Размер:
Цвет:

Доклад Фильчак З.П.

Выступление Фильчак З.П.

на совещании с руководителями и специалистами

подразделений по вопросам государственной гражданской службы

и кадров органов государственной власти

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от 28.02.2018

 

 

Организация деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по приему

и анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими в 2018 году

(за отчетный 2017 год)

 

Обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи (далее – сведения о доходах и расходах) возложена на государственных служащих статьями 8, 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также статьями 20, 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Хотелось бы отметить, что, прежде всего, обязанность предоставлять достоверные и полные сведения о доходах и расходах возложена на самого государственного служащего.

В соответствии с ч. 9 ст. 8, ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 6.1 ст. 20, ч. 3 ст. 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения гражданского служащего с гражданской службы.

Прежде чем обсуждать организацию работы по представлению служащими сведений о доходах в 2018 году, необходимо отметить следующее.

В 2017 году в Югре сведения о доходах и расходах за 2016 год представили 1 792 государственных гражданских служащих органов государственной власти автономного округа. Обязанность по представлению служащими сведений о доходах и расходах выполнена на 100%.

По информации, представленной кадровыми подразделениями органов государственной власти автономного округа, всего за 2017 было проведено 100 проверок достоверности и полноты представленных служащими сведений о доходах.

В 48 случаях факты представления служащим недостоверных, неполных сведений подтвердились. Результаты проверок рассмотрены на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

По результатам рассмотрения комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов материалов проверок по фактам представления служащими недостоверных сведений о доходах, в отношении 19 государственных гражданских служащих вынесены решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. Так, 15 служащим объявлено замечание, 4-выговор.

 

Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа проанализированы копии протоколов заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, поступившие в 2017 году из органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, в том числе по рассмотрению вопросам представления служащими недостоверных сведений о доходах.

Также изучены поступившие из органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления копии представлений прокуратуры о нарушении антикоррупционного законодательства в части предоставления недостоверных сведений о доходах.

По результатам анализа вышеназванных копий протоколов, копий представлений выявлены следующие типичные нарушения, касающиеся заполнения формы справки о доходах, а также предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах:

титульный лист

- не указан адрес фактического проживания;

- не указан адрес регистрации;

- не полностью заполнены сведения на членов семьи (дата рождения, данные паспорта или свидетельства о рождении ребенка, адрес регистрации).

в разделе 1 «Сведения о доходах»:

- не указан доход от продажи квартир, транспортных средств, иного имущества.

- не указан доход от вкладов в банках.

необходимо запрашивать в банках информацию об остатке задолженности и начисленных процентах по каждому счету, поскольку в данной строке подлежит не только доход непосредственно от вкладов в банках и иных кредитных учреждениях, но и по иным счетам, в том числе «зарплатным», в зависимости от условий открытия конкретного счета

- доходы, полученные по предыдущему месту работы, не указаны полностью либо не в полном размере;

с целью недопущения подобных нарушений служащим рекомендуется получить во всех организациях, в которых он работал в отчетном году, справки 2-НДФЛ о начислениях по состоянию на 31.12.2017.

- неполные сведения о доходе по основному месту работы.

основной причиной, по которой данное нарушение допускается, является указание полученного дохода за вычетом удержанного налога.

- доходы, полученные от иной оплачиваемой деятельности;

- доходы, полученные от сдачи имущества в аренду;

- поощрения от органов государственной власти и местного самоуправления (выплаты к праздничным, знаменательным датам, в связи с получением награды округа)

сумма поощрения подлежит отражению в справке также с учетом отчисленного налога, а не полученная на руки. Подобные поощрения в справке 2-НДФЛ не отражаются.

в разделе 2 «Сведения о расходах»

При заполнении данного раздела выявлены следующие нарушения:

- непредставление сведений о расходах при наличии оснований;

сведения о расходах в Разделе 2 в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» предоставляются по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

- неуказание полных сведений об источниках получения средств;

При заполнении данного раздела необходимо указывать все источники, за счет которых приобретено имущество, подтверждающих полную сумму сделки (сделок).

При этом следует указывать наименование источника получения средств и размер полученного дохода по каждому из источников.

В случае, если источником средств для совершения сделки послужили денежные средства, полученные в качестве кредита в банке и их сумма равна или свыше 500 тыс. рублей, необходимо данные сведения отразить в Разделе 6.2 «Обязательства финансового характера».

В случае, если источником средств для совершения сделки послужили денежные средства, полученные в дар от родственников, данные сведения должны найти отражение в Разделе 1 «Сведения о доходах» в строке «Иные доходы».

- неуказание наименования и реквизитов документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности;

- к справкам не приложены документы о совершении сделки;

- неуказание в качестве дохода денежных средств, использованных в качестве источника приобретения имущества.

Обращаю внимание, что согласно п.60 Методических рекомендаций заполнение данного раздела при отсутствии оснований для заполнения не является нарушением.

 

в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество»:

- сокрыты сведения о нахождении в собственности квартир, земельных участков, гаражей, нежилых строений, в т.ч. расположенных в других субъектах РФ

При заполнении данного Подраздела указываются все объекты недвижимости, принадлежащие служащему, члену его семьи на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы.

- не отражены сведения об основаниях приобретения в собственность жилых помещений.

в подразделе 3.2 «Транспортные средства»:

- не отражены сведения о наличии в собственности у служащих или их супругов служащих транспортных средств, в том числе автомобильных прицепов.

