Размер:
Цвет:

Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Информация

Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросу «Об эффективности принимаемых мер по противодействию «бытовой» коррупции в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения»

1. Принятые правовые акты, направленные на минимизацию коррупционных правонарушений при оказании государственных услуг.

Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Депсоцразвития Югры) в течение 2012 года во все нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки, принятые Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, внесены изменения, предусматривающие возможность получения мер социальной поддержки через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в электронном виде.

В 2013 году внесены изменения в постановление Правительства автономного округа от 27 января 2005 года № 18-п «Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (постановление Правительства автономного округа от 23.02.2013 № 55-п) в соответствии с которыми сокращено количество представляемых гражданами документов, необходимых для получения услуги, а также закреплена обязанность учреждений социального обслуживания автономного округа по межведомственному информационному взаимодействию при подготовке пакета необходимых документов.

Депсоцразвития Югры разработаны и приняты 25 административных регламентов предоставления государственных услуг, которыми четко регламентированы порядок взаимодействия подведомственных учреждений с заявителями при предоставлении государственных услуг (условия, сроки предоставления государственных услуг, способы подачи документов для получения государственной услуги, формы контроля и ответственность должностных лиц за предоставление государственной услуги).

В результате проведенных мероприятий достигнуто:

- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг за счет получения части документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия с организациями, располагающими необходимыми для предоставления государственной услуги сведениями.

Так, для назначения ежемесячного социального пособия на детей – инвалидов предусматривалось предоставление гражданином 7 документов.

В настоящее время для назначения данного пособия гражданином предоставляются 4 документа, иные сведения, необходимые для назначения пособия, запрашиваются органами социальной защиты населения в рамках межведомственного взаимодействия.

Для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг граждане освобождены в настоящее время от предоставления следующих документов:

сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан, совместно проживающих с заявителем (справка о составе семьи);

правоустанавливающий документ на жилое помещение.

- снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, реализации принципа «одного окна», возможности получения государственных услуг в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

- обеспечена четкая регламентация действий специалистов при осуществлении приема граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги.

В настоящее время Депсоцразвития Югры проводит работу по систематизации законодательства в социальной сфере, подготовлен проект Социального кодекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Проект Социального кодекса предусматривает реформирование действующего законодательства автономного округа в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан, основанное на учете особенностей контингентов получателей мер социальной поддержки граждан, и расширении сферы применения адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, исходя из оценки нуждаемости. На официальном сайте Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создана публичная дискуссионная площадка для широкого общественного обсуждения проекта Социального кодекса Югры. В разделе «Обсуждение документов» предусмотрена возможность для направления замечаний и предложений по проекту. Сформированный по итогам общественного обсуждения проект закона, с учетом высказанных мнений и замечаний, предполагается вынести на рассмотрение Правительства автономного округа в сентябре 2013 года.

2. Меры, предусмотренные реализуемыми целевыми и ведомственными программами, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений:

2.1. улучшение материальной базы подведомственных учреждений, обеспечение сокращения очередности на получение услуг.

В рамках целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Современная социальная служба Югры» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 19.10.2010 №262-п, предусмотрено строительство новых объектов учреждений социального обслуживания населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, которое планируется с учетом потребности населения (наличие очереди на социальное обслуживание), территориально-географического расположения муниципальных образований автономного округа (с выделением зон обслуживания близлежащих территорий), транспортной схемы, особенностями социально-демографической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

При формировании перечня объектов строительства и реконструкции учреждений социального обслуживания в качестве одних из приоритетных в частности рассматривались следующие основания:

обеспечение доступности и качества социальных услуг жителям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

сокращение очереди на заселение в стационарные учреждения, за счет увеличения мощности (числа койко-мест) действующих учреждений социального обслуживания.

Основания для включения объекта в перечень объектов недвижимости, подлежащих капитальному ремонту, утверждены в Программе.

В рамках Программы предусмотрено:

1. Строительство, реконструкция, проведение проектно-изыскательских работ на 17 объектах подведомственных учреждений. По состоянию на 1 июля 2013 года:

завершены работы на 2 объектах (дом-интернат для престарелых и инвалидов «Уют в д. Шапша, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Бельчонок» в г. Лангепасе);

ведутся работы, в том числе проектно-изыскательские на 13 объектах (в разной степени готовности);

планируется начать в 2014-2015 годы проектно-изыскательские работы на 2 объектах (центр социальной адаптации граждан «Феникс» в г.Нижневартовске, комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта» в пгт. Октябрьское).

