Размер:
Цвет:

заместитель директора Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Информация

Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросу «Об организации работы по выявлению случаев конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальные должности, а также мерах по ее совершенствованию»

1. Правовой мониторинг нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, регламентирующих организацию работы по соблюдению ограничений, запретов и исполнения обязанностей лицами, замещающими муниципальные должности.

На федеральном и региональном уровне создана нормативная правовая база, устанавливающая основы противодействия коррупции.

Так, антикоррупционные механизмы в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, закреплены в Федеральных законах
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ
«О контроле за расходами лиц, замещающих определенные должности, их супругов и несовершеннолетних детей», от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ
«О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Указе Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона
«О противодействии коррупции», Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2008 года № 86-оз «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Вместе с тем, при реализации норм антикоррупционного законодательства в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, возникает немало вопросов в части практической реализации антикоррупционных предписаний, установленных федеральным законодательством.

На сегодняшний день специального закона о статусе лиц, замещающих муниципальные должности нет. Понятие «муниципальная должность» содержится косвенно в Федеральном законе
от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, настоящим Законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Нормативные правовые акты, содержащие ограничения, запреты и обязанности для лиц, замещающих муниципальные должности, содержат коллизии и противоречия, что препятствует анализу противодействия коррупции как единой системы, действующей на всех уровнях публичной власти. Это проявляется в следующем.

Во-первых, в статье 12.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также - Закон
№ 273-ФЗ) определено, что в случае, если владение лицом, замещающим муниципальную должность ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Понятие «конфликт интересов» содержится в статье 10 Закона № 273-ФЗ. Однако сторонами конфликта интересов в вышеназванной статье являются только государственные или муниципальные служащие. Понятие конфликта интересов для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, отсутствует.

Это приводит к сложностям в правоприменительной практике при определении случаев, когда лица, занимающие муниципальные должности, должны передавать свои доли и акции в доверительное управление.

Во-вторых, пунктом 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ установлена обязанность для лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

Муниципальными правовыми актами в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного – Югры от 18 февраля 2010 года № 33 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и лицами, замещающими государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – сведения о доходах) утверждена форма справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности. Вместе с тем, на федеральном уровне не определен орган или должностное лицо, которому глава муниципального образования должен представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и которое принимает решение о проведении проверки достоверности и полноты представленных сведений. Однако в отношении депутатов существует возможность создать комиссии по этике, которые правомочны принимать справки о доходах, рассматривать иные вопросы соблюдения установленных ограничений и обязанностей.   

В третьих, на федеральном уровне не предусмотрено формирование коллегиального органа, уполномоченного рассматривать вопросы урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих мунципальные должности.

Издание нормативного правового акта автономного округа о порядке формирования комиссий (органов), уполномоченных рассматривать вопросы урегулирования конфликта интересов в отношении указанных лиц, выходит за рамки правового регулирования органов государственной власти автономного округа, в связи с чем не представляется возможным. Органам местного самоуправления рекомендовано включить в полномочия совещательного органа по противодействию коррупции, созданного в муниципальном образований, рассмотрение вопросов касающихся представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В четвертых, п.п. з) статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон № 79-ФЗ) определено что лицам, замещающим должности глав городских округов, глав муниципальных районов запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии со статьей 6 Закона № 79-ФЗ решение об осуществлении проверки данного запрета принимается должностным лицом, уполномоченным принимать решение об осуществлении проверки соблюдения лицом запретов и ограничений, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами. Проверка осуществляется органами, подразделениями и должностными лицами, уполномоченными на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений.

Урегулирование данного вопроса на местном уровне путем издания муниципального правового акта о назначении уполномоченного лица, а также органа, уполномоченного на проверку, представляется не целесообразным, т.к. потенциально может содержать коррупциогенные факторы (подчиненность должностного лица главе городского округа, главе муниципального района).

Формирование коллегиального органа, уполномоченного на осуществление проверки соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, запретов и ограничений федеральным законодательством не предусмотрено.

