Размер:
Цвет:

4. О предложениях по внесению изменений в федеральное законодательство и законодательство автономного округа, регулирующее вопросы противодействия коррупции.

Вопрос № 4

Информация

Аппарата Губернатора автономного округа

по вопросу «О предложениях по внесению изменений в федеральное законодательство и законодательство автономного округа, регулирующее вопросы противодействия коррупции»

В рамках исполнения протокола межведомственного Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции от 17.09.2013 № 3 в адрес Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступили предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции, от:

Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.С.Филатова);

главы города Нижневартовска М.В.Клеца.

1. Предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № 05-21/4/13923 от 29.10.2013) предложены изменения в статью 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Предлагается определить обязанность должностных лиц представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруга (супруги), несовершеннолетних детей не по сумме каждой сделки, а по совокупности всех сделок, если их сумма превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Согласно ч. 1 Федерального закона № 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) от 18.07.2013 № 18-2/10/2-4038, от 27.06.2013 № 18-2/3210, сведения о расходах представляются в случае, если сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - общий доход). Сведения о расходах не представляются, если общая сумма по нескольким сделкам превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, но при этом сумма каждой из сделок не превышает величину обозначенного дохода.

Полагаем, что указанный порядок предоставления сведений о расходах не является оптимальным, так как должностное лицо может совершить несколько последовательных сделок, направленных, к примеру, на приобретение объектов недвижимости, размер каждой из которых в отдельности не будет превышать общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, но совокупность которых будет многократно выше указанного в законе предельно допустимого размера, по достижении которого появляется обязанности отчитываться о расходах.

В этой связи, в целях повышения эффективности мер по противодействию коррупции, предлагаем рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в части закрепления обязанности лиц, замещающих (занимающих) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруга (супруги), несовершеннолетних детей по совокупности всех сделок по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенных в течение календарного года, если их сумма превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

2. Предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

1) Заместителем Губернатора автономного округа А.С.Филатовым (Департаментом внутренней политики автономного округа) (исх. № АФ-22149 от 30.10.2013) предложено выйти с законодательной инициативой о дополнении статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» частью 2.1., предусматривающей обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Согласно предлагаемой редакции указанные сведения представляются в кадровую службу органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором гражданин замещал должность перед увольнением с государственной или муниципальной службы, в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Анализ данных сведений позволит установить факты замещения данным гражданином должности в организации на условиях трудового договора, выполнения работ в данной организации на условиях гражданско-правового договора стоимостью в течение месяца более 100 тысяч рублей, даже в случае, если гражданин (его работодатель) умышленно не сообщил об этом, и провести проверку, предусмотренную частью 6 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Полагаем, что предложение возможно поддержать, оно направлено на обеспечение эффективности контроля за соблюдением гражданами, ранее замещавшими должности государственной и муниципальной службы, требования части 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Вместе с тем, в части порядка представления сведений о расходах (согласно предложению разработчика – в кадровую службу органа государственной власти или органа местного самоуправления) считаем, что  порядок представления сведений о расходах для лиц, уволившихся с государственной (муниципальной) службы, должен быть такой же, как и для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» сведения о расходах представляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно Порядку представления лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному постановлением Губернатора автономного округа от 16.04.2013 N 52, сведения о расходах представляются государственными гражданскими служащими автономного округа в отдел по противодействию коррупции Управления по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (п. 5), а не в кадровую службу в кадровую службу органа государственной власти.

2) Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № 05-21/4/13923 от 29.10.2013) предлагается установить норму об ответственности граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, за невыполнение ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.

Согласно указанной норме гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, требования, предусмотренного частью 1 статьи 12 указанного закона, влечет прекращение трудового договора (часть 3 статьи 12).

Однако, административная ответственность гражданина, за нарушение, в частности, требований части 1 статьи 12 указанного закона не предусмотрена.

Учитывая, что соответствующая обязанность (соблюдение требований части 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ) установлена федеральным законом, представляется целесообразным внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на закрепление административной ответственности гражданина за нарушение требований части 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

3) В письме главы администрации города Нижневартовска (№ 1277 от 05.11.2013) отмечена несогласованность норм Федерального закона         № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федерального закона                      от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части определения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и замещающими указанные должности.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Одновременно пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Несогласованность норм имеет место, вместе с тем полагаем, что разрешение данной коллизии норм федеральных законов содержится в Указе Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", которым утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

В пункте 6 данного указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Постановлением Губернатора автономного округа от 28.05.2012 N 82 утвержден Порядокпроверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к служебному поведению.

4) В письме главы администрации города Нижневартовска (№ 1277 от 05.11.2013) отмечена несогласованность между частью 6 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и частью 1 статьи 12.3 данного закона, а также частью 2.2 статьи 14.1 Федерального закона 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающими обязанность государственного или муниципального служащего по передаче принадлежащих ему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Необходимо добавить, что часть 6 статьи 11 Федерального закона           № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не согласуется также с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу части 6 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, владеющий ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная правовая норма является императивной, имеет прямое действие и обязывает государственного или муниципального служащего в любом случае передать ценные бумаги в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов.

