Размер:
Цвет:

Ольга Викторовна Михайлова – руководитель Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Информация

Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросу «Об аудите эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечения участия гражданского общества в реализации эффективного общественного контроля за расходованием бюджета».

С принятием федеральных законов «О Счетной палате Российской Федерации», от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» аудит эффективности, который предполагает определение эффективности использования государственных (муниципальных) ресурсов, полученных объектами аудита, для достижения поставленных целей, решения социально-экономических задач развития, становится одной из форм работы контрольно-счетных органов.

В свою очередь, подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств являются одним из основных направлений внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, анализ исполнения указанных бюджетных полномочий которых входит в компетенцию Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

С переходом к программному бюджету и к новой системе государственных закупок контроль эффективности многократно возрастает. Об этом свидетельствуют и поручения Президента Российской Федерации, принятые по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 04.10.2013, в числе которых поручение Правительству Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации о разработке до критериев и методики  эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видом расходов, решение вопроса об ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, которая в настоящее время законодательством не предусмотрена.

Действительно, о необходимости разработки критериев и методологии эффективности бюджетных расходов и порядка их применения для различных отраслей и видов расходов по всей вертикали контрольно-счётных и правоохранительных органов, свидетельствует то, что в практике зачастую контрольные органы используют разные подходы к оценке эффективности или неэффективности государственных расходов, и здесь принципиально важно выработать единые подходы.

В ходе проведения контрольных мероприятий Службой контроля автономного округа и исполнительными органами государственной власти автономного округа также выявляются нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств и использовании государственного имущества, которые при различных обстоятельствах контрольно-счетными органами, Росфиннадзором, по их субъективным оценкам, признаются как неэффективное использование бюджетных средств, например:

принятие работ, услуг при отсутствии фактического подтверждения исполнения обязательств, установленных государственным контрактом (договоров);

неиспользование приобретенного оборудования и других материальных ценностей;

неприменение мер по взысканию неустойки за нарушение сроков исполнения контрактов (договоров);

неприменение мер по взысканию задолженности в связи с невыполнением арендаторами условий договоров аренды и т.д.

Однако, по мнению Службы контроля автономного округа, на сегодняшний день оценка неэффективности расходования бюджетных средств контролирующими органами носит субъективный характер и в любой конкретной ситуации оспорима.

Неэффективным использованием бюджетных средств признается некоторыми контрольными органами и заключение государственных контрактов с нарушением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов.

В этом отношении, в Ханты-Мансийском автономном округе  - Югре за 9 месяцев текущего года с нарушениями размещено 10% госзакупок, что в сравнении с аналогичным показателем по Российской Федерации свидетельствует о достаточно эффективном использовании бюджетных средств на указанные цели.

Показателями, характеризующими эффективность размещения государственного заказа в автономном округе также являются экономия бюджетных средств, прозрачность и доступность государственного заказа, измеряемая показателем - «доля аукционов в электронной форме». Экономия бюджетных средств при размещении заказов за 9 месяцев 2013 года, составила 1,308 млрд. руб., то есть 7,5% от суммы размещенного государственного заказа, а доля аукционов в электронной форме при размещении государственного заказа достигла 89% от суммы размещенного государственного заказа на торгах и запросах котировок, что на 9% больше в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.

Реализация мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов не может быть успешной без формирования слаженной, скоординированной по стратегическим целям и механизмам их достижения системы органов государственного и муниципального финансового контроля, развитие которой является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.

В целях развития системы государственного финансового контроля в 2013 году был предпринят ряд мер, направленных на усовершенствование системы государственного финансового контроля в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, исходя из принципов системности, законности, гласности и объективности контрольно-ревизионной деятельности.

Распоряжением Правительства автономного округа  от 15.03.2013  № 93-рп «О результатах финансового контроля за 2012 год» принят комплекс мер, направленных на повышение эффективности внутреннего финансового контроля в исполнительных органах государственной власти автономного округа, в соответствии с которым исполнительными органами государственной власти автономного округа утверждены планы мероприятий по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, приняты, а также внесены изменения в соответствующие правовые акты об организации внутреннего финансового контроля, в том числе положения о структурных подразделениях, должностные регламенты.