2. Капитальный ремонт 14 объектов подведомственных учреждений. По состоянию на 1 июля 2013 года:

завершены работы на 6 объектах;

ведутся работы, в том числе проектно-изыскательские на 8 объектах.

Государственными заказчиками по данным мероприятиям программы выступают Департамент по управлению государственным имуществом автономного округа, Департамент управления делами Губернатора автономного округа. При этом Депсоцразвития Югры в целях осуществления контроля за выполнением требований по обустройству на предмет доступности учреждений социального обслуживания для инвалидов и других маломобильных групп населения заключено соглашение с Ханты-Мансийской окружной общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» в рамках которого общественная организация принимает участие в согласовании проектно-сметной документации на объекты и реализации проектно-сметных решений.

2.1. улучшение финансового обеспечения сотрудников подведомственных учреждений.

С 1 января 2013 года заработная плата работников подведомственных учреждений была увеличена, проиндексирована окладная часть на 5,5%.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28.12.2012 №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при участии Депсоцразвития Югры разработан и утвержден Правительством автономного округа План мероприятий (Дорожной карты) «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2013 - 2018 годы)» (постановление Правительства автономного округа от 09.02.2013 № 37-п), которым предусмотрено поэтапное повышение заработной платы следующих работников:

социальных работников учреждений социального обслуживания в 2013 году - с 43,9% до 73,4%;

социальных работников медицинских учреждений в 2013 году - с 73,0% до 82,0%;

педагогических работников учреждений социального обслуживания в 2013 году - с 59,0% до 73,4%;

врачебного персонала учреждений социального обслуживания в 2013 году - с 71,5% до 129,7%;

среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) - в 2013 году с 51,8% до 82,0%;

младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) - в 2013 году с 34,6% до 56,0%;

педагогических работников государственных учреждений социальной защиты, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: в 2013 году - с 59,0% до 73,4%.

Во исполнение постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 234-п «Об увеличении фонда оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2013 году» увеличение фонда оплаты труда отдельным категориям работников учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры осуществлено с 1 апреля 2013 года.

3. Меры, предусматривающие внедрение в деятельность подведомственных учреждений информационных технологий, способствующих сокращению прямого контакта должностных лиц и граждан, а также обеспечивающих контроль за соблюдением действующего законодательства при оказании государственных услуг в режиме онлайн.

Сокращению прямого контакта должностных лиц и граждан способствуют реализованные в прикладном программном обеспечении Депсоцразвития Югры «Автоматизированная система обработки информации» (далее – ППО АСОИ) следующие функции:

- осуществление приема заявлений в электронном виде через многофункциональные центры, расположенные в населенных пунктах автономного округа, а также посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – Портал госуслуг) на все первоочередные услуги в сфере социальной защиты, В настоящее время Депсоцразвития Югры заключены соглашения о взаимодействии с шестью многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, созданными в муниципальных образованиях автономного округа. За 1 полугодие 2013 года за получением государственных услуг через многофункциональные центры обратилось 1472 человека (1% от общего количества оказанных услуг по округу), в том числе в г. Ханты-Мансийске, где многофункциональный центр открылся с сентября 2012 года – 1294 человека (10% от общего количества оказанных услуг). Вместе с тем, возможность получения государственных услуг в электронной форме через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» пока гражданами мало востребована: за 1 полугодие 2013 года через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» государственные услуги получили 72 человека (в 1 квартале - 20, во втором – 52). В целях информирования граждан о возможности получения государственных услуг в электронной форме во всех органах социальной защиты населения размещены информационные баннеры, а также проводится разъяснительная работа во время осуществления приема граждан. Однако учитывая категории граждан, получающих меры социальной поддержки, а также необходимость личного посещения специалиста после подачи заявления через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»  существенного роста количества услуг, предоставляемых в электронном виде, в ближайшее время не ожидается;

- направление запросов сведений с использованием 13 электронных сервисов федеральных органов власти и 10 электронных сервисов региональных органов власти и органов местного самоуправления с использованием системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) с целью получения необходимых для предоставления государственных услуг сведений (документов), находящихся в распоряжении этих органов власти. За первое полугодие 2013 года посредством подсистемы межведомственного взаимодействия направлено 23079 запросов, соответственно граждане были освобождены от такого количества взаимодействия с должностными лицами;

- осуществление в автоматическом режиме передачи сведений в соответствующие органы власти, предоставляющие государственные услуги в соответствии с сервисами, опубликованными в Реестре сведений (http://reestr.210fz.ru).

