порядка уведомления главы города Урай о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечне сведений, содержащихся в уведомлениях, организации проверки этих сведений и порядке регистрации уведомлений, деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Думе города Урай.

В ходе изучения организации мероприятий по осуществлению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также замещающих указанные должности установлено, что в целом муниципальными служащими обеспечивается предоставление установленных законодательством сведений.

Несмотря на рекомендации Депполитики Югры и прокуратуры округа муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок размещения на официальном сайте органов местного самоуправления город Покачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации города, не принят.

Вместе с тем, при наличии такого акта в администрации города Урай сведения о доходах на официальном сайте не размещены в связи с отсутствием согласия на размещение со стороны муниципальных служащих.

Устанавливалась достоверность сведений в отношении всех муниципальных служащих. По результатам предварительной сверки в администрации города Покачи выявлено 4 факта предоставления муниципальными служащими неполных или недостоверных сведений о доходах и имуществе.

По результатам предварительной сверки с ИФНС России по городу Урай в 2011 году установлен 31 факт предоставления муниципальным служащим недостоверных сведений о доходах. По рекомендации комиссии муниципальные служащие привлечены к дисциплинарной ответственности. Данное обстоятельство может свидетельствовать о недостатках в организации работы по доведению до муниципальных служащих соответствующих методических рекомендаций.

С учетом обозначенных аппаратом полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе приоритетов особое внимание в ходе мониторинга обращено на эффективность принимаемых мер по актам прокурорского реагирования и обращениям граждан коррупционной направленности.

Установлено, что в текущем году в адрес рассматриваемых муниципальных образований поступило 36 представлений прокуратуры (Урай - 19, Покачи - 17), из них 2,8% (1 акт реагирования) относятся к нарушениям требований Федеральных законов от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В результате проведенных проверок и рассмотрения выявленных нарушений, по 19 фактам (Урай -15, Покачи - 4) муниципальные служащие привлечены к дисциплинарной ответственности.

В результате анализа организации работы по актам прокурорского реагирования установлено, что, несмотря на ответы в прокуратуру об устранении выявленных нарушений и привлечения (в некоторых случаях) виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, органами местного самоуправления мер по выявлению и устранению причин и условий, обусловивших указанные нарушения, не принимается.

Результаты прокурорских проверок не использованы при планировании антикоррупционных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших нарушениям, не учтены в деятельности межведомственного Совета, что в конечном итоге явилось причиной совершения однородных нарушений. И в отдельных случаях привели к возбуждению уголовных дел (по фактам хищения бюджетных денежных средств в УКС г.Покачи).

Аналогичная ситуация характерна для рассмотрения обращений граждан о фактах нарушения должностными лицами муниципальных образований действующего законодательства. В ходе мониторинга и выборочной проверки результатов рассмотрения обращений установлено, что в администрации города Урай практически по 90% фактам оценка действиям должностных лиц не дается. Не установлено мер реагирования по направленному в адрес главы администрации представления об устранении нарушений закона, установленных по результатам рассмотрения обращения гр. Хайдаева Ю.Ю.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, утвердившего Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, в муниципальных образованиях организовано планирование антикоррупционных мероприятий. Обеспечено их нормативное закрепление.

Определенная роль в координации усилий по противодействию коррупции в муниципальных образованиях отводится созданным при главах муниципальных образований совещательным органам - межведомственным Советам по противодействию коррупции.

В результате анализа эффективности деятельности данных органов установлено, что в их составы включены представители основных субъектов противодействия коррупции, в том числе представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, представители общественности и средств массовой информации.

Практически отсутствует участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции в городе Покачи, в состав Совета представители малого и среднего бизнеса, СМИ, общественных организаций не включены.

Вместе с тем, деятельность работы Советов не всегда является эффективной как координационного органа, а принимаемые решения по рассматриваемым вопросам в большинстве случаев сводятся к формулировке "информацию принять к сведению".

Не затрагиваются на заседаниях Совета в городе Урай вопросы деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.

В ходе мониторинга деятельности указанных Советов отмечается недостаточный уровень его координирующей роли в проводимых органами местного самоуправления мероприятий по противодействию коррупции на территории муниципальных образований городов Урай и Покачи в совокупности с малоэффективной системой контроля за принятыми решениями, затрудняющей определение фактического исполнения мероприятий.

Имеют место факты вынесения на заседания Советов вопросов, не требующих выработки коллегиальных решений, либо эти вопросы не прорабатываются в достаточной степени.

Изложенные выше недостатки - это, как правило, следствие упущений, допущенных при планировании антикоррупционных мероприятий и организации эффективного контроля за их исполнением. Планируемые мероприятия, утверждаются без должного анализа складывающейся ситуации по тому или иному направлению деятельности и в связи с этим не являются конкретными ни отдельные мероприятия, ни сроки их исполнения. Это касается мероприятий, связанных с внесением изменений в соответствующую нормативную базу в сфере противодействия коррупции, мерами по предоставлению государственных и муниципальных услуг, соблюдению муниципальными служащими ограничений и запретов, совершенствованию информационно-пропагандистской деятельности, соблюдению законодательства в сфере контроля за реализацией требований федерального законодательства о муниципальных закупках, земельном контроле, мероприятий в отношении муниципальных организаций и учреждений.

Согласно социологическому исследованию состояния коррупции в автономном округе и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и борьбе с ней, в марте - мае 2011 года отмечается некоторое снижения уровня коррумпированности чиновников в оценках населения города Урай (с 3,1 до 2,6) и Покачи (с 2,6 до 1,7). При этом показатель в городе Урай остается выше среднеокружного уровне - 2,2.

По результатам мониторинга проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований города Покачи и Урай, согласно методике подготовленной Управлением по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции Аппарата Губернатора автономного округа, по своему содержанию охватывающей вышеуказанные направления деятельности.

Конкретные выводы и предложения изложены в справках, подготовленных по каждому из вышеуказанных муниципальных образований.

С учетом изложенного предлагается:

1. Продолжить практику мониторинга эффективности реализации мер по противодействию коррупции администрациями муниципальных образований автономного округа согласно Плану работы Совета.

2. Обеспечить контроль за реализацией муниципальными образованиями выработанных в результате мониторинга методических рекомендаций по повышению эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.

3. Предложить членам межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции систему оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере противодействия коррупции для внесения предложений по ее внедрению в практическую деятельность.

Начальник отдела по противодействию коррупции
Управления по вопросам государственной службы,
кадров и противодействия коррупции Аппарата
Губернатора автономного округа - Югры,
Секретарь межведомственного Совета при 
Губернаторе автономного округа по 
противодействию коррупции

В.В.Иванов


Опубликовано: 04.04.2016 16:16        Обновлено: 04.04.2016 16:16