Размер:
Цвет:

Информация об исполнении Плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы

Информация

об исполнении «Плана противодействия коррупции  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2013 годы

г.Ханты-Мансийск                                                               6 декабря 2013 года

План противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – План) утвержден 31.01.2012 распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ) № 36-рг.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (далее – Указ) вопрос «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» на основании поступивших предложений исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры распоряжением Губернатора автономного округа от 30.04.2012    № 266-рг» внесены изменения в ранее утвержденный План.

Деятельность исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере противодействия коррупции в период 2012-2013 годов осуществлялась с соблюдением требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и подзаконными правовыми актами в виде Указов Президента Российской Федерации, а также утвержденного Плана.

В 2012-2013 годах Планом предусмотрена реализация 37 мероприятий, касающихся нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности, мер по совершенствованию государственного управления и установлению антикоррупционных механизмов, информационного обеспечения антикоррупционной деятельности и взаимодействия с институтами гражданского общества, кадрового и образовательного обеспечения.

Так, в ходе реализации Плана в целях приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством приняты следующие нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции:

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2012 № 71 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 10.04.2012 № 53 «О внесении изменения в приложение 1 к Постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.12.2009 № 198 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.06.2012 № 85 «О внесении изменений в Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.08.2009 № 130 «О Перечне должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.04.2012 № 59 «О внесении изменений в приложение к Постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2010 года № 72 «О Положении о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и государственными гражданскими служащими  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к служебному поведению»;

- закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.12.2012 № 140 «О внесении изменений в закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.12.2004 № 97 «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», предусматривающий дополнение главы V положениями о наделении Губернатора автономного округа полномочиями по утверждению перечня должностей государственной гражданской службы автономного округа, по которым предусмотрена ротация гражданских служащих автономного округа, и плана проведения ротации гражданских служащих автономного округа;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.03.2013 № 41 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.05.2010 № 87 «Об Аппарате Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», которым определены полномочия Аппарата Губернатора автономного округа по осуществлению контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности на постоянной основе, а также должности государственной гражданской и муниципальной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включенные в перечни, утверждаемые нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальными нормативными правовыми актами, и их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.04.2013 № 45 «О порядке представления лицами, замещающими государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.04.2013 № 52 «О перечне должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при замещении которых государственный гражданский служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и порядке их представления»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.04.2013 № 47 «О перечне должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, при замещении которых муниципальный служащий обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

- закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.11.2013 № 112-оз «О внесении изменения в статью 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2013 № 137 «О порядке принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в пункте 4 статьи 9.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2008 года № 86-оз «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.02.2013 № 2-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В ходе исполнения мер по совершенствованию государственного управления и установлению антикоррупционных механизмов течение 2012-2013 годов осуществлены следующие мероприятия.

Переведена в промышленную эксплуатацию система межведомственного электронного взаимодействия. Во исполнение государственного контракта от 13.07.2011 № 07/11.0074 Департаментом информационных технологий автономного округа совместно с Ханты-Мансийским филиалом ОАО «Ростелеком» осуществлено подключение и интеграция региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (протокол от 18.04.2012).

Введена в эксплуатацию Система исполнения регламентов, разработанная ОАО «Ростелеком», и система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «ДЕЛО», которые позволяют исполнительным органам государственной власти автономного округа посредством электронных форм осуществлять контроль за исполнением административных регламентов осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг.

В ходе технологического обеспечения перехода на межведомственное электронное взаимодействие рабочие места сотрудников всех исполнительных органов государственной власти автономного округа (в 25 ИОГВ) и органов местного самоуправления (в 106 муниципальных образованиях) подключены к РСМЭВ. На рабочих местах установлено необходимое программное обеспечение (VIP.NET-клиент) и выданы электронные подписи. С целью обеспечения межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении 62 государственных услуг и 15 типовых муниципальных услуг ОАО «Ростелеком» предоставлен доступ к 26 электронным сервисам федеральных органов исполнительной власти и введено в промышленную эксплуатацию 26 (из 26) электронных сервисов регионального уровня, поставщиками которых являются исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вопрос о реализации указанного мероприятии рассмотрен на заседании межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции (далее также - Совет) 28.09.2012 года.

