Размер:
Цвет:

3. О результатах мониторинга деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере противодействия коррупции.

Информация

о результатах мониторинга деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере противодействия коррупции

Отсутствие единообразной практики применения федерального законодательства в сфере противодействия коррупции на муниципальном уровне (муниципальные районы и городские округа) требует постоянной координации со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем подготовки и внедрения определенных рекомендаций на основе обобщения результатов практической деятельности.

Для достижения органами местного самоуправления автономного округа максимальной эффективности применения федеральных законов, постановлений Правительства РФ и указов Президента Российской Федерации им оказывается содействие в построении системы ограничительных и предупредительных мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям.

С учетом результатов оценки эффективности деятельности муниципальных образований в сфере противодействия коррупции по итогам 2012 года в целях распространения передовой практики, в том числе в части повышения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономного округа) совместно с Аппаратом Губернатора автономного округа в феврале 2013 года проведен семинар-тренинг по теме: «Разработка и внедрение современных механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне».

Аппаратом Губернатора автономного округа 24.05.2013 организован и проведен в г. Ханты-Мансийске семинар для государственных гражданских и муниципальных служащих автономного округа, независимых экспертов по организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов автономного округа (проектов) и муниципальных нормативных правовых актов (проектов) автономного округа.

В соответствии с протоколом заседания межведомственного совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции (далее – также Совет) от 22.06.2012 № 2, на основании одобренного Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере противодействия коррупции Аппаратом Губернатора автономного округа с учетом предложений Думы автономного округа, Департамента внутренней политики автономного округа, органов местного самоуправления автономного округа разработаны критерии оценки эффективности реализации вышеуказанного Стандарта.

При организации мероприятий в области противодействия коррупции главам муниципальных образований Югры рекомендовано руководствоваться одобренным на Совете Стандартом. Основной акцент сделан на вопросах, охватывающих деятельность по направлениям:

- нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции;

- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

- деятельность координационного органа в сфере противодействия коррупции;

- внедрение в деятельность органов местного самоуправления антикоррупционных механизмов и стандартов, реагирование на выявленные коррупционные правонарушения;

- планирование антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления;

- информационно-пропагандистская работа, взаимодействие с институтами гражданского общества, средствами массовой информации, мониторинг общественного мнения населения о противодействии коррупции.

По результатам обобщения информации за 2013 год, поступившей от органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в соответствии с разработанной оценкой эффективности, а также результатов анализа эффективности реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в муниципальных образованиях городов Радужный, Нягань, Югорск, районов Октябрьский, Кондинский и Советский, в том числе исполнения подпункта «б» пункта 4 Указа № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (далее - Указ № 297) установлено следующее.

Практически во всех муниципальных образованиях в целом сформирован комплекс правовых и нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, а также закрепляющих нормы, положения и требования в сфере противодействия коррупции. В определенной степени катализатором в этой работе выступили предложения Аппарата Губернатора по результатам мониторингов и, непосредственно, положения Стандарта, в котором закреплен весь перечень муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере.

В то же время отмечалось отсутствие нормативного урегулирования организации проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов, принятых Думой Октябрьского района.

Имеют место факты не утверждения порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, порядка представления лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Дума города Радужный). Не принят кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Думы и счетной палаты города Радужный.

Кроме того по итогам мониторинга деятельности администрации Советского района в анализируемой сфере рекомендовано привести в соответствие с федеральным законодательством правовые акты, связанных с: размещением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений Советского района и членов их семей на официальном сайте Советского района и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования; утверждением Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения работников муниципальных учреждений Советского района к совершению коррупционных правонарушений; мерами по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

В ходе оказания методической помощи указанные пробелы устранены полностью.

