Размер:
Цвет:

Андрей Константинович Кривуляк – исполняющий обязанности директора Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов

А.К.Кривуляк – 

исполняющий обязанности директора 

Департамента жилищной политики 

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Одним из направлений реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения автономного округа и повышения уровня доступности жилья для населения автономного округа. В этих целях на территории автономного округа были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, мероприятия которых направлены на улучшение жилищных условий населения региона.

Разработчиком и координатором целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 года № 368-п (далее - Программа) является Департамент жилищной политики автономного округа.

Механизм реализации программы и контроль за исполнением мероприятий, входящих в ее состав, помимо поименованного выше  постановления Правительства автономного округа, определены порядком реализации Программы, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 года № 108-п (далее – Порядок).

Основные мероприятия программы включают:

предоставление отдельным категориям граждан субсидий, социальных выплат в виде субсидий на приобретение или строительство жилья;

 компенсация части процентной ставки по полученным гражданами кредитам;

софинансирование адресных программ муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) по сносу и расселению приспособленных для проживания строений.

Управление целевой программой и контроль за ее реализацией обеспечиваются Департаментом жилищной политики автономного округа.

Важным направлением в реализации мер по снижению рисков возникновения коррупционных проявлений при субсидировании граждан является совершенствование условий, процедур и механизмов Программы путем внесения изменений в Программу и Порядок её реализации.

Так, за период действия программы принято 20 нормативных правовых актов о внесении изменений в целевую программу, в том числе 8 - в порядок ее реализации, включая постановление от 14 января 2012 года № 5-п, существенным образом упростившее процедуру получения гражданами субсидий.

Порядком реализации Программы четко определены положения предотвращения возникновения коррупции в области субсидирования граждан по подпрограммам Программы, а именно:

установлены виды, основания предоставления, порядок расчета объемов государственной поддержки;

установлена последовательность и сроки проведения процедур принятия решений о признании (отказе) участником программы и принятия решений о предоставлении (отказе) государственной поддержки, исчерпывающий перечень документов и требования к ним;

установлены уполномоченные органы и организации, ответственные за предоставление мер поддержки в отношении граждан, отнесенных к категориям, входящим в состав целевой программы;

установлены основания, условия отбора Департаментом жилищной политики автономного округа банков, участвующих в реализации Программы.

Предоставление мер государственной поддержки категориям граждан, определенных Программой, осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа – Департаментом жилищной политики автономного округа непосредственно или через органы местного самоуправления,  иные организации, привлекаемые в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа посредством заключения государственного контракта, в зависимости от категорий граждан и с учетом корреспондирующих норм федерального законодательства.

Реализация подпрограмм 1 «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» и «Доступное жилье молодым» в части предоставления субсидий участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» предусматривает участие органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

При реализации подпрограммы 1 на органы местного самоуправления возложены полномочия по  приему от граждан заявлений на участие в программе, рассмотрению заявлений об участии и принятии решения о признании либо об отказе в признании заявителя участником подпрограммы 1, ведению Единых списков участников по муниципальным образованиям.

Органы местного самоуправления также осуществляют предоставление субсидий участникамподпрограммы «Доступное жилье молодым» в части предоставления субсидий участникамподпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» в части предоставления субсидий молодым учителям государственных образовательных учреждений автономного округа и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не менее пяти лет постоянно проживающих на территории автономного округа и имеющих педагогический стаж работы не менее одного года, получающих субсидию на первоначальный взнос при ипотечном кредитовании, за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, передаваемых в форме субсидий в бюджеты муниципальных образований, а также за счет средств местных бюджетов.

Уполномоченным органом в отношении граждан, относящихся к категориям: пенсионеры, инвалиды, переселенцы, дольщики, работники государственных учреждений автономного округа, вставшие на учет до 31 декабря 2010 года в соответствии с ранее действующими нормативными актами, в том числе Законом автономного округа от 11.11.2005г. №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы», является Департамент.

В отношении граждан, относящихся к категориям: молодые семьи (кроме молодых семей по федеральной целевой программе), представители коренных и малочисленных народов, служащие, очередники, граждане, проживающие в приспособленных помещениях, молодые ученые, работники и сотрудники ОВД и ГПС, участники федеральных целевых программ, иные заявители, отдельные полномочия переданы уполномоченной организации.

Уполномоченной организацией, привлеченной для реализации Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в настоящее время является ОАО «Ипотечное агентство Югры» (далее - Агентство), с которой  заключены Государственные контракты и договоры на оказание услуг.