Все действия специалистов Департамента и КУ «Центр социальных выплат Югры» при предоставлении государственных услуг, в т.ч. в режиме онлайн, в обязательном порядке отражаются в информационной системе Департамента ППО АСОИ.

В 2011 году был выявлен факт неправомерного получения пособий государственным гражданским служащим Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району на основе фальсификации сведений в базе данных ППО АСОИ. Сотрудник осужден на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима. В пользу Депсоцразвития Югры присуждено к взысканию 4 369 503 рубля 76 копеек.

С целью недопущения подобных фактов в последующей деятельности приняты следующие меры:

проведен комплекс технических мероприятий, направленных на доработку и защиту электронных документов базы данных ППО АСОИ;

разработан комплекс мер, направленных на систематический, всесторонний контроль за начислением мер социальной поддержки, предусматривающий возложение на специалистов Департамента обязанности ежемесячно осуществлять выборочную проверку учетных записей программного обеспечения ППО АСОИ, содержащихся в базе, а также контроль со стороны Депсоцразвития Югры за новыми назначениями мер социальной поддержки, осуществляемыми специалистами КУ «Центр социальных выплат Югры» (из расчета 5 процентов новых назначений мер социальной поддержки в прошедший месяц).

В текущем году отделом внутреннего контроля КУ «Центр социальных выплат Югры» осуществлена проверка всех сотрудников Депсоцразвития Югры и их близких родственников на предмет правомерности назначения и выплаты мер социальной поддержки. В ходе проверки выявлен один факт получения сотрудником пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет после утраты права на его получение по причине не уведомления органов социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты. Сотрудником неправомерно полученное пособие в полном объеме возвращено в доход бюджета.

Использование ППО АСОИ во всех органах социальной защиты населения на территории автономного округа, объединение их в единое защищенное информационное пространство позволяет централизованно отслеживать обращения граждан, поступившие через Портал госуслуг и контролировать порядок действия специалистов при оказании государственных услуг.

4.    Меры информационного характера, направленные на повышение правовой культуры населения по направлению деятельности Депсоцразвития Югры.

На едином официальном сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на странице Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Государственные услуги» размещены административные регламенты предоставления государственных услуг. Данный раздел является одним из наиболее востребованных на сайте: с начала 2013 года количество посетителей раздела составило более 34 тысяч человек (7,5 % от общего числа посетителей).

В 2013 году в печатных изданиях опубликовано 2 разъяснительных материала по предоставлению государственных услуг (в 2012 году – 4 материала), размещено 5 новостных материалов на телевидении и радио.

В учреждениях социального обслуживания населения действует программа «Университет третьего возраста», включающая факультет «Правовые знания», занятия, которого направлены на повышение информированности граждан в области социально-правовых знаний, проведено 342 занятия, обучение прошли 859 граждан.

Правовое информирование граждан осуществляется так же при рассмотрении обращений граждан письменно и на личном приеме.

В соответствии с графиком выездов руководителей Депсоцразвития Югры за истекший период 2013 года осуществлено 58 встреч с населением.

Специалистами Депсоцразвития Югры за 1 полугодие 2013 года даны ответы на 832 обращения граждан. В тематике обращений приоритетными являются вопросы социального обеспечения:

- предоставление мер социальной поддержки – 35,6%;

- оказание единовременной материальной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации, несогласие с отказом в выделении единовременной материальной помощи – 15,7%;

- присвоение почетных званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» - 8,6%.

Также поступили:

3 жалобы на действия сотрудников социальных служб (жалобы признаны необоснованными).

          При выявлении в ходе рассмотрения обращений и жалоб, нарушений действующего законодательства, не правильного применения норм права, Депсоцразвития Югры направляются методические письма во все органы социальной защиты с разъяснением порядка применения нормативных правовых актов. Ежеквартально готовится анализ обращений граждан и рассматривается на аппаратных совещаниях при директоре Департамента с последующим принятием управленческих решений.