Одним из показателей оценки эффективности антикоррупционной деятельности определены качество подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее также - МНПА) и проведение их антикоррупционной экспертизы, определяемое в том числе долей количества МНПА, в которые по требованию органов прокуратуры внесены изменения в связи с содержанием в них коррупциогенных факторов. Необходимо больше внимания уделить этой работе органам местного самоуправления городов Мегиона (4,8%), Нижневартовска (4,5%) и Нягани (3,9%) где показатель доли муниципальных НПА с установленными коррупциогенными факторами остается наиболее высоким по сравнению с другими муниципальными образованиями.

Также по рекомендациям Управления госрегистрации НПА практически устранены недостатки, связанные с размещением проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальных сайтах муниципалитетов, в том числе с указанием информации о датах начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы(пункт 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

Значительная роль в координации усилий по противодействию коррупции в муниципальных образованиях должна приходиться на созданные при главах муниципальных образований совещательные органы – межведомственные Советы по противодействию коррупции.

В результате анализа эффективности деятельности данных органов установлено, что в состав муниципальных Советов в городе Радужный ранее не включались представители общественности и средств массовой информации (или их процент составлял незначительную долю в Кондинском и Октябрьском районах). С учетом предложенного Стандарта и рекомендаций такие недостатки устранены.

При изучении организации планирования деятельности Советов в городах Радужном, Нягани, Югорске, районах Октябрьском, Кондинском и Советском установлено, что указанная работа не в полной мере соответствует целям и задачам Советов. Планирование осуществлялось без должной проработки проблемных вопросов, отсутствовали предложения членов Советов.

Не в полной мере реализована в 2012-2013 годах предусмотренная Положениями о Советах по противодействию коррупции задача, связанная с контролем реализации мероприятий в области противодействия коррупции, что не соответствует требованиям абзаца 4 подпункта «б» пункта 4 Указа № 297 по обеспечению контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных Планами по противодействию коррупции.

В совокупности указанные обстоятельства свидетельствует о не исполнении рекомендации об активизации деятельности Советов по противодействию коррупции в соответствии с Указом № 297.

С учетом положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы и с учетом компетенции Советов не практиковалось рассмотрение в 2013 году вопросов: взаимодействия органов МСУ с общественными организациями, гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции (Сургутский, Ханты-Мансийский районы, города Мегион, Нягань); формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению (Сургутский, Ханты-Мансийский районы); обеспечения открытости и доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции (Кондинский, Ханты-Мансийский районы, город Мегион); управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования (Сургутский, Ханты-Мансийский районы, города Мегион, Нефтеюганск, Нягань); управления земельными участками, в том числе выделения, оформления аренды и прав собственности (Березовский, Кондинский, Советский, Ханты-Мансийский районы, города Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань); внедрения в деятельность органов местного самоуправления административных регламентов предоставления муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций (Советский район, города Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань); правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными НПА, незаконными решений и действий (бездействий) органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; организации и проведения муниципального заказа и закупок, исполнения муниципального контракта (Березовский, Советский, Ханты-Мансийский районы, города Нефтеюганск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск).

Принимаемые решения по рассматриваемым вопросам в большинстве случаев сводились к формулировке «информацию принять к сведению» и не содержали мер по установлению конкретных антикоррупционных механизмов (Радужный, Нягань, Кондинский и Октябрьский районы). Отмечается отсутствие практики принятия по результатам заседаний Советов муниципальных нормативных правовых актов, устраняющих пробелы либо недостатки в правоприменительной деятельности, в том числе предпосылки возникновения коррупционных проявлений.

В ходе мониторинга деятельности Советов отмечался недостаточный уровень их координирующей роли в проводимых органами местного самоуправления мероприятий по противодействию коррупции на территории выше обозначенных муниципальных образований автономного округа в совокупности с малоэффективной системой контроля за принятыми решениями, затрудняющей определение фактического исполнения мероприятий.

С учетом обозначенных аппаратом полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе приоритетов и в соответствии со Стандартом особое внимание в ходе мониторинга обращено на внедрение в деятельность органов местного самоуправления антикоррупционных механизмов и стандартов, реагирование на выявленные коррупционные правонарушения, в том числе принятие мер по актам прокурорского реагирования и обращений граждан по вопросам нарушения законности и неправомерных действий должностных лиц.

