Размер:
Цвет:

Александр Вячеславович Филимонов – директор Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов

А.В.Филимонов – 

директор Департамента здравоохранения 

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

         

          Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры     (далее – Депздрав Югры)  в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2010 № 118 «О Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2010 № 363а-п «О порядке осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с целью оценки обоснованности использования бюджетных средств и законности совершения финансовых операций, повышения эффективности использования средств бюджета автономного округа.

В целях  профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств автономного округа, в том числе выделяемых на реализацию приоритетного  национального проекта «Здоровье», в рамках постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 г. № 242-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года» Депздравом Югры  финансовый контроль осуществляется в следующих формах.

1. Предварительный финансовый контроль.

Депздрав Югры, как главный распорядитель бюджетных средств исполняет полномочия, установленные пунктом 9 приложения к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.05.2010 г. № 120-п «О порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  на очередной финансовый год и плановый период».

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.10.2010 г. № 229-п «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и финансового обеспечения выполнения государственного задания» приказом Депздрава Югры от 27.12.2011 г. № 785 утвержден Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями, находящимися в ведении Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в качестве основных видов деятельности. Также указанным приказом Депздрава Югры установлены показатели, характеризующие  не только объем (койко-дни), но  и качество государственной услуги (больничная летальность, включая послеоперационную менее 1,0; доля потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью стационарной медицинской помощи учреждения не менее 85%; перинатальная смертность не более 4,7 и другие качественные показатели). Таким образом, государственное задание для подведомственных медицинских учреждений формируется с учетом результата работы медицинского учреждения, что несомненно ведет к эффективному и рациональному использованию средств бюджета автономного округа.

 При планировании объемов субвенций муниципальным образованиям устанавливаются единые финансовые нормативы в расчете на одного получателя мер социальной поддержки населения в сфере здравоохранения (в части обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей в возрасте до трех лет и предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям населения по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов), денежных выплат медицинским работникам, нормативы стоимости и объемов медицинской помощи.

 Данный механизм планирования расходов установлен в законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2005 года № 62-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Такой подход позволяет обеспечить единообразие в нормировании расходов,  выравнивание условий и качества предоставления мер социальной поддержки, денежных выплат и медицинских услуг.

Депздрав Югры  является государственным заказчиком и координатором программы «Современное здравоохранение Югры»  на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года».  

Для планирования перечня закупаемого медицинскими учреждениями медицинского оборудования, расходных материалов,  изделий медицинского назначения, лекарственных средств, в том числе в целях реализации программы «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года»,  при Депздраве Югры создана и осуществляет свою деятельность Комиссия  по рассмотрению заявок на поставку  медицинского оборудования, расходных материалов и изделий медицинского назначения, лекарственных средств за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников (далее – Комиссия).

За 2011 год состоялось 47 заседаний Комиссии, за 9 месяцев 2012 года состоялось 19 заседаний Комиссии. Аналогичные комиссии созданы и работают в муниципальных образованиях автономного округа. 

Целью работы комиссии является определение целесообразности приобретения товара медицинскими учреждениями в соответствии с установленными стандартами и потребностями учреждений, выявление нарушений при оформлении документов на проведение торгов. Как результат, документы, не соответствующие требованиям действующего законодательства отправляются на доработку, за текущий год выявлено более 10 случаев несоответствия требованиям законодательства документов, представленных медицинскими учреждениями.

В связи с изменением объемов финансирования программных мероприятий   в 2012 году Депздрав Югры неоднократно вносил в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предложения по корректировке  финансирования программных мероприятий программы «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года». Зачастую изменения объемов финансирования обусловлены внесением изменений в другие целевые программы автономного округа. Так, программные мероприятия (подпрограмма «Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения»), установленные постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 г. № 242-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года» дублируются с программными мероприятиями, установленными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 № 480-п «Об адресной инвестиционной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и  Областной целевой программой по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 г. № 150 «Сотрудничество».

Указание одних и тех же программных мероприятий в двух и более целевых программах усложняет работу по внесению в них изменений в случае фактического изменения объемов финансирования. Кроме того, в функции Депздрава Югры не входит решение вопросов в сфере строительства,  что осложняет работу Депздрава Югры  как координатора  программы «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года». Также может возникнуть ситуация неопределенности в правовых актах, когда соответствующие изменения в одной целевой программе будут внесены, а в другой целевой программе нет.