При этом в законах, регулирующих прохождение государственной гражданской и муниципальной службы, определено, что ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) передаются в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

В целях устранения указанного противоречия норм федеральных законов Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан  внесен в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 305878-6 «О внесении изменений в статьи 11 и 12-3 Федерального закона «О противодействии коррупции» (находится в стадии подготовки к первому чтению, концепция проекта поддержана Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления).

Вместе с тем, необходимо отметить, что до устранения указанного выше противоречия необходимо руководствоваться нормами специального закона, посвященного регулированию вопросов конфликта интересов и противодействия коррупции, - Федерального закона № 273-ФЗ.

5) В письме главы администрации города Нижневартовска (№ 1277 от 05.11.2013) указано на недостаток статьи 13.3. Федерального закона         № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно данной статье на организации возлагается обязанность принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе осуществлять предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Вместе с тем, понятие конфликта интересов в данном Федеральном законе отсутствует.

Полагаем, что данное замечание не является существенным.

В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 года, утвержденных Минтрудом России, даны понятия, в том числе и «конфликта интересов».

Минтруд России в силу подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» является органом, уполномоченным оказывать консультативную и методическую помощь в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции.

3. Предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (письмо № 01/ит-51100 от 22.10.2013) предлагается внести изменения в часть 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Предлагается дополнить данную норму указанием на то, что уведомление делается в письменной форме, определить порядок и сроки предварительного уведомления представителя нанимателя об осуществлении государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы. Также предлагается вместо права государственных гражданских служащих осуществлять иную оплачиваемую деятельность установить право выполнять преподавательскую или иную творческую работу.

В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время сложилась обширная практика установления правовыми актами федеральных органов государственной власти порядков уведомления государственными гражданскими служащими представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, в которых предусматривается, в том числе, письменная форма уведомления и сроки предварительного уведомления (например, Приказ ФМС России от 24.06.2013 № 287 «Об организации уведомления федеральными государственными гражданскими служащими системы ФМС России представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу»). Соответствующие документы приняты в большинстве федеральных органов государственной власти и ряде субъектов РФ (Московская, Архангельская, Пензенская, Калининградская, Новосибирская, Ярославская, Челябинская, Волгоградская, Ивановская, Астраханская, Курская области).

Данная практика соответствует одному из основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30.04.2010 № 460, - конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

В этой связи предлагается разработать и внести на рассмотрение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект нормативного правового акта «Об утверждении порядка уведомления государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу».

По вопросу замены в части 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ понятия «иная оплачиваемая деятельность» понятием «преподавательская или иная творческая работа» необходимо учитывать следующее.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона              № 79-ФЗ при решении вопроса о возможности выполнения государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы подлежит принятию во внимание как необходимость предотвращения возможного конфликта интересов, так и необходимость соблюдения установленных Федеральным законом № 79-ФЗ ограничений и запретов, в том числе запрета осуществлять предпринимательскую деятельность и запрета участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации (ст. 17). Таким образом, конституционное право на труд применительно к государственным гражданским служащим в действующей редакции Федерального закона № 79-ФЗ уже обоснованно подвергнуто ограничению.

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре предлагается дополнительно ограничить сферы, в которых государственный гражданский служащий вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, сохранив право заниматься только преподавательской и иной творческой деятельностью.

Между тем норма части второй статьи 14 Федерального закона                № 79-ФЗ распространяется на всех государственных гражданских служащих, в том числе замещающих младшие и старшие должности гражданской службы, оплата труда которых не является высокой. Кроме того, учитывая унификацию прав государственных и муниципальных служащих, а также устанавливаемых для них ограничений, запретов и обязанностей (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») предлагаемые изменения в данную норму могут коснуться и муниципальных служащих, в том числе поселенческого уровня, у которых при невысокой оплате труда может отсутствовать возможность реализовать право на труд посредством выполнения преподавательской и иной творческой деятельности.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом данного положения Конституции Российской Федерации предлагаемое ограничение права государственных гражданских служащих на труд должно иметь веское обоснование.

Полагаем, что установленное на сегодняшний день право государственных гражданских служащих на выполнение иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов, представляет собой достаточное и обоснованное ограничение права на труд.

4. Предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс РФ.

1) Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № 05-21/4/13923 от 29.10.2013) предлагается ужесточить наказание за совершение преступлений, предусмотренных ст. 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) Уголовного кодекса РФ, предусмотрев  правовую норму о конфискации имущества виновных.

Сходное предложение поступило от Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № 7/8168 от 30.10.2013) – ввести дополнительный вид наказания за совершение уголовно наказуемых деяний, связанных с коррупцией, в виде конфискации имущества и обращения его в пользу государства.

Данное предложение идет вразрез с современной концепцией уголовного законодательства РФ.