В соответствии с пунктом 10.8.2 Плана мероприятий по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного распоряжением Губернатора автономного округа от 31.01.2013 № 59-рг, исполнительными органами государственной власти автономного округа проводятся проверки  эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования имущества в соответствии с осуществляемыми функциями и полномочиями учредителя государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Оценка итогов исполнения вышеуказанных поручений будет осуществлена в ходе комплексных проверок эффективности систем внутреннего финансового контроля и аудита в исполнительных органах государственной власти автономного округа, которые будут проведены Службой контроля автономного округа до конца года, и отражена в сводном докладе о результатах финансового контроля за 2013 год.

В целях реализации и приведения в соответствие с федеральными законами от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовлены проекты нормативных правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о внесении изменений в Положение о Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также предусматривающих утверждение порядка осуществления полномочий Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок.          В соответствии с Планом мероприятий по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, перечней поручений Президента Российской Федерации и председателя Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации, утвержденным распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 .01.2013 № 59-рг, поручением Губернатора автономного округа от 07.11.2013, Планом мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 12.07.2013 № 244-п, Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до конца года будут разработаны и внесены в Правительство автономного округа проекты нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита,  ведомственного контроля в сфере закупок,  а также приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации административные регламенты и иные нормативные правовые акты по контролю в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере бюджетных правоотношений.

Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется внедрение риск-ориентированного планирования контрольной деятельности.

Подготовка плана контрольных мероприятий Службы на 2014 год будет осуществляться на основе комплексного анализа информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере, по результатам комплексных проверок внутреннего финансового контроля и аудита всех органов исполнительной власти автономного округа, проведение которых, во исполнение распоряжения Правительства автономного округа от 15.03.2013 № 93-рп, будет завершено до конца этого года, анализа сведений о планировании и результатах контрольных мероприятий Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также с учетом предложений правоохранительных органов и Общественной палаты автономного округа.

В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация с планом контрольной деятельности Счетной палаты автономного округа.

В целях повышения эффективности контрольной деятельности Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры планируется внедрение единой централизованной информационной системы, автоматизирующей процессы реализации контрольных полномочий участников бюджетного процесса, в том числе путем расширения функциональных возможностей и подключения к системе контрольных подразделений главных администраторов бюджетных средств и органов муниципального финансового контроля.

В настоящее время Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры размещен заказ на проведение аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации автоматизированной системы контрольной деятельности, применяемой в Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Данная работа по автоматизации контрольной деятельности будет способствовать усилению взаимодействия органов исполнительной власти автономного округа, выработке единых подходов к осуществлению контрольных функций, разработке и внедрению унифицированных форм документов, используемых в процессе контрольной деятельности, непрерывности, оперативности и преемственности контроля, росту практического опыта, подлежащего дальнейшему анализу, обобщению и отражению в инструктивных документах, полной и объективной оценки результатов контрольной деятельности, выявлению недостатков и выработке решений по их устранению.

Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводится работа по привлечению гражданского общества путем информирования о проведении контрольных мероприятий и предоставления возможности сообщать об известных фактах нарушений в финансово-бюджетной сфере и в сфере размещения заказов, допущенных должностными лицами проверяемых органов (учреждений) в проверяемый период.

С целью обеспечения участия гражданского общества в реализации эффективного общественного контроля за расходованием бюджета автономного округа Общественным советом при Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводились заседания по вопросам информационного взаимодействия и повышения информированности общественности о деятельности Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе о  результатах контрольных мероприятий, проводимых Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также повышения эффективности деятельности Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целях усиления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти автономного округа, выработки мер и решений, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению нарушений, результаты контрольных мероприятий, проведенных контрольно-надзорными органами в отношении исполнительных органов государственной власти автономного округа и их подведомственных учреждений, предлагается рассматривать на заседаниях общественных советов, при которых они созданы.

Опубликовано: 04.04.2016 12:18        Обновлено: 04.04.2016 12:18