Размер:
Цвет:

Аналитическая справка по вопросу реализации мер по обеспечению предоставления услуг в электронном виде, созданию многофункциональных центров, разработке административных регламентов исполнения государственных функций

Аналитическая справка
по вопросу реализации мер по обеспечению предоставления услуг в электронном виде, созданию многофункциональных центров, разработке административных регламентов исполнения государственных функций

1. О реализации мер по обеспечению предоставления услуг в электронном виде, созданию многофункциональных центров

В настоящее время предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

В автономном округе начата работа по созданию системы межведомственного электронного взаимодействия, а также проводилась модернизация существующих информационных систем для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В результате предпринятых мер:

Осуществлена доработка и объединение информационных систем “Реестр государственных и муниципальных функций (услуг)”, “Социально-платежная карта “Югра” и “Портал государственных и муниципальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры” и создание на их основе комплексной информационной системы, позволяющей предоставлять государственные и муниципальные услуги в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты.

В соответствии с договором с ОАО Ростелеком продолжаются работы по переводу 19-ти первоочередных услуг в электронный вид и созданию инфраструктуры электронного правительства, включающей портал государственных и муниципальных услуг автономного округа, региональный уровень Системы межведомственного электронного взаимодействия, систему исполнения регламентов и другие компоненты.

До конца 4 квартала 2011 года планируется завершить мероприятия, направленные на обеспечение реализации четвёртого этапа предоставления 19 первоочередных услуг в электронном виде.

Утверждены необходимые нормативные правовые акты:

- постановление Правительства автономного округа от 14.04.2011 №116-п “О системе межведомственного электронного взаимодействия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”

- распоряжение Правительства автономного округа от 05.08.2011 № 417-рп “О плане мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг”.

В целях внедрения универсальной электронной карты (УЭК) в автономном округе Правительством автономного округа 7 октября 2011 года принято распоряжение № 560-рп, которым утвержден план мероприятий по внедрению универсальной электронной карты на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2012 годы.

Планом мероприятий предусмотрено:

  • развитие нормативной правовой базы, включая разработку и внесение изменений в нормативные правовые акты;
  • развитие интегрированной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение универсальной электронной карты на территории автономного округа;
  • доработка необходимых информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления в части интеграции с региональной СМЭВ;
  • создание электронной базы данных для выпуска и использования универсальных электронных карт, включая цифровые фотографии граждан Российской Федерации;
  • организация региональной инфраструктуры приема универсальной электронной карты;
  • организация работы центра телефонного обслуживания; информирование граждан о преимуществах использования универсальных электронных карт;
  • проведение мероприятий по обучению граждан использованию универсальной электронной карты, информирование о преимуществах ее использования,

а также ряд других мероприятий.

Ряд организационных мероприятий по функционированию в автономном округе универсальных электронных карт будет исполнен до 31 декабря 2011 года остальные мероприятия Плана будут реализованы в установленные сроки

Так, в рамках исполнения мероприятий Плана между Правительством автономного округа и Федеральной уполномоченной организацией – ОАО “Универсальная электронная карта” заключено соглашение об обеспечении выпуска универсальных электронных карт на территории автономного округа.

В настоящее время региональная инфраструктура обслуживания УЭК формируется на базе существующей системы “Социально-платежная карта “Югра”.

Проект “СПК Югра” реализуется на территории автономного округа с 2006 года и обеспечивает предоставление ее держателям в электронной форме государственных (муниципальных) услуг (функций), включая меры социальной поддержки, персональную информацию, дополнительные функции и сервисы. В настоящее время через сеть информационных киосков системы “СПК Югра”, а также через Портал государственных (муниципальных) услуг автономного округа держателям карт предоставляется 34 сервиса и услуг в электронной форме. Проект реализован в 5 муниципальных образованиях автономного округа (г.Ханты-Мансийск, г.Нижневартовск, г.Сургут, гп.Лянтор, гп.Излучинск), выпущено 24 403 карты (выдано на руки).