Согласно представленным органами местного самоуправления данным практически во всех муниципалитетах доля принятых административных регламентов исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг составляет 100 %.

Во всех муниципальных образованиях отмечается увеличение числа профилактических мероприятий, связанных с: принятием практических мер по устранению предпосылок возникновения коррупционных проявлений (в т.ч. принятие муниципальных НПА, внедрение антикоррупционных механизмов и стандартов); проведением проверок деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий; разъяснений положений законодательства, обеспечивающего антикоррупционные стандарты; обучающих занятий, семинаров и иных совещаний.

В то же время в результате анализа организации работы по актам прокурорского реагирования установлено, что при наличии ответов в прокуратуру об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в некоторых случаях органами местного самоуправления мер по выявлению и устранению причин и условий, обусловивших указанные нарушения, не принимается.

При этом в целом по округу (согласно данных ОМСУ МО) при общем снижении количества (148 против 167) поступивших актов прокурорского реагирования на факты нарушения законодательства и неисполнения установленных законодательством требований, практически в каждом втором муниципальном образовании изложенные в представлениях прокуратуры факты нарушений подтвердились на 100 %.

В ходе выездов в города Радужный, Нягань, Югорск, районы Октябрьский, Кондинский и Советский установлено, что результаты прокурорских проверок не использовались при планировании антикоррупционных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших нарушениям, не учитывались в деятельности межведомственных Советов, что в конечном итоге явилось одной из причин совершения типичных нарушений.

Аналогичная ситуация характерна для рассмотрения обращений граждан о фактах нарушения должностными лицами муниципальных образований действующего законодательства. В ходе мониторинга отмечено, что количество обращений данной направленности, поступающих в адрес муниципальных образований, незначительно и составляет, как правило, не более 0,5 % от числа поступивших. При этом положительная практика рассмотрения жалоб граждан на действия муниципальных служащих, характеризующаяся проведением соответствующих проверок по каждому обращению, отмечена в городе Югорске.

Значительное место в системе мер по эффективному противодействию коррупции отводится планированию деятельности по реализации положений федеральных законов, указов Президента Российской Федерации. В связи с чем в муниципальных образованиях организовано планирование антикоррупционных мероприятий, в большинстве случаев обеспечено их закрепление распорядительными (правовыми) актами.

Вместе с тем мониторинг свидетельствует о наличии недостатков в организации этой работы. Планируемые мероприятия утверждаются без должного анализа складывающейся ситуации по направлениям деятельности, в связи с чем не носят конкретный характер, в том числе по исполнителям и срокам реализации.

Это касается мероприятий, связанных с внесением изменений в соответствующую нормативную базу в сфере противодействия коррупции, мерами по соблюдению муниципальными служащими ограничений и запретов, соблюдению законодательства в сфере контроля за реализацией требований федерального законодательства о муниципальных закупках, земельном контроле, мероприятий в отношении муниципальных организаций и учреждений.

Так, пунктом «б» части 5 Указа Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться национальной стратегией противодействия коррупции, национальным планом противодействия коррупции в отношении соответствующих планов муниципальных образований по противодействию коррупции, с внесением изменений, направленных на достижение конкретных результатов.

В силу абзаца 4 подпункта «б» пункта 4 Указа № 297 муниципальным образованиям рекомендовано, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции иНациональным планом противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы, внести до 01.05.2012 в планы по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить их контроль выполнения, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.

В нарушение указанных норм План мероприятий по противодействию коррупции на территории Октябрьского района утвержден главой только 22 августа 2012 года, а в Кондинском районе такой план не утверждался. Как результат соответствующие изменения в планы не вносились, контроль выполнения мероприятий, в том числе с привлечением институтов гражданского общества, не обеспечен.