Организовано проведение проверок эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования имущества в соответствии с осуществляемыми функциями и полномочиями учредителя государственных учреждений. Вопрос об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов рассмотрен на заседании Совета 27.10.2012.

Приказом Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа (далее также – Депимущества Югры) от 27.09.2012 № 13-Р-1966 утверждена система показателей эффективности управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включающая в себя методику расчета показателей. В ходе ее внедрения проведен мониторинг эффективности управления государственным имуществом автономного округа на 01.10.2012, результаты которого представлены 06.12.2012 на совещании руководителей органов по управлению имуществом и земельными ресурсами муниципальных районов и городских округов автономного округа, а также размещен на официальном сайте Депимущества (dgs@admhmao.ru).

Во исполнение пункта 5 поручения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.11.2012 распоряжением Депимущества Югры от 03.12.2012 № 13-Р-2640 утвержден план проверок целевого и эффективного использования недвижимого имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с которым в период с 01.12.2012 по 01.04.2013 Депимущества Югры совместно с исполнительными органами государственной власти автономного округа осуществлены проверки 3173 объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за 237государственными учреждениями. Депимущества Югры проведены проверки целевого и эффективного использования государственного недвижимого имущества, закрепленного за 175 государственными учреждениями автономного округа, расположенными в городах Урай, Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нягань, Нефтеюганск, Радужный, Когалым, Мегион, Лангепас, Пыть-Ях, Покачи, Лянтор. Отраслевыми органами государственной власти автономного округа, проведены проверки в отношении 62 подведомственных государственных учреждения автономного округа, за которыми закреплены объекты недвижимого имущества, расположенные в Советском районе, Ханты-Мансийском районе, Октябрьском районе, Белоярском районе, Сургутском районе, Нижневартовском районе, Березовском районе, Кондинском районе.

В ходе проведенных проверок выявлены следующие нарушения:

1. Неиспользование недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями (выявлен 101 объект у 40 государственных учреждений);

2. Нецелевое (неэффективное) использование недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями (36 объектов у 20 учреждений).

3. Отсутствие государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве оперативного управления за государственными учреждениями (283 объекта у 53 учреждений).

4. Отсутствие государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки под объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за государственными учреждениями (279 объектов у 44 государственных учреждений).

5. Использование третьими лицами государственного имущества автономного округа на основании договоров аренды (безвозмездного пользования), не согласованных с Депимущества Югры, либо использование госимущества третьими лицами без оформления договорных отношений (их государственной регистрации, 19 государственных учреждений).

Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения, связанные с использованием государственными учреждениями недвижимого имущества:

- перепланировки на объектах недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за государственными учреждениями, не согласованные в установленном порядке с Депимущества Югры (47 государственных учреждений);

- несоответствие фактических характеристик объектов недвижимого имущества с документами технического и кадастрового учета (49 государственных учреждений);

- непредставление сведений в реестр государственного имущества автономного округа (15 государственных учреждений).

По результатам проверок виновные руководители и иные должностные лица государственных учреждений привлечены к дисциплинарной или административной ответственности, учреждениям выданы требования об устранении выявленных нарушений. В отношении неиспользуемого имущества, либо используемого учреждениями не по назначению, Депимущества Югры приняты решения о его изъятии из оперативного управления учреждения.

Департаментом государственного заказа автономного округа совместно с Департаментом экономики автономного округа осуществлены мероприятия в сфере совершенствования антикоррупционной деятельности в сфере госзаказа. Так, на базе автоматизированной информационной системы «Государственный заказ» (далее – АИС «Госзаказ») разработана система выявления правонарушений в сфере размещения заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которая в настоящее время введена в промышленную эксплуатацию.

В указанную систему включен ряд контролей, которые не позволяют государственному заказчику выполнить в АИС «Госзаказ» действия (в части сроков проведения процедур), приводящие к нарушению законодательства в сфере размещения заказов, и служба оповещения, информирующая государственного заказчика в личном кабинете на сайте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сети Интернет для ввода информации о размещении заказов для государственных нужд автономного округа www.ozhmao.ru о не размещении или несвоевременном размещении информации о заказах.

