Размер:
Цвет:

Денис Александрович Погонышев – исполняющий обязанности директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов

Д.А.Погонышев – 

исполняющий обязанности директора 

Департамента образования и молодежной политики 

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депобразования и молодежи Югры, Департамент) в организации своей деятельности по контролю расходования бюджетных средств автономного округа руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

1. Постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N363а-п «О порядке осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

2. Постановлением Губернатора Югры от 01.07.2010 N116 (в ред. от 23.04.2012) «О Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

3. Постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 N478-п «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.11.2011 года N 106-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;

4. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.04.2012 № 141-п «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области реализации ими переданных для исполнения государственных полномочий»;

5. Приказом Депфинансов Югры от 08.03.2011 № 10-нп «Об утверждении инструкции по осуществлению последующего финансового контроля исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

6.  Приказом Департамента образования от 29.10.2010 № 1092 «Об утверждении Порядка проведения контрольных мероприятий в учреждениях, координацию и контроль деятельности которых осуществляет Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 07.10.2011);

7. Приказом Департамента от 28.04.2012 № 451 «Об утверждении отраслевого порядка проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области реализации ими переданных для исполнения государственных полномочий»;

8. Приказом Департамента от 20.02.2012 № 145 «Об утверждении организационного плана работы по составлению отчета по итогам исполнения отдельных государственных полномочий в 2012 году»;

Депобразования и молодежи Югры, как главный распорядитель бюджетных средств осуществляют ведомственный финансовый контроль государственных учреждений - получателей средств бюджета автономного округа. По состоянию на 01.10.2012 Департаменту подведомственны 53 учреждения, в том числе: бюджетных - 25, казенных – 22, автономных - 6.

Финансовый контроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий, последующий.

С 1 января 2011 года (с переходным периодом до июля 2012 года) вступил в силу Закон Российской Федерации от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», устанавливающий необходимость перехода бюджетных учреждений в новый статус.

Он определил три новых типа учреждений, получающих финансирование от государства: бюджетные, автономные и казенные учреждения путем субсидирования государственного задания на оказание услуг (выполнение работ). Несмотря на все изменения законодательства 2010 года относительно финансового контроля, в том числе, в отношении изменения типов бюджетных организаций, казначейское исполнение остается одной из основных форм финансового контроля расходования бюджетных средств.

Финансирование казенных учреждений ведется в соответствии с бюджетной сметой, а бюджетных и автономных учреждений по заключенным Соглашениям в соответствии с графиком финансирования. Бюджетные и автономные учреждения разрабатывают план финансово-хозяйственной деятельности, который бюджетным учреждениям утверждает Департамент, а автономным - наблюдательный совет.

Контроль выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг Департаментом осуществляется путем оценки эффективности и результативности его выполнения в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.10.2010 №229-п (ред. от 22.03.2012)  «О Порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и финансового обеспечения выполнения государственного задания», приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2010 №7-нп.

Расчет оценки эффективности и результативности выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг проводится в пять этапов, раздельно по каждому из критериев выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг:

1 этап - расчет К1 - оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «полнота и эффективность использования бюджетных средств автономного округа на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг».

2 этап - расчет К2 - оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «количество потребителей государственных услуг (количество государственных услуг)».

3 этап - расчет К3 - оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «качество оказания государственных услуг».

4 этап - расчет К4 - оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «объемы оказания государственных услуг».

5 этап - расчет К - итоговой оценки эффективности и результативности выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.

Планы финансово-хозяйственной деятельности, государственные задания и отчеты об их исполнении размещаются в сети Интернет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с пунктом 6.6.9 постановления Губернатора Югры от 01.07.2010 N 116 (ред. от 23.04.2012) «О Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Департамент осуществляет управление, координацию и контроль за подведомственными учреждениями.

Отдел экономики государственных учреждений при осуществлении последующего финансового контроля руководствуется приказом Депфинансов Югры от 08.03.2011 № 10-нп «Об утверждении инструкции по осуществлению последующего финансового контроля исполнительными органами государственной власти ХМАО-Югры», а так же приказом Департамента образования от 07.10.2011 № 820 «О внесении изменений в приказ от 29.10.2010 № 1092 «Об утверждении Порядка проведения контрольных мероприятий в учреждениях, координацию и контроль деятельности которых осуществляет Департамент образования…», разработанным в соответствии с приказом Депфина от 08.03.2011 № 10-нп.

