Размер:
Цвет:

Виктория Александровна Кузнецова – заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Тезисы выступления

первого заместителя директора Департамента экономического развития автономного округа В.С.Дудниченко

«Об аудите эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечения участия гражданского общества в реализации эффективного общественного контроля за расходованием бюджета»

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Исходя из этих принципов, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность получателей бюджетных средств эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. Однако существующая организация бюджетного процесса фактически не имеет механизмов реализации ни принципов, ни указанной обязанности. Для создания необходимых условий для осуществления эффективного бюджетного процесса на основе бюджетирования, ориентированного на результат, необходима организация аудита эффективности использования бюджетных средств.

Организация аудита включает в себя много направлений, по которым определяется эффективность использования бюджетных расходов. Одним из направлений аудита является оценка эффективности реализации государственных программ.

Отмечаю, что в целях достижения долгосрочных показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, установленных Указами Президента Российской Федерации, стратегическими документами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития, в целях повышения качества реализации мероприятий, направленных на достижение конечного результата, на текущий момент, большая часть бюджета автономного округа расходуется через программные инструменты – целевые и ведомственные целевые программы, а начиная с 2014 года,  расходная часть бюджета будет осуществляться в составе государственных программ.

Оценка и анализ эффективности расходования бюджетных средств осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа на основании следующих нормативных правовых актов автономного округа:

- распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 сентября 2009 г. N 412-рп «Об утверждении методики оценки результативности и эффективности долгосрочных целевых программ автономного округа»;

- распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 сентября 2009 г. N 410-рп «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению мониторинга результативности и эффективности ведомственных целевых программ»;

- постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 июля 2013 г. N 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В отношении бюджетных инвестиций оценка эффективности бюджетных расходов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 2 апреля 2011 года № 93-п «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направляемых на капитальные вложения».

Согласно положениям, закрепленным в указанных выше нормативных правовых актах, непосредственные исполнители целевых программ ежемесячно направляют в Депэкономики Югры отчет о ходе ее реализации и использовании финансовых средств, содержащий, в том числе информацию:

- о ходе реализации мероприятий программы автономного округа и использовании финансовых средств муниципальными образованиями автономного округа;

- о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства;

- о результатах реализации целевой программы и достигнутом при этом эффекте за отчетный период;

- о причинах невыполнения программных мероприятий;

- о соответствии фактических показателей реализации целевой программы показателям, установленным при их утверждении, а также причинах их недостижения.

На основании представленного отчета Депэкономики Югры проводит анализ эффективности реализации целевых программ автономного округа,  предоставляемый на ежемесячные заседания комиссии по вопросам социально-экономического развития и мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по результатам заседания которой принимаются соответствующие решения.

Кроме того, ежемесячный мониторинг хода выполнения и результатов конкретных мероприятий программы, включающий в себя, в том числе и полноту реализации мероприятий, качество выполнения мероприятий, степень достижения целевых показателей (результативность), объем бюджетных расходов на выполнение мероприятий программы, производится государственными заказчиками - координаторами целевых программ, а с 2014 года ответственными исполнителями государственных программ.

Ежегодно в течение всего срока реализации целевой программы автономного округа (с 2014 года – государственной программы автономного округа) Депэкономики Югры осуществляет оценку эффективности программы.

На основании результатов оценки эффективности реализации целевой программы автономного округа Депэкономики Югры направляет в Правительство автономного округа предложения о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной целевой программы (государственной программы автономного округа), в том числе о необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение ее реализации.

Анализ реализации целевых программ автономного округа проводится в постоянном режиме.В процессе реализации государственных программ, в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 12.07.2013 № 247-п (далее – постановление), информация об исполнении мероприятий государственных программ будет ежемесячно анализироваться в целях недопущения возникновения отклонений в ходе реализации государственных программ.

В соответствии с постановлением государственные программы подлежат ежегодной оценке результативности с учетом объема ресурсов, направляемых на ее реализацию.

Все вышесказанное исходит из полномочий Депэкономики Югры. Вместе с тем, полномочиями Депфина Югры, в соответствии с положением, является осуществление государственного и финансового контроля, в связи с чем, считаю, что проведение анализа эффективности бюджетных расходов необходимо закрепить за Депфином Югры при непосредственном участии Счетной палаты автономного округа. 

Учитывая, что на федеральном уровне отсутствуют критерии и методика оценки эффективности бюджетных расходов (в соответствии с п.2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 4 октября 2013 годанеобходимость разработки критериев и методики оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видом расходов, установленав 2014 году), в соответствии с п. 1.2.4. распоряжения Губернатора автономного округа от 31 января 2012 года № 36-рг «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2013 годы» за Департаментом финансов автономного округа закреплено принятие нормативного правового акта автономного округа, регламентирующего порядок проведения оценки эффективности использования бюджетных средств автономного округа в течение одного месяца после принятия нормативного правового акта Российской Федерации.

Со своей стороны, принимая во внимание, что оценка эффективности реализации государственных программ является лишь составной частью оценки эффективности использования бюджетных средств автономного округа, предлагаю поручить Департаменту экономического развития автономного округа разработать методику оценки эффективности реализации государственных программ со сроком исполнения – 2 квартал 2014 года.

Опубликовано: 04.04.2016 12:19        Обновлено: 04.04.2016 12:19