Также, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований проведена следующая работа:

- в Реестре государственных и муниципальных услуг (функций) размещены сведения о 1054 государственных (212) и муниципальных (812) услугах;

- разработано 1250 из 1378 проектов административных регламентов предоставления услуг (226 ИОГВ и 1024 ОМСУ);

- утвержден 391 административный регламент.

С целью оказания методической и правовой поддержки органов местного самоуправления в округе проводятся совместные совещания, семинары, разрабатываются типовые нормативные правовые акты, методические рекомендации.

Еще одним направлением, которому уделяется особое внимание -развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Создание МФЦ неизбежно приведет к снижению нагрузки на граждан и юридических лиц по сбору документов, а в дальнейшем, освободит их от самостоятельного сбора документов, необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Процесс предоставления услуг на базе МФЦ заключается в том, что гражданин или юридическое лицо сдав документы в “одном окне”, через определенный промежуток времени получает в этом же “окне” документы, которые согласно его заявлению были ему необходимы.

В автономном округе на сегодня утверждена Программа "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011 - 2013 годы” (постановление Правительства автономного округа от 01.07.2011 № 255-п).

Для создания сети МФЦ в автономном округе Департаментом экономического развития автономного округа проведен ряд мероприятий:

проведен открытый конкурс на выполнение работ по организационно-правовому и методическому сопровождению создания многофункциональных центров в автономном округе, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий;

проведен открытый конкурс по реализации мероприятий административной реформы в автономном округе. Финансирование мероприятий производится из федерального бюджета по итогам конкурсного отбора заявок субъектов РФ на реализацию мероприятий административной реформы, по которому автономный округ является одним из победителей;

с учетом требований, установленных законодательством, подобрано помещение, в котором будет размещено МФЦ (здание гостиницы “Олимпийская”);

проведены совещания с участием органов местного самоуправления;

проанализированы потребности и возможности муниципальных образований по созданию МФЦ на местах (анализ прилагается).

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, предоставляющая государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, по принципу “одного окна”.

Основной идеей МФЦ является реализация принципа “одного окна”, когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 года № 796 “О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг” установлены требования к созданию и функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронном виде, к количеству окон приема и выдачи документов, к площади, к расположению МФЦ, к количеству и основным направлениям предоставляемых услуг.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – Закон 210-ФЗ) закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления  госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Основными функциями МФЦ являются:

прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;

информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;

выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу “одного окна”, в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ сокращаются благодаря организации взаимодействия на основании соглашений и административных регламентов.

Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

2. О разработке административных регламентов исполнения государственных функций

Исполнительными органами государственной власти автономного округа исполняется 35 функций по контролю (надзору), из них – 12 осуществляются в рамках переданных полномочий Российской Федерации.

На сегодняшний день исполнительными органами государственной власти автономного округа разработано 29 проектов административных регламентов исполнения государственных функций. В уполномоченный орган для проведения экспертизы было направлено 27 проектов. На 25 проектов даны положительные заключения, на 2 – отрицательное (отсутствие полномочий), 2 проекта размещены для проведения независимой экспертизы.

На 5 функций не требуется разработки административных регламентов, так как в соответствии с федеральными законами регламенты разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за переданными полномочиями.

Из 25 проектов административных регламентов, прошедших экспертизу уполномоченным органом утверждены 2 регламента (Депэкономики Югры).

В настоящее время 8 проектов регламентов находятся на согласовании в Правовом управлении Аппарат Губернатора автономного округа. Остальные проекты находятся в стадии доработки и согласования.

Подробная информация о стадии разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций представлена в прилагаемой таблице.

Основной проблемой затягивания сроков утверждения регламентов является изменение федеральных нормативных правовых актов.

Так, в последнее время были внесены изменения в федеральное законодательство в сферах образования, здравоохранения, градостроительной деятельности, регулирования цен (тарифов), лицензирования деятельности и т.д.

Опубликовано: 04.04.2016 16:14        Обновлено: 04.04.2016 16:14