Финансовый контроль осуществляется путем проведения ревизий (проверок). С целью определения целевого характера, правомерности, эффективности и результативности использования средств бюджета автономного округа, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами контрольных мероприятий Департамента образования. Так же проводятся внеплановые проверки по поручению Губернатора, его заместителей, директора Департамента.

По результатам финансовой проверки оформляется акт. На основании акта финансовой проверки, директор Департамента направляет представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений в течение 10 дней после подписания акта.

В результате контрольных мероприятий за 2011 год  (в учреждениях проведено тринадцать плановых финансовых проверок) выявлено неправомерное использование бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности на общую сумму 10  558,6 тыс. рублей.

В результате контрольных мероприятий за девять месяцев 2012 года (проведено девять плановых финансовых проверок) выявлено неправомерное использование бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности на общую сумму 11 537,6 тыс. рублей.

В результате реализации материалов контрольных мероприятий:

 - уменьшено финансирование из бюджета автономного округа - на сумму 5 160,5 тыс.рублей;

- возмещено денежных средств в бюджет автономного округа (возмещено в добровольном порядке) -  на сумму 151,6 тыс. рублей.

Ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, Департамент предоставляет отчет в Депфин Югры о проделанной работе по форме, установленной Департаментом финансов.

Кроме того, Департаментом осуществляется экспертиза документов, представленных подведомственными учреждениями для формирования государственного заказа автономного округа на соответствие требованиям нормативной правовой базы в области размещения государственного заказа на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ (№94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», Приказ Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 года №273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.04.2006 №86-п  «Об уполномоченных органах в сфере размещения заказов»), а именно:

- в части превышения установленных законодательством сумм в пределах одного квартала по всем способам закупок, в соответствии с приказом №273;

- в части выбора  способа проведения торгов, в соответствии с 94-ФЗ и 86-п;

- соответствие сумм продукции распределению финансирования.

Осуществляется экспертиза и согласование документов, представленных для исполнения государственного заказа, на соответствие требованиям законодательства, а именно:

- использование утвержденных форм документов для предоставления заявки на проведение торгов (утвержденные 86-п);

- контроль за соблюдением требований к формированию расчета начальной максимальной цены контракта (методика, утвержденная Приложением 7 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 апреля 2006 года N 86-п);

- соответствие требований, предъявляемых к  исполнителю (№135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»);

- требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание  услуг, являющихся предметом торгов;

- установленные размеры обеспечения исполнения заявки и контракта.

Ежеквартально Департамент образования предоставляет отчет в Депгосзаказа Югры о выполнении плана и размещении государственного заказа.

В соответствии с пунктом 8.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 № 478-п «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Департаментом регулярно осуществляется контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (на реализацию общеобразовательных программ; на компенсацию части родительской платы за содержание детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;  по информационному обеспечению общеобразовательных учреждений в части доступа к образовательным ресурсам сети Интернет; на предоставление бесплатных завтраков и обедов  учащихся общеобразовательных учреждений в учебное время; на обеспечение прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение; на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя) – далее субвенции.

Объем, направления и порядок расходования субвенций установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами автономного округа (законы, постановления Правительства, далее – НПА).

Таким образом, денежные ассигнования доводятся до муниципальных образований субвенциями, имеющими целевое назначение.

В целях финансового контроля за расходованием субвенций издан приказ Департамента от 20.02.2012 №145 «Об утверждении организационного плана работы по составлению отчета по итогам исполнения отдельных государственных полномочий в 2012 году». В соответствии с приказом отчет составляется ежеквартально и направляется в Департамент финансов автономного округа.

Изданы приказы Департамента от 26.04.2012 № 449 «Об утверждении итогов расходования субвенций, выделяемых муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию ими отдельным государственных полномочий, за 1 квартал 2012 года», от 29.08.2012 № 1038 «Об утверждении итогов расходования субвенций, выделяемых муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию ими отдельным государственных полномочий, за полугодие 2012 года». Приказы доведены до руководителей органов местного самоуправления для сведения, до руководителей органов местного самоуправления в сфере образования для руководства в работе. Анализ исполнения проводится в разрезе каждой субвенции и каждого муниципального образования, с указанием причин некачественного исполнения полномочий и с рекомендациями по их устранению.

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.04.2012 № 141-п «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области реализации ими переданных для исполнения государственных полномочий» издан приказ Департамента от 28.04.2012 № 451, которым утвержден отраслевой порядок проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области реализации ими переданных для исполнения государственных полномочий.

