Размер:
Цвет:

Минулин Кирилл Равильевич – руководитель Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Руководитель Службы жилищного и строительного надзора

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Минулин Кирилл Равильевич

О состоянии работы и мерах по повышению результативности противодействия коррупции в сфере ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе.

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является органом исполнительной власти автономного округа, осуществляющим контроль в сфере   жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности и энергосбережения.

В рамках своей компетенции Службой при осуществлении контрольных мероприятий (как плановых, так и внеплановых) зачастую выявляются нарушения обязательных требований законодательства, в том числе, которые можно отнести к нарушениям коррупционной направленности.

В соответствии с требованиями ст.20 Жилищного Кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» деятельность Службы   направленна на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к:

- использованию и сохранности жилищного фонда  (в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию);

использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

формированию фондов капитального ремонта.

Кроме того, Служба осуществляет надзор за созданием и деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.  

В настоящее время отсутствует перечень противоправных деяний в сфере ЖКХ, являющихся коррупционными,  учитывая разъяснения Генеральной прокуратуры Российской Федерации №387-11 от 11.09.2013 года, к преступлениям коррупционной направленности   относятся противоправные деяния, имеющие следующие признаки:

 связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц).

 Таким образом, при осуществлении жилищного надзора должностными лицами Службы выявляются по мнению Службы следующие нарушения коррупционной направленности:  

- при проведении общих собраний собственников многоквартирного дома по выбору управляющей организации допускается фальсификация подписей некоторых собственников;

-  неправомерное начисление коммунальных услуг;

- нарушение требований по созданию Товариществ собственников жилья;

- замещение председателем товарищества жилья должности руководителя подрядной организации, оказывающей услуги по оказанию услуг и   выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

-иные нарушения.

Квалификация противоправных деяний не относится к полномочиям Службы и при выявлении нарушений не входящих в компетенцию Службы, информация направляется по подведомственности в правоохранительные органы или в органы прокуратуры.

В последнее время Служба тесно взаимодействует в органами прокуратуры г. Пыть-Яха.

В рамках своей компетенции Служба  выдает предписания на устранение выявленных нарушений,  в случаях, предусмотренных  часть 6 статьи 20 Жилищного кодекса, обращается в суд:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований  Жилищного Кодекса;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава   товарищества или  кооператива, внесенных в устав   товарищества или  кооператива изменений требованиям  Жилищного Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания   товарищества или   кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований  Жилищного кодекса   о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

В июне –июле 2014 года на Службу дополнительно возложены полномочия по обращению в суд

4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.

 Если выявленные нарушения не относятся к компетенции Службы (например, фальсификация подписей при проведении общих собраний), материалы проверок направляются в  правоохранительные органы или органы прокуратуры для внесения мер прокурорского реагирования. 

 О мерах по повышению результативности противодействия коррупции в сфере ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе.

         В  качестве  превентивных мер противодействия коррупции в сфере ЖКХ поднадзорными Службе лицами Службой размещаются на официальном сайте органов исполнительной власти следующая информация:

   - изменения в законодательстве;

  - судебные решения участниками, которых является Служба;

   -информация  о проведенных проверках, выявленных нарушениях;

   - иная информация, которая может быть полезной для управляющих компаний, ТСЖ, жилищно-строительных кооперативов.

       В целях предотвращения нарушений, а также ликвидации последствий выявленных нарушений Служба тесно взаимодействует с  территориальными органами прокуратуры,  а также правоохранительными органами.

        По информации, предоставленной Службой в Нефтеюганскую прокуратуру по иску Нефтеюганского прокурора в 2013 году (в то время у Службы отсутствовали полномочия по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц) был произведен перерасчет гражданам, с которых ОАО «ЮТЭК-Нефтеюганск» в нарушение законодательства взимало плату за поставляемую электроэнергию по завышенным ценам.

       В связи с большим количеством обращений  граждан о нарушении прав в сфере ЖКХ, в городах Сургуте, Нижневартовске и Нефтеюганске прокуратурой округа совместно с представителями Службы организована работа выездных приемных.

        Действенными мерами по предотвращению коррупции в сфере ЖКХ  должно быть  разработанный план мероприятий в каждой организации по предупреждению коррупции   в порядке, предусмотренной статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (вступили в силу 8.04.2013) в котором должно быть предусмотрено:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

          В рамках осуществления плановых проверок Служба может  выяснить о наличии или отсутствии    мероприятий по   предупреждению коррупции  в организациях, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами,  и в случае их (мероприятий) отсутствия предоставить информацию органам прокуратуры.

Опубликовано: 04.04.2016 11:22        Обновлено: 04.04.2016 11:22