Кроме этого, в администрации города Радужный при планировании деятельности по противодействию коррупции не нашли своего закрепления отдельные положения, предусмотренные федеральным законодательством, в том числе меры по: созданию механизма взаимодействия правоохранительных и иных органов с гражданами и институтами гражданского общества; устранению необоснованных запретов и ограничений в сфере экономической деятельности; обеспечению участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; внедрению технологий, повышающих объективность при принятии муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих электронное межведомственное взаимодействие в рамках оказания муниципальных услуг.

В ходе изучения практики планирования и исполнения антикоррупционных мероприятий муниципалитетов городов Радужный, Нягань, Октябрьского района установлен ряд недостатков, связанных с отсутствием обоснованных предложений органов местного самоуправления для включения в план. При этом по ряду мероприятий отсутствуют подтверждающие документы об их исполнении, а представленная исполнителями информация не всегда содержит сведения о конкретных результатах по существу мероприятий. В настоящее время приняты меры по устранению указанных недочетов.

Одним из наиболее важных, и в большей своей части объективным, критерием эффективности деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере является информированность граждан, состояние обратной связи с институтами гражданского общества, средствами массовой информации, результаты мониторинга общественного мнения населения по вопросам противодействия коррупции.

В большинстве муниципальных образований обеспечено планирование информационно-пропагандисткой деятельности, в том числе путем принятия отдельных планов либо включение их в планы противодействия коррупции. При этом по сведениям муниципальных образований количество публикаций в средствах массовой информации увеличилось на 43,8 %. Слабо используются возможности электронных СМИ (сеть Интернет) и печатных изданий в Кондинском, Октябрьском, Березовском районах, городе Пыть-Ях. Отмечено снижение количества размещаемых материалов в различных СМИ в городах Лангепасе, Мегионе.

Необходимо отметить, что взаимодействие с институтами гражданского общества (общественные объединения, представители малого и среднего бизнеса, иные граждане) осуществляется в основном в рамках деятельности межведомственных Советов по противодействию коррупции. Поступившие от них антикоррупционные инициативы и предложения носят единичный характер(только Белоярский, Октябрьский районы, города Лангепас, Сургут, Мегион, Нижневартовск).

Состояние эффективности сформированной системы мер по предупреждению и противодействию коррупции в органах местного самоуправления в определенной степени подтверждается результатами мониторингового исследования общественного мнения о коррупции на территории муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).

На основе исследования «Общественного мнения о коррупции в Югре и России по итогам 2012 года (предоставлен Департаментом общественных связей автономного округа) динамика показателей уровня коррумпированности муниципальных чиновников в целом претерпела различного рода изменения.

Отмечается наиболее существенное увеличение уровня коррумпированности чиновников в оценках населения городов Когалыма (с 2,05 до 3,45), Покачи (с 1,73 до 2,16), Белоярского района (с 1,21 до 2,28), Кондинского района (с 1,93 до 2,62), Сургутского района (с 1,03 до 1,69). При среднеокружном уровне этого показателя – 2,13.

При этом по результатам регионального исследования каждый четвертый из опрошенного населения (25,4%) оказался вовлеченным в коррупционные процессы. Требуется принятие дополнительных мер по изменению ситуации с пораженностью коррупционными проявлениями, сложившейся в городах Когалыме (38,0%), Нефтеюганске (44,0%), Нягани (42,0%), Югорске (31,8%), Кондинском (58,7%) и Нижневартовском (40,7%) районах.

С учетом изложенного предлагается:

1. Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направить главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обзор по результатам мониторинга деятельности муниципальных образований в сфере противодействия коррупции, в том числе в части организации деятельности координационных органов, обеспечения контроля реализации антикоррупционных мероприятий, для использования в служебной деятельности.

Срок: до 25 декабря 2013 года.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры использовать предложения, выработанные в результате мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере противодействия коррупции.

Заместитель начальника Управления –

начальник отдела по противодействию коррупции

Управления по вопросам государственной службы,

кадров и противодействия коррупции

Аппарата Губернатора автономного округа,

Секретарь межведомственного Совета                                          В.В.Иванов

Опубликовано: 04.04.2016 12:23        Обновлено: 04.04.2016 12:23