Организовано и проведено два семинара, связанных с размещением госзаказа, в том числе 29.05.2012 года по теме: «Размещение государственного заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1 Федерального Закона       № 94–ФЗ» (приняло участие 288 представителей государственных и муниципальных заказчиков)  и 19.09.2012 года по теме: «Федеральная контрактная система. Практические вопросы применения Закона № 94-ФЗ»  (приняло участие 311 представителей государственных и муниципальных заказчиков).

В целях внедрения разработанного Порядка мониторинга эффективности процессов планирования, размещения заказов, исполнения государственных контрактов, во втором квартале 2013 года Депгосзаказа Югры заключен государственный контракт с ООО «НПО «Криста» на выполнение технологических работ по созданию подсистемы мониторинга автоматизированной информационной системы «Государственный заказ». В рамках контракта осуществлена модернизация АИС «Госзаказ» в части создания подсистемы мониторинга. С октября 2013 года данная информационная подсистема проходит стадию отладки, настройки и опытной эксплуатации техническими специалистами Депгосзаказа Югры совместно с ООО «НПО «Криста». Депгосзаказа Югры планирует ввести подсистему мониторинга АИС «Госзаказ» в промышленную эксплуатацию и начать сбор данных с 1 января 2014 года.

Сотрудниками Аппарата Губернатора автономного округа обеспечен мониторинг эффективности принимаемых органами местного самоуправления автономного округа мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений в 2012 году - в муниципальных образованиях автономного округа городов Сургут, Когалым, Пыть-Ях, Нефтеюганск, Нефтеюганский район; в 2013 году – городов Радужный, Нягань, Югорск, районов Октябрьского, Кондинского и Советского.

По результатам мониторинга предложены меры по устранению выявленных недостатков, в том числе в части подготовки муниципальных нормативных правовых актов, касающихся противодействия коррупции в муниципальном образовании, вовлечения институтов гражданского общества в противодействие коррупции, выработке антикоррупционных механизмов в различных областях деятельности, совершенствования деятельности координационных органов, устранения недостатков при рассмотрении актов прокурорского реагирования, планировании антикоррупционных мероприятий.

Оценка эффективности деятельности всех органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере противодействия коррупции рассмотрена на заседаниях межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции 18.12.2012 и 22.11.2013.

Предприняты меры по информационному обеспечению антикоррупционных мероприятий, взаимодействию с институтами гражданского общества.

По результатам мониторинга СМИ Югры за период с 01.01.2012 по 01.12.2013 размещено 2138 материалов, относящихся к теме «профилактики коррупционных проявлений в средствах массовой информации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Большинство из материалов были размещены в печатных изданиях и электронных ресурсах: печатные СМИ – 816, Интернет-ресурсы – 682, телевидение – 537 и радио 103. Наиболее активно данная тема поднималась в следующих СМИ: ИА «Югра-Информ», ИА «Мангазея», СИА «Пресс», газеты «Сургутская трибуна», «Новости Югры», «Варта», «Местное время», ГТРК «Югория», ОТРК «Югра», ТРК «СургутИнформТВ», «Няганский телеканал».

Основными информационными поводами для появления тематических материалов в текущем году стали:

- обращение органов власти Югры к жителям округа с просьбой озвучить свои идеи и предложения по эффективной борьбе со взятками;

- круглые столы, посвященные противодействию коррупции;

- социальные акции – «Сообщи о коррупционере», «Нет коррупции!» и другие;

- утверждение регионального плана противодействия коррупции на 2012‑2013 годы;

- интервью с представителями органов власти Югры по вопросам противодействия коррупции;

- информация о фактах коррупции: статистика правоохранительных органов;

- результаты изучения общественного мнения о коррупции;

- заседания межведомственного Совета по противодействию коррупции.