Если транспортное средство по состоянию на отчетную дату (31 декабря) было зарегистрировано на служащего, или на супруга(супругу), то его следует отразить данном подразделе справки.

в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:

В данном разделе прокурорами выявлялись случаи неуказания служащими всех счетов, открытых на свое имя.

в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании»:

Наиболее распространенными нарушениями при заполнении данного раздела являются:

- неуказание у детей и супругов квартир, в которых они фактически проживают, и находящиеся в собственности одного из супругов;

- неуказание в пользовании жилых помещений, в которых служащий, члены его семьи зарегистрированы по месту жительства либо по месту пребывания.

 

в подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера»:

- неуказание служащим договора долевого участия в строительстве.

В данном подразделе необходимо указывать каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 тыс. рублей, кредитором или должником по которым является служащий, его супруг (супруга), несовершеннолетний ребенок.

 

В большинстве случаев нарушения, допущенные служащими, свидетельствовали о невнимательности служащих при заполнении формы справок, халатном отношении к сбору информации, подтверждающей сведения, вносимые в справку.

В настоящее время кампания по представлению служащими сведений о доходах уже начата, но считаю необходимым напомнить следующее.

С целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах в 2018 году (за отчетный 2017 год). Данные рекомендации размещены на сайте Минтруда России, а также на сайте Депгосслужбы Югры. С каждым годом Методические рекомендации по представлению сведений о доходах совершенствуются.

Так, обращаю ваше внимание, что при оформлении формы справки о доходах за 2017 год рекомендуется на титульном листе справки указывать фамилию, имя и отчество служащего, его супруги, ребенка в именительном падеже.

Прошу внимательно изучить пункт 55 Методических рекомендаций, разъясняющий, какие доходы необходимо отражать в строке «иные доходы».

Также в пункте 57 Методических рекомендаций с учетом целей антикоррупционного законодательства указаны сведения о денежных средствах, получение которых не отражается в «иных доходах». Необходимо строго придерживаться данного перечня и не указывать в справке «излишнюю» информацию об иных доходах.

С 2017 года справка о доходах дополнена новым разделом 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки». Методическими рекомендациями разъясняется, что безвозмездной признается сделка, по которой одна сторона (служащий, его супруга, несовершеннолетний ребенок) обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. К безвозмездной сделке можно отнести и договор дарения. В связи с чем, в данном разделе необходимо указывать сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, переданных другой стороне в результате такой сделки, а также, например, сведения об утилизации автомобиля.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 на должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе и за прием у служащих сведений о доходах, возложена функция по проведение анализа сведений о доходах.

Первичный анализ сведений о доходах проводится при представлении служащим сведений, при этом проверяется:

-правильность оформления сведений в соответствии с установленной формой, а также полнота заполнения всех реквизитов, проставление всех подписей;

-соответствие информации, содержащейся в справке Методическим рекомендациям Минтруда России по вопросам представления сведений о доходах.

О возможной недостоверности или неполноте отражения информации в справке может свидетельствовать проставление в графах справки округленных величин дохода, размеров площади недвижимого имущества, указание неполных адресов объектов недвижимости, кредитных организаций, отсутствие реквизитов кредитных договоров, договоров аренды и т.п.

По результатам первичного анализа служащему предлагается дать пояснения о достоверности указанной информации и представить подтверждающие документы. При необходимости справка возвращается служащему для устранения недостатков. По окончанию срока, установленного для сдачи сведений о доходах (30 апреля) проверяется, все ли служащие представили сведения о доходах.

В целях оказания методологической помощи подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) при приеме и анализе сведений о доходах Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные рекомендации поступили во все исполнительные органы государственной власти автономного округа (вх.№ 01-Вх-25735), также они размещены на официальном сайте Минтруда России и сайте Депгосслужбы Югры.

Дополнительно  информирую о письме Минтруда России от 09.02.2018   № 18-2/10/3-877, поступившем в адрес Аппарата губернатора автономного округа  (вх. № 01-Вх-2856 от 19.02.2018), с разъяснением понятия «иностранные финансовые инструменты». Согласно статье 2 закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» под страхованием пронимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных средств, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за  счет иных средств страховщиков. Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховую премию (страховой взнос) в установленные договором сроки. В итоге по разъяснению делается вывод, что заключение договоров инвестиционного страхования жизни лицами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ, не приводит к нарушению запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В связи с вышеизложенным Депгослужбы Югры предлагает:

- Методические рекомендации Минтруда России по представлению сведений о доходах, по проведению анализа представленных сведений о дохода необходимо изучить лицам, ответственным за прием сведений о доходах и проведение анализа этих сведений.

- с указанными рекомендациями ознакомить служащих, представляющих сведения о

- в целях исключения (минимизации) ошибок, допускаемых служащими при заполнении формы справки о доходах, рекомендуется провести со служащими, представляющими сведения о доходах, занятия (тренинги) по заполнению форм справок, по освещению нарушений, допускаемых служащими при заполнении форм справок, про ответственность за представление недостоверных сведений о доходах.

- в целях организации своевременного представления служащими сведений о доходах в органе государственной власти рекомендуется назначить должностное лицо, ответственное за прием сведений о доходах, составить график сдачи служащими сведений о доходах. Сведения об ответственном лице направить в адрес Депгосслужбы Югры для организации оперативного обмена информации о ходе представления служащими органов государственной власти Югры сведений о доходах за 2017 год

Опубликовано: 01.03.2018 12:24        Обновлено: 02.03.2018 11:44