Для организации обслуживания средств бюджета автономного округа, предоставляемых на оплату договоров приобретения (строительства) жилых помещений, заключаемых гражданами, на погашение ими основного долга по кредиту или льготному жилищному займу, на основании законодательно установленных требований Департаментом отобраны 3 кредитных организации - ОАО «Ханты-Мансийский банк», ОАО Акционерный Западно-Сибирский коммерческий банк, Западно-Сибирский банк «Сбербанк России».

Для обеспечения анализа эффективности мероприятий целевой программы, контроля за ходом её реализации ежегодно Департамент жилищной политики автономного округа в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предоставляет отчет о ходе реализации целевой программы и соответственно о реализации приоритетного национального проекта в Департамент экономического развития автономного округа (ежемесячно, ежеквартально, за полугодие и год).

Дополнительный механизм контроля за исполнением порядка предоставления государственных услуг и расходованием бюджетных средств со стороны Департамента жилищной политики автономного округа прописан в Государственных контрактах и договорах на оказание государственных услуг, соглашениях о реализации подпрограмм и осуществляется непосредственно Департаментом.

В соответствии с государственными контрактами, заключенными между Департаментом жилищной политики автономного округа и Агентством, контроль за целевым использованием средств, выделенных Агентству на оказание государственной поддержки гражданам, осуществляется документально по отчетам, предоставляемым Агентством еженедельно, ежеквартально, за полугодие и год. В результате, по итогам работы Агентства за 2011 год выявлен случай двойного перечисления субсидии семье в счет погашения задолженности перед продавцом в сумме 3 206 103,07 тыс. руб. по подпрограмме 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». В 2012 году платежным поручением № 166 от 17 января 2012 года Агентство  за счет своей прибыли восстановило на расчетный  счет, открытый Агентством для осуществления платежей по подпрограмме 3 сумму излишне перечисленных средств в полном объеме.

Приказом Департамента жилищной политики автономного округа от 9 июня 2012 года № 174-о утвержден график проверок уполномоченной организации – ОАО «Ипотечное агентство Югры» по восьми направлениям со сроком реализации в 4 квартале 2012 года.

Вопросы по предоставлению государственных услуг, предоставляемых непосредственно Департаментом жилищной политики автономного округа, решаются комиссионно.

При реализации подпрограммы 1 в 2012 году Департаментом при взаимодействии с органами местного самоуправления проведены 24 комиссии по вопросу предоставления субсидий, по итогам которых выдано гражданам 145 уведомлений на сумму 243 млн. руб. При рассмотрении пакетов документов в составе комиссии принимают участие до семи человек - членов комиссии: сотрудники различных отделов Департамента, заместитель директора Департамента.

В 2012 году контрольно-ревизионным управлением Департамента финансов проводилась проверка по произведенным Департаментом выплатам  2011 года, нарушений не выявлено.

Специалистами Департамента жилищной политики автономного округа в течение 2012 года осуществлялись выездные проверки по предоставлению государственных услуг и расходованию бюджетных средств, преданных муниципальным образованиям автономного округа в целях реализации их полномочий в соответствии с условиями программы. Проверки проведены в муниципальных образованиях: городах Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Когалым, Урай, в Березовском и Нижневартовском районах.

Проведены отдельные проверки по использованию средств федерального бюджета и бюджета автономного округа, выделяемых на финансирование подпрограммы 2.1 в городах Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске. Фактов нецелевого использования средств не выявлено.

В целях завершения адресной программы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа, на 2009-2012 годы, и приведения в соответствии всех ее параметров проведены проверки в 10 муниципальных образований из 15 принявших участие в реализации программы – городах Мегион, Нягань, Урай, Югорск, Кондинском, Березовском, Ханты-Мансийском районе, поселениях Горноправдинск (Бобровка), Урманный (Красноленинский), Луговской. Проведение проверок оставшихся 5 муниципальных образований запланировано до 31 декабря 2012 года.

По результатам проведенных проверок откорректирован адресный перечень расселенных домов, уточнен фактический объём финансирования программы.

В рамках реализации подпрограммы 2.1  «Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы», предусматривающей софинансирование из трех бюджетных источников бюджета (федерального, окружного, местного), утвержден исчерпывающий перечень критериев отбора муниципальных образований.