На окружных телеканалах прошли интервью с руководителями органов исполнительной власти по разъяснению антикоррупционных приоритетов на темы: ликвидация очередей в детские сады, на прием к врачам, коррупция и высшее образование, борьба с коррупцией в правоохранительных органах, коррупция на дорогах и другие.

В окружных газетах «Новости Югры» и «Местное время» созданы специальные рубрики «Борьба с коррупцией – дело каждого».

На сайтах РИЦ «Югра» и ИА «Югра-Информ» размещены флеш-баннеры «телефон доверия» с указанием регионального номера и описанием механизма работы службы.

Кроме того, для представителей СМИ Департаментом общественных связей совместно с Общественной палатой Югры организован и проведен круглый стол на тему «Оптимизация антикоррупционной пропаганды в СМИ», а также учебный семинар на тему «Выработка системных подходов к объективной подаче в СМИ информации о классических случаях бытовой коррупции».

Реализованы меры по кадровому и образовательному обеспечению антикоррупционной деятельности.

В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики автономного округа от 13.08.2012 № 999 проведен конкурс научно-исследовательских работ по антикоррупционной тематике среди студентов, аспирантов, молодых ученых учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по номинациям:

- антикоррупционная пропаганда и мероприятия по снижению рисков возникновения коррупционных проявлений;

- пути повышения эффективности в организации контроля и профилактики коррупционных проявлений;

- информационно-пропагандистское воздействие на граждан в целях недопущения вовлечения в «бытовую» коррупцию;

- борьба с коррупцией через образование: образовательно-просветительские программы по вопросам предупреждения коррупции (для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Работа победителя (представителя ГОУ Сургутский филиал «Тюменского Государственного нефтегазового университета») конкурса в номинации «Борьба с коррупцией через образование: образовательно-просветительские программы по вопросам предупреждения коррупции (для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования)» в ноябре 2012 года направлена в учреждения профессионального образования для организации просветительской работы по антикоррупционной тематике, проведения элективных курсов и использования во внеучебной работе.

В учебный план всех образовательных учреждений включены предметы («Окружающий мир», «Граждановедение», «Обществознание», «История», «ОБЖ»), интегрированные и элективные курсы, образовательные модули, направленные на формирование правовой культуры обучающихся, включающие знания о правовых аспектах жизни, правах и обязанностях человека и гражданина. Содержание программ направлено на овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также навыками ответственного поведения, снижающего вероятность совершения правонарушений, в том числе коррупционной направленности.

В целях совершенствования механизма проведения проверок действующая нормативная правовая база автономного округа в 2012 году приведена в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ.

Вопросы, связанные с проведением проверочных мероприятий, выносились для обсуждения с руководителями подразделений по вопросам государственной службы и кадров исполнительных органов государственной власти автономного округа, председателями и секретарями комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских (муниципальных) служащих на ежеквартальных совещаниях (24 и 27 января 2012 года, 9 февраля и 12 апреля 2012 года), а также на заседании коллегии по вопросам кадровой политики при Департаменте внутренней политики автономного округа (28 марта 2012 года).

Согласно плану работы межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции на заседании Совета в сентябре 2012 года рассмотрен вопрос о результатах представления гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской (муниципальной) службы, государственными гражданскими (муниципальными) служащими автономного округа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

Осуществлены мероприятия по установлению достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими за 2012 год. Всего подготовлено 18594 запроса в отношении гражданских служащих, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни должностей, и членов их семьей, в отношении муниципальных служащих - 35868 запросов.

Продолжается проверка подлинности дипломов о соответствующем профессиональном образовании гражданских (муниципальных) служащих. В 2012 - 2013 годах кадровыми службами органов государственной власти автономного округа и кадровыми службами органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа ведутся проверки соблюдения ограничений, связанных с прохождением гражданской (муниципальной) службы, в части наличия/отсутствия неснятой или непогашенной судимости, осуществления предпринимательской деятельности, а также участия в составе учредителей организаций. Факты, свидетельствующие о несоблюдении названных ограничений, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. 

Последовательно осуществляются проверки достоверности представленных персональных данных и иных сведений в отношении граждан, претендующих на замещение должностей гражданской (муниципальной) службы в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа автономного округа.

На заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, рассмотрены материалы проведенных проверок в отношении гражданских (муниципальных) служащих, и с учетом рекомендаций Комиссии применены дисциплинарные взыскания (замечание, выговор), в отношении 21 гражданского служащего и 146 муниципальных служащих.

В 2013 году исполнительными органами государственной власти автономного округа продолжена практика проведения предварительной сверки, по итогам проведен ряд проверок на предмет соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей гражданскими служащими автономного округа.

Всего по состоянию на 25 ноября 2013 года исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведены:

1. В отношении гражданских служащих 31 проверка, из них:

1.1. проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданскими служащими – 26. Привлечено к дисциплинарной ответственности 5 гражданских служащих;

1.2. проверок соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов – 5. Нарушений не установлено.

2.В отношении муниципальных служащих 196 проверок, из них:

2.1. проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими - 167, из них: установлено 76 нарушений, привлечено к дисциплинарной ответственности 38 муниципальных служащих;

2.2. проверок соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов – 29, из них: установлено 12 нарушений, привлечено к дисциплинарной ответственности 7 муниципальных служащих;

В качестве оказания методической помощи для организации данной работы в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа направлены специальные тематические материалы, подготовленные с учетом периодических обзоров федерального законодательства, а также в ходе изучения практики субъектов Российской Федерации в указанной сфере деятельности.

Так, в отчетном периоде в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа направлено письмо с рекомендацией о проведении аппаратной учебы с государственными гражданскими (муниципальными) служащими с целью изучения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» и внесенными изменениями в указанное Постановление от 22.05.2012 № 7 (связанными с изменениями в части оснований разграничения квалификации получения взятки за действия (бездействие), которые входят в полномочия  должностного лица, от получения взятки за незаконные действия (бездействие)).

В органы государственной власти автономного округа направлен приказ Депполитики Югры от 19.09.2012 № 179 «Об утверждении методических рекомендаций по поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при возникновении ситуаций коррупционной направленности», в соответствии с которым во всех исполнительных органах государственной власти автономного округа, государственных органах автономного округа проведены аппаратные учебы с гражданскими служащими в III квартале 2012 года. В ходе указанных аппаратных учеб особое внимание уделялось разъяснению положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Аналогичная работа проведена с муниципальными служащими в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

В отдельных органах государственной власти автономного округа в должностные регламенты гражданских служащих включены положения об обязанности принимать меры, направленные на повышение своей правовой грамотности и правосознания граждан в пределах своей компетенции, а также об обязанности руководителей обеспечивать развитие правовой грамотности сотрудников, находящихся в их подчинении.

Аппаратом Губернатора автономного округа организован и проведен 24.05.2013 в г. Ханты-Мансийске семинар для государственных гражданских и муниципальных служащих автономного округа, независимых экспертов по организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов автономного округа (проектов) и муниципальных нормативных правовых актов (проектов) автономного округа.

Участниками семинара рассмотрены вопросы:

организация антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов автономного округа (проектов);

законодательная и правоприменительная практика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) в Российской Федерации;

практика прокурорского надзора по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах автономного округа;

проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов автономного округа и уставов муниципальных образований автономного округа;

вопросы регистрации физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы на коррупциогенность, опыт проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

проблемы, возникающие при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В семинаре приняли участие 41 муниципальный служащий и 38 представителей органов государственной власти автономного округа.

В 2013 году обучение по программе «Антикоррупционные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих» прошли 122 гражданских служащих, в том числе 6 служащих, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти автономного округа. Кроме того, в ноябре текущего года организованы учебно-практические семинары с привлечением НОУ ДПО «Академия АйТИ» на тему «Законодательство Российской Федерации о контроле за доходами и расходами государственных гражданских служащих и членов их семей». На семинарах обучено 75 гражданских служащих, в том числе 25 гражданских служащих, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

В течение 2013 года на курсах повышения квалификации по антикоррупционным программам обучено 230 муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в том числе в рамках Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2015 годы» за счет средств бюджета автономного округа обучено 75 муниципальных служащих, из числа должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

В декабре 2013 года запланировано проведение в режиме видеоконференции семинара-совещания с сотрудниками кадровых служб, ответственными за организацию профилактики коррупционных и иных правонарушений в органах местного самоуправления автономного округа, на котором будет рассмотрен вопрос об организации деятельности указанных должностных лиц с учетом изменений в законодательстве о противодействии коррупции.

