Размер:
Цвет:

Вера Аркадьевна Дюдина – директор Департамента финансов – заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов

В.А.Дюдина – 

директор Департамента финансов – 

заместитель Губернатора 

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Необходимость рассмотрения на заседании межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции вопроса «Об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов» вызвана следующими причинами.

Значение финансового контроля в бюджетной сфере определяется той ролью, которая отводится бюджетной деятельности государства и муниципальных образований в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования централизованных фондов денежных средств (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований), необходимых для финансового обеспечения жизнедеятельности общества.

В автономном округе значительная роль в осуществлении бюджетного контроля отводится участникам бюджетного процесса.

Поскольку бюджет является главным финансовым и политическим инструментом государственной политики, его качество является залогом эффективности управления ресурсами общества, а прозрачность - одним из основных условий открытости решений власти.

Противодействие коррупции – это объективный процесс, который в настоящее время обеспечивается нормами антикоррупционного законодательства, которым необходима адаптация для применения в сфере осуществления финансовой деятельности. Важное место в системе норм, направленных против коррупции, должны занимать положения об обязательности применения финансового контроля. Это не только обеспечит законность финансовой деятельности, но и будет способствовать укреплению ответственности уполномоченных лиц за ее эффективную реализацию.

Целью проводимого заседания межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры попротиводействию коррупции по рассматриваемому вопросу является принятие мер, реализация которых позволит усилить работу по контролю и профилактике коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств,

Депфином Югры в ходе нормативного и методического обеспечения деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля органами исполнительной власти автономного округа, исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований автономного округа подготовлены:

постановление Правительства автономного округа от 23,12.2010 № 363а-п «Об утверждении Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

приказ Депфина Югры от 18.03.2011 № 10-нп «Об утверждении Инструкции по осуществлению последующего финансового контроля исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В рамках финансового контроля за исполнением бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований автономного округа (в части целевого использования средств бюджета автономного округа, получаемых в виде межбюджетных трансфертов), за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств бюджета автономного округа Контрольно-ревизионным управлением Депфина Югры и главными распорядителями средств бюджета автономного округа проводятся комплексные ревизии и проверки правомерного, целевого, эффективного и результативного использования средств бюджета автономного округа, получаемых государственными органами автономного округа, организациями и органами местного самоуправления.

В 2012 году Контрольно-ревизионным управлением Депфина Югры и главными распорядителями бюджетных средств выявлено финансовых нарушений на общую сумму более 31 772,5 тыс. руб. Обеспечен возврат денежных средств в бюджет автономного округа путем закрытия бюджетных ассигнований в размере 9 885,58 тыс. руб. Привлечено к дисциплинарной ответственности 11 человек, возмещено денежных средств проверенными объектами финансового контроля в сумме 434 тыс. руб.

В целях предупреждения возможных проявлений коррупции, в Депфине Югры в июне 2011 года утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Депфина Югры и урегулированию конфликта интересов, действующей по направлениям: обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений, запретов, требований и обязанностей; предупреждение коррупции. В 2012 году случаев нарушений работниками Депфина Югры законодательства в сфере противодействия коррупции не установлено.

В 2012 году достигнуты следующие результаты при реализации мероприятий, предусмотренных задачей «Совершенствование системы государственного контроля» целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 08.06.2012 № 207-п:

подписано соглашение о координации деятельности органов внутреннего и внешнего государственного контроля автономного округа между Счетной палатой автономного округа и Депфином Югры;

постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 № 363а-п утвержден Порядок осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти автономного округа;

постановлением Правительства автономного округа от 08.06.2011 № 208-п утвержден Порядок осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений, а также контроля за использованием государственными учреждениями и органами государственной власти автономного округа имущества автономного округа;

исполнительными органами власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений, утверждено 19 порядков, регламентирующих вопросы осуществления контроля деятельности «подведомственных» государственных учреждений.

Результаты выполнения мероприятия по созданию системы внутреннего финансового аудита на уровне исполнительных органов государственной власти автономного округа будут подведены по истечении срока выполнения, запланированного распоряжением Правительства автономного округа от 27.08.2011 № 453-рп «О плане мероприятий по реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры«Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа – Югрына период до 2013 года» на IVквартал 2012 года.

Следует учитывать, что в соответствии с разделом IXПрограммы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».

Данный законопроект, в частности, предусматривает отнесение к особым бюджетным полномочиям по контролю, не являющимся частью государственного (муниципального) финансового контроля, полномочия главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового аудита, направленного на определение оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, а также на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Указанные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации должны быть учтены исполнительными органами государственной власти автономного округа при выполнении мероприятия по созданию системы внутреннего финансового аудита.

В процессе осуществления государственного финансового контроля следует выделить следующие вопросы, которые можно обозначить как проблемные:

отсутствие в нормативных правовых актах Российской Федерации финансово-бюджетной сферы конкретизации видов бюджетных нарушений, связанных с неэффективным, неэкономным и нерезультативным, нецелевым использованием бюджетных средств, за совершение которых возможно применение бюджетных мер принуждения;

отсутствие практики скоординированных действий при проведении проверок органами, осуществляющими финансовый контроль на территории автономного округа.

Опубликовано: 04.04.2016 15:49        Обновлено: 04.04.2016 15:49