Учитывая изложенное, с целью исключения дублирования программных мероприятий и имеющегося  коррупциогенного фактора Депздрав Югры предлагает исключить из Таблицы 2 «Основные мероприятия целевой программы «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года» подпрограмму «Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения», оставив все программные мероприятия в постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 № 480-п «Об адресной инвестиционной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»  и в Областной целевой программе по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 г. № 150 «Сотрудничество».

2. Текущий финансовый контроль.

          В соответствии с приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2008 № 247-о «Об утверждении порядка открытия и ведения лицевых счетов Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Депздрав Югры осуществляет текущий контроль платежных поручений, подготовленных подведомственными получателями бюджетных средств, на предмет целевого использования бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией, соблюдения установленных правил расчетов, правильности указанных в платежных документах реквизитов.

Приобретение медицинского оборудования, медикаментов, изделий медицинского назначения для нужд медицинских учреждений автономного округа в том числе выделяемых на реализацию приоритетного  национального проекта «Здоровье», в рамках постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 г. № 242-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». За период 9 месяцев 2012 года Депздравом Югры заключено  более 200 государственных контрактов и  простых договоров до 100 тысяч рублей для нужд здравоохранения автономного округа.

          Сформированы инвентаризационные каталоги медицинского оборудования и медицинских кадров по каждому медицинскому учреждению от фельдшерско-акушерских пунктов до центров высокотехнологичной медицинской помощи. 

 В соответствии с приказом Депздрава Югры в медицинских учреждениях автономного округа ведутся формуляры использования медицинского оборудования, поставленного в рамках приоритетного национального проекта  «Здоровье», в рамках постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 г. № 242-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года», что позволяет правильно эксплуатировать и своевременно производить техническое обслуживание медицинского оборудования.

3. Последующий финансовый контроль.

Приказом Депздрава Югры 30.12.2010 № 644 утвержден Порядок осуществления финансового контроля Депздрава  Югры.

План контрольных мероприятий Депздрава Югры на 2012 год утвержден 16.12.2011 года.

В соответствии с Инструкцией  по осуществлению последующего финансового контроля исполнительными органами государственной власти автономного округа, утвержденной приказом Департамента финансов автономного округа от 18.03.2011 № 10-нп, в Депфин Югры ежеквартально направляются Отчеты Депздрава  Югры о результатах финансового контроля.                                           

В соответствии с планом основных организационных мероприятий Депздрава Югры на 2012 год, функциями государственного финансового контроля в пределах своей компетенции, возложенной на органы исполнительной и законодательной власти автономного округа – Югры Депздравом Югры проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности (плановые и внеплановые) в 10 лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств направленных на финансирование целей и задач, определенных уставами учреждений. 

Цель проведения проверок – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа при осуществлении государственными учреждениями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и нормативами.

Вопрос о правильности начисления заработной платы остается на постоянном контроле Депздрава Югры и является одним из основных при составлении плана комплексных проверок подведомственных учреждений.

В ходе ревизий установлены случаи несоблюдения отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

        В результате проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений за 9 месяцев 2012 года выявлено неправомерное, нерациональное использование бюджетных средств на сумму 14 864,2 тыс. руб.

    По результатам ревизий (проверок):

- руководителям учреждений направлены Представления, в которых рекомендовано усилить контроль за соблюдением нормативных актов  Российской Федерации и Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, устранить имеющиеся замечания и предоставить информацию о принятых мерах по их устранению.

        - уменьшено финансирование из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на сумму  2 184,0 тыс. руб.

        - возмещено денежных средств проверенными объектами финансового контроля в добровольном порядке  на сумму 33,8 тыс. руб.

        К трем руководителям учреждений здравоохранения применены меры дисциплинарного взыскания (выговоры, замечание).

       Депздрав  Югры  мониторирует информацию о финансовом исполнении и достижении целевых показателей целевой программы «Современное здравоохранение Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года» и  по итогам 2011 года и первого полугодия 2012 года представлял в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информацию о реализации программы.

 

Опубликовано: 04.04.2016 15:51        Обновлено: 04.04.2016 15:51