На основании Обзора рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение взятки либо как согласие взять взятку или как просьба о даче взятки, а также в соответствии с рекомендациями Депполитики Югры в Планы работы подразделений (специалистов) кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на текущий год включены и в настоящее время реализуются мероприятия, направленные на просвещение государственных и муниципальных служащих по антикоррупционной тематике и методическое обеспечение их профессиональной служебной деятельности.

За отчетный период в соответствии с вышеназванными планами в органах государственной власти автономного округа:

обеспечено ознакомление более 1000 гражданских служащих под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;

во всех органах государственной власти автономного округа разработаны и доведены до сведения гражданских служащих памятки по ключевым вопросам противодействия коррупции, в том числе по вопросам предупреждения и урегулирования конфликта интересов на гражданской службе с учетом специфики деятельности органов государственной власти автономного округа, а также по вопросам взяточничества и применения мер ответственности за получение и дачу взятки;

организовано индивидуальное консультирование 388 гражданских служащих по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;

организованы и проведены обучающие мероприятия по антикоррупционной тематике с 888 гражданскими служащими (в том числе семинары по вопросам представления сведений о расходах, а также аппаратные учебы по вопросам предотвращения случаев получения и вымогательства взяток; рассмотрения комплекса мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, рассмотрения порядка уведомления представителя нанимателя о склонении государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений; в том числе судебной практики о фактах склонения государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений и судебных актов по привлечению юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ; изучения изменений в законодательстве о государственной гражданской службе и противодействии коррупции Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, получения гражданскими служащими подарков в связи с должностным положением или в связи с  исполнением ими служебных обязанностей).

В III – IV квартале 2013 года сотрудниками кадровых служб, ответственными за организацию профилактики коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления автономного округа, государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, подверженные коррупционным рискам, дополнительно изучены требования антикоррупционного законодательства, регламентирующего порядок уведомления о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также судебные акты по привлечению юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2012 года, Постановление Тюменского областного суда от 16.05.2011 № 7-3-146/2011, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 09.12.2011 №4а-2013/11, Постановление Краснодарского краевого суда от 19.03.2012 №4г-2066/2012).

В октябре 2013 года возобновлены ежемесячные занятия школы-семинара, которые проводятся Управлением по вопросам кадровой политики для начинающих государственных служащих. На заседании школы-семинара 30 октября освещались вопросы правового регулирования государственной гражданской службы, в том числе по вопросам профилактики коррупционных правонарушений на государственной гражданской службе. Следующее занятие, посвященное вопросам формирования антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих (в свете антикоррупционного законодательства), запланировано на март 2014 года.

Продолжена практика проведения социологических исследований состояния и эффективности противодействия коррупции на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Согласно результатам исследования общественного мнения населения автономного округа на тему «Социологическое исследование по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории автономного округа», проведенного в 2013 г., установлено следующее.

- относительно невысокая распространенность коррупции на территории ХМАО-Югры. Доля респондентов, указавших, что коррупция осложняет их жизнь, составила 10,5%. Этот показатель близок доле участников опроса 2013 г., признавшихся в использовании в течение последнего года коррупционных схем для решения своих проблем – 12,5%. Как среди населения, так и в экспертном сообществе преобладает мнение о том, что уровень коррупции в ХМАО-Югре находится на среднем для России уровне или ниже, чем в других субъектах федерации. Следует отметить, что эксперты оценивают ситуацию с коррупцией в автономном округе более оптимистично, чем население.