Наряду с требованиями о наличии  утвержденной муниципальной программы (проекта программы) с обязательствами по финансированию программных мероприятий в размере не менее 5 процентов от размера социальной выплаты в виде субсидии, а также о наличие сформированного списка участников, установлен критерий профилактической направленности - отсутствие фактов нецелевого использования субсидий из бюджета автономного округа в предшествующем планируемому периоде.

Так, по результатам экспертизы документов в ходе отборов, проведенных в 2011 - 2012 годах, отобраны все муниципальные образования, подавшие заявки. При этом, наблюдается стабильная тенденция увеличения количества участников реализации подпрограммы – муниципальных образований  (12 – на 2011 год; 20 – на 2012 год, 21 – на 2013 год).

Дополнительным профилактическим фактором реализации указанных мероприятий послужила методическая работа Департамента, проведенные с муниципальными образованиями совещания, видеоконференция,  разъяснительная работа с населением.

В соответствии с Соглашениями между Минрегионом России и Правительством автономного округа, и между Департаментом жилищной политики автономного округа и органами местного самоуправления контроль за расходованием средств федерального бюджета, бюджета автономного округа и местного бюджета, осуществляется в виде проверки и анализа представленных органами местного самоуправления на утвержденных форм сведений и отчетов ежемесячно, ежеквартально.

В рамках реализации с июля 2012 года мероприятий по софинансированию адресных программ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (городских округов и муниципальных районов) по сносу и расселению приспособленных для проживания строений в основе механизма распределения субсидий муниципальным образованиям применен принцип отбора проектов муниципальных программ в порядке и на условиях, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 02.07.2012г. № 233-п «О порядке предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на софинансирование адресных программ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (городских округов и муниципальных районов) по сносу и расселению приспособленных для проживания строений».

В механизме осуществления контроля за использованием субсидии и реализации муниципальными образованиями указанных мероприятий предусмотрено проведение оценки эффективности использования субсидии в соответствии с целевыми показателями посредством проверки отчетности, документов, принятых органами местного самоуправления, сверки исполнения обязательств, с последующими действиями в форме предоставления обязательных к исполнению рекомендаций, направления в финансовый орган ходатайств о возврате средств субсидий в бюджет автономного округа, а также проведение проверок, иных контрольных мероприятий, в том числе с привлечением специалистов иных органов государственной власти автономного округа.

По результатам первого отбора, состоявшегося в августе текущего года, Департаментом проведена экспертиза 20 проектов программ 14 муниципальных образований автономного округа.

На основании приказа Департамента жилищной политики автономного округа от 15 августа 2012 года № 222-о и Соглашения между Департаментом и администрацией города Радужный от 21 августа 2012 года субсидия из бюджета автономного округа в размере 369 388,5 тыс. руб. распределена на софинансирование муниципальной программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных на территории микрорайона «Южный» города Радужный на 2012-2013 годы».

В рамках целевой программы автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в 2011-2013 годах» в 2012 году Департамент определен уполномоченным органом при реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в сельской местности. Реализация указанных мероприятий производится на условиях софинансирования федерального и окружного бюджетов по соглашениям с Министерством сельского  хозяйства и муниципальными образованиями автономного округа. Решение о предоставлении социальной выплаты принимается комиссией Департамента, оформляется свидетельством и направляется в муниципальное образование. Муниципальными образованиями производится перечисление денежных средств в пользу участников программных мероприятий через уполномоченные банки. В 2012 году выдано 3 свидетельства на сумму 4,4 млн. рублей.

В рамках реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федерального закона «О ветеранах» полномочиями по предоставлению жилых помещений либо единовременной денежной выплаты ветеранам наделены органы местного самоуправления.

Департамент осуществляет общий контроль и распределение бюджетных средств между муниципальными образованиями, осуществляет их проверки на предмет исполнения полномочий.

По итогам проведенной в 2011 году проверке учетных дел ветеранов ВОВ во всех муниципальных образованиях автономного округа выявлено 5 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 7,8 млн. руб. Все средства возвращены в бюджет и направлены на обеспечение ветеранов.

В целях недопущения аналогичной ситуации в качестве профилактической меры с каждым муниципальным образованием проведены рабочие совещания, ужесточен контроль за достоверностью и качеством предоставляемой информацией и отчетностью.

На 4 квартал 2012 года вновь запланировано проведение проверок реализации органами местного самоуправления действующего законодательства в области обеспечения жильем ветеранов ВОВ.

