Размер:
Цвет:

Содокладчик:

Приложение 1

Выступление Заболотского Виктор Владимирович

– председатель Общественной палаты Югры,

член Общественной палаты РФ

Коррупция представляет собой реальную системную угрозу нормальному функционированию всего общества.

Борьба с этим явлением должна быть не кратковременной кампанией, а ежедневной, последовательной и будничной работой всех правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества. За последнее время в Российской Федерации принят комплекс мер по противодействию коррупции. Существенно расширены возможности гражданского участия в процессе противодействия коррупции. Однако, несмотря на все это, коррупция остается одной из самых опасных угроз для Российского Государства, она по-прежнему затрудняет эффективное функционирование общества.

В институтах гражданского общества появились и распространяются такие формы участия общественности  в борьбе с коррупцией, как:

• формирование института общественных экспертов;

• обучение граждан формам противодействия коррупции;

• телефоны доверия ("горячие линии");

• открытие общественных приемных;

• мониторинг информации в СМИ, по результатам которого направляется информация в государственные органы;

• направление обращений в государственные органы в целях защиты прав граждан.

Базу взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти в противодействии коррупции можно рассматривать через организацию общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, общественные слушания по различным проблемам. Такие меры могут реализовывать любые НКО вне зависимости от сферы их деятельности, и они направлены не только на достижение эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов, но и на взаимодействие с ними.

В настоящее время нельзя отметить дефицит в информации о коррупционных проявлениях, которые выявляются самыми разными институтами гражданского общества. Между тем со стороны государственных органов, прежде всего правоохранительных, не всегда отмечается должное реагирование. В марте 2012 года состоялся круглый стол с представителями СМИ по вопросам освещения антикоррупционной тематики. Журналисты высказались в этом отношении достаточно категорично. Официальная информация не удовлетворяет запросам общества, ее явно недостаточно, ресурс эффективного взаимодействия пресс-служб правоохранительных органов и СМИ, как институтом гражданского общества, не используется сегодня в полной мере.

Оценка эффективного взаимодействия СМИ с государством в данном случае должна основываться не просто на освещении фактов коррупции, а на публичной демонстрации результатов реагирования на них со стороны правоохранительных органов. Таким качественным подходом может обеспечиваться не только эффективное взаимодействие СМИ и государства в противодействии коррупции, но и пропаганда антикоррупционного поведения.

Важным представляется участие институтов гражданского общества в законотворческом процессе, а также в процессе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Как показывает региональная практика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами осуществляется путем проведения общественными и независимыми экспертами антикоррупционной экспертизы с одной стороны, а с другой - учет мнения общественных и независимых экспертов по результатам проведенной ими антикоррупционной экспертизы в правотворческой деятельности.

Результативность подобного взаимодействия может оцениваться в количественных показателях - количество заключений общественных и независимых экспертов по результатам которых внесены изменения в нормативные правовые акты или проекты нормативных правовых актов.

Кроме того, взаимодействие институтов гражданского общества с органами  государственной власти происходит путем их участия в совместных мероприятиях по осуществлению антикоррупционного аудита и контроля за ходом и результатами реализации федеральной, региональной или муниципальной антикоррупционной политики. Здесь объективным показателем антикоррупционного взаимодействия может служить степень вовлеченности представителей институтов гражданского общества в контрольную деятельность по реализации антикоррупционной политики.

Предложения в проект решения заседания Совета:

по вопросу № 1:

- рекомендовать Департаменту информационных технологий автономного округа рассмотреть возможность создания отдельного электронного ресурса, на котором будут размещены все антикоррупционные экспертизы социально значимых нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с возможностью комментирования;

- провести заседание рабочей группы с целью изучения возможности получения доступа  к электронным сервисам федеральных органов исполнительной власти,  к которым отсутствует (либо затруднен) доступ;

по вопросу № 2:

- рекомендовать Департаменту общественных связей автономного округа регулярно (раз в 6 месяцев, раз в год) проводить встречи с представителями средств массовой информации по вопросам антикоррупционной пропаганды в Югре;

по вопросу № 3:

- рекомендовать Департаменту внутренней политики автономного округа распространить измененные Методические рекомендации по осуществлению предварительной сверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы (муниципальной службы), а также гражданскими (муниципальными) служащими, замещающими указанные должности по органам государственной и муниципальной власти автономного округа.

Опубликовано: 04.04.2016 16:06        Обновлено: 04.04.2016 16:06