Регулярно проводится документарный контроль за целевым расходованием средств на основании отчетности муниципального образования по формам и в сроки, утвержденные приказом Департамента.

  Ежемесячно предоставляются отчеты по расходованию средств субвенций:

- на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (за счет федерального и окружного бюджетов);

- на выплату компенсации части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

  Ежеквартально предоставляются отчеты по расходованию средств субвенций:

- на реализацию общеобразовательных программ;

- на обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений завтраками и обедами;

- на обеспечение доступа к образовательным ресурсам сети Интернет;

- на обеспечение прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, на образование, воспитание и обучение.

  Отчеты предоставляются в разрезе категорий получателей (количественные показатели), что позволяет определить нормативный  объем субвенции, подлежащий расходованию в каждом муниципальном образовании.

  Кассовые расходы по каждому виду субвенции проверяются совместно с Департаментом финансов автономного округа.

  Платежные документы проверяются муниципальными органами казначейского исполнения бюджета на соответствие вида расходов назначению платежа и т.д.

В текущем году специалистами Департамента образования и молодежной политики проведены три выездные проверки с целью контроля за эффективным и целевым расходованием средств бюджета автономного округа в части оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, до конца года запланированы выездные проверки в части расходования средств субвенции, выделяемой на обеспечение учащихся бесплатными завтраками и обедами в учебное время. 

Депобразования и молодежи Югры также осуществляет контроль за расходованием межбюджетных трансфертов (субсидий), передаваемых муниципальным образованиям в части финансового обеспечения их полномочий, при реализации некоторых мероприятий целевых программ Югры (координируемой программы «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года») – далее субсидии МО; виды контроля –последующий.

Все субсидии, направляемые в муниципалитеты, именуются и, соответственно, носят целевой характер.

Порядок распределения и расходования, условия предоставления каждой субсидии бюджетам муниципальных образований из бюджета автономного округа для софинансирования расходов на реализацию полномочий МО определен целевыми программами автономного округа и (или) их подзаконными актами. Департамент ежегодно после принятия бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период заключает соглашения о сотрудничестве с муниципальными образованиями автономного округа, на основании которого Депфин Югры осуществляет финансирование муниципалитетов. В соглашении предусматриваются доля муниципалитета, порядок расходования субсидий, формы и сроки представления отчетности;

Муниципальные образования ежеквартально не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в Департамент отчетную информацию по установленным Соглашениями формам о расходовании субсидий, о ходе строительства объектов с участием средств бюджета автономного округа, о размещении муниципального заказа.

Кассовые расходы по каждому виду субсидии проверяются совместно с Департаментом финансов автономного округа.

Ежемесячно, ежеквартально Департамент формирует сводную отчетность по видам субсидий в разрезе муниципальных районов и городских округов автономного округа по использованию средств и выполнению условий предоставления, по формам, установленным Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры а также предложения по корректировке и перераспределению объема субсидий между муниципальными образованиями автономного округа в пределах утвержденного объема бюджетных ассигнований в случаях, если в ходе исполнения бюджета автономного округа произошло изменение показателей, учтенных при его утверждении.

Департамент также контролирует расходование иных межбюджетных трансфертов, передаваемых муниципальным образованиям в части финансового обеспечения реализации некоторых мероприятий целевых программ Югры окружного значения – иные трансферты МО; виды контроля –  последующий. Объем направления и порядок расходования иных трансфертов МО установлены нормативными правовыми актами автономного округа (законы, постановления Правительства, приказы Депфина Югры и Депобразования и молодежи Югры, далее – НПА).

В соответствии с приказами, издаваемыми Департаментом при проведении мероприятий, по итогам проведения мероприятия муниципалитеты в течение 10 дней должны предоставить отчет о расходовании средств и вернуть неиспользованные средства. Исполнение таких приказов находится на строгом контроле Департамента.

Таким образом, организация контроля государственных учреждений - получателей средств бюджета автономного округа; использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов муниципальными образованиями Югры в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета автономного округа, осуществляемая Департаментом соответствует действующей нормативной правовой базе.

Кроме того, за период 2010-2012 годов Департамент подвергся 10 финансовым проверкам, проведенным Счетной палатой Югры, Депфином Югры, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Югре, Территориальным управлением Росфиннадзора в Югре, результаты которых используются Департаментом и при организации своей деятельности в области финансового контроля.


Опубликовано: 04.04.2016 15:52        Обновлено: 04.04.2016 15:52