Конфискация в общем виде представляет собой безвозмездное изъятие государством имущества у кого-либо.

В современном праве обычно выделяют общую и специальную конфискацию имущества.

Уголовный кодекс РФ отказался от общей конфискации.

Статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрен специальный вид конфискации - конфискация на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных, в том числе статьей 290 (получение взятки).

Специальная конфискация не рассматривается учеными как вид наказания, не имеет карательного содержания, не предполагает воздаяния преступнику за содеянное, не имеет целью причинение ему страданий путем ограничения его имущественных прав. Она относится к сфере уголовного процесса. По УК РФ конфискация - это иная мера уголовно-правового характера, направленная прежде всего на предупреждение преступлений.

Ее суть в самом общем виде заключается в принудительном безвозмездном изъятии государством имущества, вовлеченного в преступный оборот.

В целом отказ от общей конфискации в УК РФ обоснован тем, что применение описываемой меры противоречит идее предупреждения преступности. Она создает существенные препятствия ресоциализации преступника, поскольку, отбыв наказание, бывший осужденный остается фактически без средств к существованию. Работодатели не спешат принимать на работу судимых лиц. Названное обстоятельство, наряду с другими, значительно сужает возможности бывшего преступника реабилитироваться, выбрать достойный способ существования. В результате, как правило, такие лица вновь становятся на путь совершения преступлений (Источник – Зацепин М.Н. Конфискация имущества как мера противодействия коррупции // Российский юридический журнал. 2012. N 5. С. 106 - 113.).

2) Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре предложено отнести коррупционные преступления к категории особо тяжких, увеличив сроки лишения свободы за совершение такого рода преступлений и исключив возможность назначения уголовного наказания в виде условного лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (п. 5 ст. 15 УК РФ).

В настоящее время преступления коррупционного характера отнесены к различным категориям в зависимости от характера и степени общественной опасности от преступлений небольшой тяжести до особо тяжких.

Увеличение санкций по всем преступлениям коррупционного характера не согласуется с принципом справедливости, установленным статьей 6 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

5. Иные предложения

1) Заместителем Губернатора автономного округа А.С.Филатовым (Департаментом внутренней политики автономного округа) (исх. № АФ-22149 от 30.10.2013) сообщается о необходимости разработки на федеральном уровне нормативного правового акта, устанавливающего порядок проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» данный порядок устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно статье 1 названного Федерального закона под нормативными правовыми актами Российской Федерации понимаются как федеральные нормативные правовые акты, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты.

Учитывая данную норму можно сделать вывод о том, что субъекты РФ вправе самостоятельно установить порядок соответствующей проверки.

Анализ нормативной правовой базы других субъектов Российской Федерации показал, что порядок проверки соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы субъекта РФ, принят в ряде субъектов РФ (Приказ аппарата Правительства Нижегородской области от 07.10.2013 N 53-од «Об утверждении Положения о проверке соблюдения гражданином запрета на заключение трудового или гражданско-правового договора с коммерческой или некоммерческой организацией в случаях, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового или гражданско-правового договора с таким гражданином», Приказ Администрации Губернатора Самарской области от 30.09.2013 N 21-па «Об утверждении Порядка проверки соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы Самарской области в Администрации Губернатора Самарской области, при заключении им трудового или гражданско-правового договора», Постановление ГубернатораЯНАО от 19.04.2012 N 47-ПГ «Об утверждении Порядка проведения проверки соблюдения запрета, налагаемого на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, при заключении им трудового или гражданско-правового договора»).

В этой связи предлагается разработать и внести на рассмотрение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект нормативного правового акта «Об утверждении порядка проведения проверки соблюдения запрета, налагаемого на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при заключении им трудового или гражданско-правового договора».

2) Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № 101-19-2013/6913 от 18.10.2013) предлагается внести изменения в уставы муниципальных образований - установить обязанность  администрации по запросу правоохранительных органов в рамках уголовного процесса согласовывать позицию о существенности вреда, причиненного бюджету, с территориальными представительными органами и контрольно-счетными палатами.

Проанализировав федеральное законодательство в данной сфере, (Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»), необходимо отметить об отсутствии в нем норм, предусматривающих согласование позиции местной администрации о существенности вреда, причиненного бюджету с представительными органами и контрольно-счетными палатами.

Субъекты РФ не обладают полномочиями по урегулированию данного вопроса. Правовых оснований для подготовки соответствующих рекомендаций органам местного самоуправления также не имеется.

Согласно пункту 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования принимает участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции (п. 10 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ).

Формы осуществления контрольно-счетными органами внешнего  муниципального финансового контроля определены статьей 10 Федерального закона № 6-ФЗ. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.

Предлагаемое согласование позиции администрации муниципального образования о существенности вреда, причиненного бюджету, полагаем, не относится ни к одной из указанных форм внешнего муниципального контроля, ни к полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля (ст. 268.1. БК РФ).

Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать с органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

Опубликовано: 04.04.2016 12:24        Обновлено: 04.04.2016 12:24