В результате проводимых профилактических и контрольных мероприятий удалось достичь следующих показателей.

          В рамках реализации целевой программы в 2011 году за счет всех источников финансирования фактически профинансировано 30 813 086,5 тыс. руб., что составляет 173,4% к плану на 2011 год, в том числе:

средства бюджета автономного округа - 6 302 211,9 тыс. руб. или 99,1% от предусмотренного на год плана;

средства федерального бюджета – 259 472,5 тыс. руб. или 99,8% к плану на 2011год;

средства бюджетов муниципальных образований – 1 610,6 тыс. руб. или 6,5% к плану;

средства по программе «Сотрудничество» - 399 600,0 тыс. руб. или 99,9% к плану 2011 года;

за счет привлеченных средств – 23 850 191,5 тыс. руб. или 222,5% к плану на 2011 год (10 718 944,3 тыс. руб.).

За отчетный период 2011 года всего предоставлено государственной поддержки (выдано субсидий) 13 264 семьям или 102,9% от планового показателя, предусмотренного программой на 2011 год – 12 894 семьи.

Выдано 105 государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета, из которых реализованы гражданами в 2011 – 2012 годах в соответствии с установленным порядком 92 государственных жилищных сертификата. Правом на получение социальной выплаты посредством сертификата 13 семей не воспользовались.

Выдано 270 уведомлений на получение социальных выплат за счет средств бюджета Тюменской области, из которых реализованы в 2011 – 2012 годах 263 уведомления. 7 участников документы на перечисление социальной выплаты не представили.

  По состоянию на 1 октября 2012 года в рамках реализации программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» за счет всех источников финансирования фактически профинансировано 28 096 972,3 тыс. рублей, что составляет 162,2% к плану на 2012 год (план – 17 317 286,7 тыс. руб.), в том числе:

средства бюджета автономного округа – 4 712 737,6 тыс. рублей или 87% от предусмотренного на год плана (5 418 155,7 тыс. рублей);

средства федерального бюджета (в том числе и сертификаты) – 160 049,8 тыс. рублей или 79,6% к плану на 2012год (200 945,9 тыс. рублей);

средства бюджетов муниципальных образований – 0 тыс. рублей или 0% к плану (57 007,2 тыс. рублей);

средства по программе «Сотрудничество» (уведомления) – 535 239,4 тыс. рублей или 92,7% к плану 2012 года (577 250,0 тыс. рублей);

за счет привлеченных средств – 22 688 945,5 тыс. рублей или в 2 раза к плану на 2012 год (11 063 927,9 тыс. рублей).

На 22 сентября 2012 года предоставлено государственной поддержки за счет всех источников финансирования 9 467 семьям,  из них:

75 субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера;

1 732 субсидии предоставлено молодым семьям;

74 субсидии гражданам из числа коренных малочисленных народов Югры;

заключено 7 136 трехсторонних соглашений по компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам и займам;

предоставлена государственная поддержка 285 отдельным категориям граждан  («очередники» – 149, «балочники» – 21 и «работники» - 115).

 Выдано 95 государственных жилищных сертификатов, на общую сумму  142 800,0 тыс. рублей, из них реализовано 37 сертификатов на общую сумму 54 256,8 тыс. руб.  и предоставлено 308 уведомлений на получение социальных выплат на общую  сумму 535 239,4 тыс. рублей, из них получили субсидии 128 семей на общую сумму 205 123,1 тыс. рублей.

22 сентября текущего года на очередном заседании Правительства автономного округа внесены изменения в постановление Правительства автономного округа от 23.12.2010 года № 368-п в части увеличения объема финансирования из бюджета автономного округа на сумму 2 214 802,4 тыс. руб., что позволит дополнительно предоставить государственную поддержку 4 974 семьям, из них по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование»  3 500 семей смогут заключить трехсторонние соглашения по кредитным договорам.

Механизмы контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств автономного округа обсуждались на заседании межведомственного совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции. 

По результатам рассмотрения учтены все предложения и внесены необходимые изменения в нормативно-правовые акты автономного округа.

С учетом принятых и принимаемых профилактических мер, организованного контроля со стороны Департамента, коррупционные риски и проявления при расходовании бюджетных средств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе выделяемых на реализацию полномочий  Департамента в области жилищной политики сведены к нулю.

Опубликовано: 04.04.2016 15:52        Обновлено: 04.04.2016 15:52