Представляется, что эти и многие другие вопросы должны решаться с учетом требований единства правового регулирования, предусмотренного самим Законом № 273-ФЗ, как одного из основных направлений по повышению эффективности противодействия коррупции - в рамках заявленной в ст. 7 унификации прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

В рамках проводимой антикоррупционной политики государства вышеуказанные вопросы могут быть урегулированы на уровне Российской Федерации путем внесения дополнений в Федеральный закон
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части определения государственного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением ограничений, запретов и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности.

2. Информация об организации работы по соблюдению ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, замещающими муниципальные должности, и мерах по ее совершенствованию

В целях обеспечения соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления автономного округа проводится следующая работа.

В соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства организовано представление лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себе и членов своей семьи (далее – сведения о доходах), а также размещение на официальных сайтах муниципальных образований указанных сведений.

Должностными лицами кадровых служб органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проводится анализ представленных сведений о доходах с целью установления фактов несоблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в части владения лицами, замещающими муниципальные должности, акциями или иными ценными бумагами.

Департаментом внутренней политики автономного округа ежеквартально осуществляется сбор информации из органов местного самоуправления о фактах возникновения конфликта интересов у лиц, замещающих муниципальные должности. Указанных фактов не выявлено.

В 2013 году вступили в силу изменения в федеральном законодательстве, закрепляющие организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с коррупцией.

Поправки связаны с принятием Федеральных законов от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за расходами лиц, замещающих определенные должности, их супругов и несовершеннолетних детей»,
от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В связи с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года
№ 79-ФЗ в городских округах и муниципальных районах организована работа по внесению изменений в уставы муниципальных образований в части досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в связи с несоблюдением запретов открывать и иметь счета в иностранных банках.

Должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проведен анализ сведений о доходах, представленных главами городских округов и муниципальных районов, в части выявления информации о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Департаментом внутренней политики автономного округа обобщена информация, поступившая из муниципальных образований, об исполнении обязанности, установленной пунктом 1 статьи 3 указанного закона, в части закрытия главами городских округов и муниципальных районов счетов (вкладов) в иностранных банках. Фактов владения указанными лицами счетами (вкладами) и иными финансовыми инструментами в иностранных банках не установлено.

Организована реализация требований пункта 28 «б» Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона
«О противодействии коррупции» (в части декларирования за счет каких источников приобретено недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации).

В связи с тем, что издание нормативного правового акта автономного округа о порядке формирования комиссий (органов), уполномоченных рассматривать вопросы урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, не представляется возможным, поскольку выходит за рамки правового регулирования органов государственной власти автономного округа, в муниципальных образованиях автономного округа организована работа по внесению соответствующих изменений в муниципальные правовые акты, регламентирующие деятельность совещательного (координационного) органа по противодействию коррупции. 

В настоящее время данный вопрос урегулирован в 17 муниципальных образованиях из 106 (в том числе в 10 городских округах и муниципальных районах), в 2 муниципальных образованиях разработанные проекты находятся на согласовании в прокуратуре.

Работа по внесению соответствующих изменений в положения о межведомственных советах по противодействию коррупции организована также в 36 муниципальных образованиях.

Не урегулированным остается данный вопрос в Нижневартовском, Октябрьском, Советском районах (как на уровне муниципального района, так и на уровне поселений, расположенных на территории района), а также в поселениях Березовского и Кондинского района.

Предложения

в проект решения Межведомственного совета при Губернаторе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию коррупции

Решили:

1. Рекомендовать Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Департаментом внутренней политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Аппаратом Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработать предложения по законодательной инициативе принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части определения государственного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением ограничений, запретов и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности.

Срок: до 20 ноября 2013 года

         

2.4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принять муниципальные правовые акты о рассмотрении коллегиальными органами (совещательными (координационными) органами по противодействию коррупции) вопросов урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих муниципальные должности.

Срок: до 25 ноября 2013 года.

Департамент внутренней политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Опубликовано: 04.04.2016 12:14        Обновлено: 04.04.2016 12:14