Однако тенденция в динамике общественного мнения населения Югры к 2013 г. относительно распространения коррупции в сравнении с другими территориями кардинально изменилась. Если в 2012 г. доля граждан, которые отметили более низкий, чем по другим регионам, уровень коррупции в Югре по сравнению с 2011 г. увеличилась, а доля тех, кто заявлял о более высоком уровне коррупции, наоборот, сократилась, то в 2013 г. число первых выросло на 5,6%, а вторых сократилось на 12,0%. Данный факт свидетельствует о том, что население региона более пристально и критично стало относиться к проблеме коррупции;

- зафиксирован устойчивый рост доли населения, негативно относящихся к такому коррупционному проявлению как взятка (плюс 11,6% за два года); налицо сокращение числа югорчан, которые считают, что со взятками легче решить свой вопрос» (минус 8,6%). Доля респондентов, которые рассматривают взятки как «необходимую часть нашей жизни», изменилась незначительно (минус 0,8%);

- достаточно высокий потенциал бытовой коррупционности на территории ХМАО-Югры. Преобладающая часть опрошенных жителей округа (50,1%) указали, что готовы дать взятку для решения своей проблемы в зависимости от обстоятельств. Здесь следует отметить, что ситуация прошлых лет была еще более плачевна. За период 2011-2013 гг. доля граждан, кто заявил, что не будет платить ни при каких обстоятельствах, стабильно выросла на 16,8%; доля тех, кто «возможно» или «не задумываясь» расплатится с людьми, от которых будет зависеть решение их проблем, наоборот, сократилась на 14.3%;

- склонность жителей автономного округа перекладывать ответственность за коррупцию на внешние обстоятельства – сложившуюся систему в целом или отдельных должностных лиц, ставящих людей в безвыходную ситуацию. Между тем почти две трети респондентов 2013 г. (65,1%), заявивших о наличии у них опыта использования коррупционных схем, сообщили, что пошли на коррупционные действия по собственной инициативе или по совету родственников, знакомых и т.д. При этом лишь каждый пятый респондент, совершавший коррупционные действия (19,0%), указал, что у него не было других вариантов решения своей проблемы. Основные мотивы, побуждающие жителей автономного округа прибегать к коррупции, - стремление минимизировать затраты времени и сил при получении нужного результата, а также обеспечить его максимальное качество;

- стабильно сокращающаяся доля лиц, кто часто «стимулировал» должностных лиц для решения своих проблем (минус 5,9% в 2013 г. в сравнении с 2011 г.); кто прибегал к этому средству в единичных случаях (минус 11,8% в 2013 г. в сравнении с 2011 г.). За два года на 18,3% выросло число граждан, кто не использовал такое средство при решении своих проблем. Анализ суждений участников опросов за период 2011-2013 гг. с перечнем проблем, которые они разрешали с помощью коррупционных действий, показал отрицательную динамику частоты возникновения ситуаций коррупционного характера;

- невысокий уровень активности жителей ХМАО-Югры в противодействии коррупции. И среди экспертов, и среди представителей населения преобладает мнение о том, что хотя в округе созданы разнообразные механизмы обратной связи антикоррупционных структур с населением, жители округа их используют редко.

- последовательный рост доли лиц, которые сохранили бы информацию о коррупционных проявлениях в тайне (плюс 6,4% за два последних года). Доля граждан, которые проинформировали бы соответствующие органы на условиях анонимности, осталась на протяжении всего периода наблюдений неизменной. На фокус-группах 2013 г. такая позиция была объяснена, во-первых, опасением возможной мести, во-вторых – убежденностью, что никаких мер по данному обращению предпринято не будет, в-третьих – нежеланием выглядеть доносчиком; в-четвертых – нежеланием втягиваться в длительные следственные и судебные разбирательства.Кстати, анализ динамики суждений респондентов 2011-2013 гг. о причинах, по которым они бы не стали сообщать о коррупционных действиях, выявил рост доли граждан, которые убеждены в безрезультатности таких сообщений (плюс 6,0% за два последних года);

- позитивная динамика показателя информированности населения об антикоррупционной деятельности, проводимой окружными властями и органами МСУ (плюс 11,9% и 12,3% соответственно к показателям 2011 г.).

Таким образом, мероприятия, предусмотренные Планом противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2013 годы исполнены в полном объеме.

Опубликовано: 04.04.2016 12:40        Обновлено: 04.04.2016 12:40