5. Меры профилактического характера, реализуемые в подведомственных учреждениях:

проведение профилактических бесед и семинаров с работниками учреждений; ознакомление их с российскими и международными этическими документами, мерой ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Вопросы противодействия коррупции, в том числе «бытовой» рассматривались на коллегии Депсоцразвития Югры, а также на семинарах, проведенных в мае 2013 года:

для лиц, ответственных за противодействие коррупции Управлений социальной защиты населения;

для директоров подведомственных учреждений и специалистов по кадрам, занимающихся вопросами трудовых отношений.

В 2013 году с сотрудниками подведомственных учреждений проведено изучение письма Минтруда России «Обзор рекомендации по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложения дачи взятки, либо как согласие принять взятку, или как просьба о взятке».

Также в коллективах подведомственных учреждений во втором квартале 2013 года прошло обсуждение проекта Типового кодекса этики и служебного поведения работников органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания субъектов Российской Федерации, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в том числе и по мерам ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Данные меры способствовали тому, что в 2013 году акты прокурорского реагирования о нарушении прав граждан при оказании государственных услуг не поступали.

6. Организационные меры, усиление контрольных функций руководства учреждений.

По состоянию на 1 июля 2013 года системой видеонаблюдения оснащены 46 учреждений, или 92 % от общего числа учреждений с массовым пребыванием граждан. В 4 учреждениях система видеонаблюдения будет установлена до 01.07.2014 года.

Кроме того, приказом Депсоцразвития Югры от 04.07.2013 № 429-р начальникам управлений социальной защиты населения и директорам подведомственных учреждений поручено в срок до 15.12.2013 установить системы видеонаблюдения в служебных помещениях, где осуществляется прием граждан. На сегодняшний день системы видеонаблюдения в помещениях для приема граждан установлены уже в 13 учреждениях. Данные мероприятия направлены на предотвращение возможности коррупционного поведения со стороны специалистов, оказывающих государственные услуги, а также неукоснительное соблюдение этических норм при общении с гражданами.

В рамках реализации дорожной карты приказом Депсоцразвития Югры от 31.05.2013 № 350-р утвержден план мероприятий по повышению кадрового потенциала работников подведомственных учреждений на среднесрочную перспективу 2013-2015 годы, включающий в себя в том числе проведение мероприятий, направленных на формирование резерва управленческих кадров для замещения руководящих должностей в подведомственных учреждениях (заместителей директора, начальников отделений). Предполагается разработка и принятие положения о порядке формирования резерва управленческих кадров, предусматривающие формирование резерва на конкурсной основе с привлечением членов попечительских советов, созданных во всех подведомственных  учреждениях, а также представителей общественных организаций.

7. Оценка качества услуг, предоставляемых гражданам, подведомственными учреждениями.

В КУ «Центр социальных выплат Югры» при подаче документов, получении решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги заявителю выдается карточка с вопросами, оценивающими качество предоставления государственной услуги. Отзывы ежемесячно оцениваются и по результатам принимаются решения о необходимых изменениях в работе с заявителями.

В учреждениях социального обслуживания проводятся анкетирование клиентов посредством карт качества, имеются книги отзывов и предложений, руководители учреждений ведут приемы граждан по личным вопросам.

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определен уполномоченным органом по организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания).

В настоящее время Депсоцразвития Югры проводится организационная работа по введению независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г.
№ 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», предусматривающим  проведение оценки качества работы учреждений на основе изучения общественного мнения, результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, полученных от общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, а также созданных общественных советов.

Приказом Депсоцразвития Югры от 24.05.2013 № 342-р утвержден состав Общественного совета при Депсоцразвития Югры, в полномочия которого входит организация работы по формированию независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих государственные услуги в сфере социального обслуживания населения.

16 июля 2013 года состоялось заседание Общественного совета при Депсоцразвития Югры на котором были утверждены перечень учреждений для проведения независимой оценки качества работы, порядок проведения независимой оценки, критерии эффективности работы государственных учреждений.

Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Опубликовано: 04.04.2016 12:03        Обновлено: 04.04.2016 12:03