Размер:
Цвет:

Шумакова Елена Витальевна – директор Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Директор Департамента общественных и внешних связей

 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Шумакова Елена Витальевна

О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с гражданским обществом в сфере антикоррупционной деятельности, общественного контроля за реализацией государственной политики по противодействию коррупции

Органы власти автономного округа любого уровня заинтересованы в активном гражданском участии, эффективном общественном контроле как инструменте борьбы с коррупцией, акцентируя внимание на необходимости формирования нетерпимого отношения к коррупции у каждого гражданина.

Основой взаимодействия в деле противодействия коррупции является максимальная открытость органов власти, помноженная на заинтересованность общества в решении проблемы. Для обеспечения эффективного взаимодействия создана правовая основа - на федеральном уровне принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в автономном округе -  окружной закон от 19 ноября 2014 года № 96-оз «Об общественном контроле в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановление Губернатора автономного округа от 25 декабря 2014 года № 142-п «О порядке образования общественных советов и типовом положении об общественном совете при исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Во исполнение этих нормативных правовых актов и в соответствии с ними обеспечено участие представителей общественных организаций в заседаниях коллегиальных органов, созданных при органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе в заседаниях Общественных советов, межведомственных Советов по противодействию коррупции, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих автономного округа и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий, конкурсных комиссий на замещение вакантных должностей и формированию кадрового резерва; приведены в соответствие с законодательством об общественном контроле составы муниципальных общественных советов. Общественные советы и иные представители общественности  участвуют в проведении мониторинга правоприменения и антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, в рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Совместно с Департаментом государственной гражданской службы и Общественной палатой Югры 22 октября 2015 года проведен первый региональный семинар-совещание с участием представителей общественных советов «Общественный контроль в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре как инструмент противодействия коррупции». Организация видеоконференцсвязи с подключением студий 22 муниципальных образований автономного округа позволила привлечь к участию в семинаре более 250 представителей общественных советов при исполнительных органах государственной власти автономного округа, муниципальных общественных советов, а также советов, созданных при территориальных органах федеральных органов государственной власти в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В рамках IV окружной социальной Ярмарки некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоялось открытое пленарное заседание Общественной палаты Югры «Роль общественных советов муниципальных образований в организации общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления», в котором приняли участие порядка 150 человек – представители некоммерческих организаций, члены Общественной палаты Югры, представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, члены общественных советов.

Проводятся «прямые линии» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности органов власти.

С мая 2014 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре действует Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», основным направлением работы которого является оперативное рассмотрение обращений предпринимателей в связи с нарушением их прав, а также аналитическая, информационная и законотворческая деятельность, направленная на улучшение инвестиционного климата в автономном округе.  

Одним из направлений взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции является создание системы стимулов для активного участия общественности в решении задач в сфере противодействия коррупции. Департамент общественных и внешних связей автономного округа в целях реализации мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» оказывает финансовую поддержку некоммерческим организациям, осуществляющим социально ориентированную деятельность. В феврале 2013 года Закон автономного округа от 16.12.2010 № 229-оз «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в соответствии с федеральным законодательством был дополнен новым видом социально ориентированной деятельности НКО, направленной на формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Однако это направление социально ориентированной деятельности за период предоставления субсидий в 2013-2014 году НКО не заинтересовало. Единственный заявленный в 2015 году на конкурс проект, направленный на формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, не был поддержан конкурсной комиссией, т.к. основная цель проекта была направлена на материально-техническое обеспечение НКО.

Учитывая, что размер субсидии может достигать 1 млн. рублей для одного проекта, такая ситуация наводит на мысль об отсутствии интереса активной общественности к проблеме коррупции и как следствие отсутствие заинтересованности в противодействии ей.

По сути этот тезис подтверждают результаты социологического исследования, полученные Департаментом общественных и внешних связей автономного округа в августе 2015 года. Комплекс результатов, к сожалению, указывает на сохранение в обществе индифферентного отношения к коррупционной проблематике, обнаруживая оценку всей проделанной органами власти работе в этом направлении.

Результаты мониторинга не претерпевают значительных структурных изменений в динамике. Как и в предыдущие периоды опросов (а данное исследование проводится в формате мониторинга, начиная с 2009 года), упоминание коррупции в списке злободневных проблем встречает полное равнодушие респондентов.

При этом значительно, почти вдвое, сократилась когорта считающих, что взятки – это необходимая часть нашей жизни, без них ничего не решить (9,3%).

Как и ранее, наиболее успешными проектами власти в деле борьбы с коррупцией граждане считают МФЦ и услуги в электронном виде, хуже всего оцениваются усилия, связанные с организацией государственных закупок на конкурсных условиях (государственный заказ).

А вот информированность об антикоррупционной деятельности органов власти различного уровня у граждан очень низкая, и этот показатель стабильно ухудшается из года в год.

Скорее всего, именно такое состояние общества и является нормальным, когда коррупция не омрачает текущей жизнедеятельности населения, более того, о ней даже не вспоминают. Вместе с тем, это не отменяет необходимость качественного информирования граждан об их правах и возможностях в случае возникновения коррупциогенных рисков и во избежание спекуляций в контексте данной темы, в связи с чем предлагается Департаменту государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа совместно с Департаментом общественных и внешних связей автономного округа, Департаментом внутренней политики автономного округа организовывать систематические мероприятия по повышению информированности лидеров общественного мнения, руководителей общественных организаций, председателей общественных советов об антикоррупционной деятельности органов власти, а также о правах и ответственности граждан.

 

Опубликовано: 04.04.2016 11:15        Обновлено: 04.04.2016 11:15