Размер:
Цвет:

Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ















Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы



Версия 3.0










Москва, 2016


Содержание



Введение


Основные понятия и определения


1. Описание системы квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы


2. Базовые квалификационные требования……………..…………………12


2.1   Требования к уровню профессионального образования


2.2. Требования к продолжительности стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки


2.3. Требования к базовым знаниям и умениям


3. Профессионально-функциональные квалификационные требования в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего


3.1 Требования к специальностям (направлениям подготовки)


3.2 Подходы к исчислению стажа работы по специальности, направлению подготовки


3.3. Требования к профессиональным знаниям и умениям


3.4. Требования к функциональным знаниям и умениям.…...…...……24


4. Организация работы по определению квалификационных требований и формированию справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих..…..........…………………….....


5. Организация работы по уточнению положений должностного регламента, посвященных квалификационным требованиям, и его утверждению


Приложение № 1. Форма «Профессиональные квалификационные требования в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего» и рекомендации по определению профессиональных квалификационных требований в соответствии с указанной формой


Приложение № 2. Пример заполнения формы «Профессиональные квалификационные требования в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего»……………………………………………….……38


Приложение № 3. Рекомендуемая структура положений должностного регламента, посвященных квалификационным требованиям


Приложение № 4. Пример положений должностного регламента, посвященных квалификационным требованиям ………………..………..49











































Введение





Эффективное государственное управление возможно при условии качественного исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы, кадрами, обладающими необходимой квалификацией.


Обеспечение поступления на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) компетентных граждан требует разработки, внедрения и поддержания в актуальном состоянии в государственном органе системы квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы (далее – квалификационные требования), включающей ориентированные на цели и задачи государственного органа требования к профессиональному образованию, знаниям и умениям, в том числе умениям, свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств.


В целях создания и обеспечения функционирования на гражданской службе системы квалификационных требований, отвечающей указанным целям, и в рамках практической реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) в редакции Федерального закона от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 224-ФЗ) Минтруду России совместно с государственными органами необходимо сформировать справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее – справочник, область деятельности, вид деятельности, гражданские служащие).


Для организации указанной работы Минтрудом России подготовлена обновленная версия 3.0 Методического инструментария по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (далее – Методический инструментарий).


Квалификационные требования, разработанные в соответствии с подходами, содержащимися в Методическом инструментарии, войдут в состав справочника.


Методический инструментарий также является руководством для подготовки разделов должностных регламентов гражданских служащих, содержащих квалификационные требования.


Наряду с повышением качества отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы внедрение системы квалификационных требований в соответствии с Методическим инструментарием позволит повысить эффективность иных кадровых технологий, включая профессиональное развитие гражданских служащих.


Соблюдение государственными органами унифицированного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе и расширит перспективы должностного роста гражданских служащих.


Расширение осведомленности граждан Российской Федерации о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской службы и создаст предпосылки для формирования у них более широкого понимания потенциальных возможностей для замещения определенных должностей гражданской службы.



Основные понятия и определения




Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы (квалификационные               требования) – требования к уровню и специальности (направлению подготовки) профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, включая умения, свидетельствующие о наличии профессиональных и личностных качеств.


Базовые квалификационные требования – требования для замещения должности гражданской службы вне зависимости от области и вида деятельности.


Базовые квалификационные требования включают требования к:


- уровню профессионального образования;


- продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;


- знаниям и умениям вне зависимости от области и вида деятельности:


·       знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);


·       знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;


·       знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий;


- умениям, свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств.


Профессионально - функциональные квалификационные требования – требования для замещения должности гражданской службы в зависимости от области и вида деятельности и с учетом функциональных обязанностей.


Профессионально - функциональные квалификационные требования включают профессиональные квалификационные требования и функциональные квалификационные требования.


Профессиональные квалификационные требования – требования к специальности (направлению подготовки), стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей в рамках области и вида деятельности.


Функциональные квалификационные требования – требования к знаниям и умениям в зависимости от функциональных обязанностей, реализуемых в рамках области и вида деятельности (нормативно - правовое регулирование и выработка государственной политики, контрольно-надзорная деятельность, предоставление государственных услуг и т.д.) (далее – требования к функциональным знаниям и умениям).


Область профессиональной служебной деятельности (область деятельности) – отраслевая сфера экономики или управления, в рамках которой гражданским служащим осуществляется исполнение должностных обязанностей в соответствии с целями, задачами, полномочиями и функциями государственного органа в целом и определенного структурного подразделения (например, области деятельности «Антимонопольное регулирование», «Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность» и т.д.).


Вид профессиональной служебной деятельности (вид деятельности) – специализация в рамках области деятельности, в соответствии с которой гражданские служащие исполняют должностные обязанности в локализованном структурном подразделении государственного органа (например, вид деятельности «Контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе» в рамках направления деятельности «Антимонопольное регулирование»).


Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности[1].


Уровень профессионального образования – завершенный цикл профессионального образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований[2].


Уровнями профессионального образования являются[3]:


среднее профессиональное образование;


высшее образование – бакалавриат;


высшее образование – специалитет, магистратура;


высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.


Дополнительное профессиональное образование – профессиональное образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в форме повышения квалификации, профессиональной переподготовки[4].


Специальность – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач[5].


Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности[6].


Стаж работы по специальности, направлению подготовки – периоды трудовой или профессиональной служебной деятельности на должностях служащих[7], государственных или муниципальных должностях, должностях государственной или муниципальной службы, в течение которых применялись и совершенствовались знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в ходе профессионального образования, которое должен иметь в соответствии с должностным регламентом гражданин Российской Федерации, претендующий на замещение должности гражданской службы (далее – гражданин) (гражданский служащий) (в случае, если представителем нанимателя установлены требования к специальности (направлению подготовки)).


Знания – совокупность правовых, организационных, технических и иных знаний, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.


Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и включают в себя процессы мышления[8]. В этой связи умения представляют собой осмысленные физико-технические действия человека, направленные на достижение определенной цели или выполнение конкретной задачи.


К умениям, включенным в состав базовых квалификационных требований, относятся умения в области информационно-коммуникационных технологий, а также общие и управленческие умения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств.


Общие умения – умения, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы всех категорий и групп.


Управленческие умения умения, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы категории «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иным должностям, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) государственного органа или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) государственного органа или проектных(ой) групп(ы).


Профессиональные качества проявляемые в поведении гражданского служащего характеристики, отражающие единство его стремлений, способностей, знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.


Личностные качества – индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы. Совокупность личностных качеств гражданского служащего проявляется в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества.




1. Описание системы квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы



В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.


Содержащиеся в Методическом инструментарии подходы к установлению квалификационных требований определены в развитие положений статей 12 и 47, других положений Федерального закона № 79-ФЗ, а также Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ № 1131).


В связи с необходимостью реализации положений части 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающих определение квалификационных требований с учетом области и вида деятельности, возникает потребность в разделении квалификационных требований на базовые и профессионально-функциональные квалификационные требования.


Применение государственными органами Методического инструментария позволяет сформировать разделы справочника, посвященные квалификационным требованиям в конкретных государственных органах, а также разработать должностные регламенты, включающие детализированные квалификационные требования.


Базовые квалификационные требования подразделяются на:


·                требования к уровню профессионального образования;


·                требования к продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;


·                требования к базовым знаниям и умениям (вне зависимости от областей и видов деятельности):


§ требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);


§ требования к знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;


§ требования к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий;


§ требования к общим и управленческим умениям, свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств.


Базовые квалификационные требования рекомендуется устанавливать в соответствии с подходами, изложенными во втором разделе Методического инструментария «Базовые квалификационные требования».


Профессионально-функциональные квалификационные требования включают:


- профессиональные квалификационные требования по областям и видам деятельности:


·        требования к специальности (направлению подготовки);


·        требования к стажу работы по специальности, направлению подготовки, соответствующим области и виду деятельности;


·        требования к профессиональным знаниям, включая знание законодательства Российской Федерации и иные знания, и профессиональным умениям, соответствующим области и виду деятельности;


- функциональные квалификационные требования:


·        требования к функциональным знаниям и умениям.


В состав справочника включаются:


требования к базовым знаниям и умениям;


классифицированные по областям и видам деятельности требования к специальностям (направлениям подготовки), требования к профессиональным знаниям и умениям;


требования к функциональным знаниям и умениям.


          Должностные регламенты формируются на основе обозначенных квалификационных требований с использованием информации, содержащейся в справочнике.


В целях формирования справочника на основе предложений государственных органов на гражданской службе выделено более 30 областей деятельности федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Области и виды деятельности при необходимости могут быть уточнены. В этом случае федеральному государственному органу или уполномоченному государственному органу субъекта Российской Федерации необходимо направить в Минтруд России обоснованные предложения о внесении изменений в перечни областей и видов деятельности.


Профессиональные квалификационные требования рекомендуется разрабатывать профильным структурным подразделениям государственного органа с участием кадровой службы государственного органа в соответствии с подходами, изложенными в третьем разделе Методического инструментария.


Справочник станет единой базой квалификационных требований, классифицированных по областям и видам деятельности, рекомендуемой для использования кадровыми службами государственных органов в целях определения в должностных регламентах базовых и профессионально-функциональных квалификационных требований.


Система квалификационных требований отражена на схеме 1.


Схема 1



2.             Базовые квалификационные требования







2.1.            Требования к уровню профессионального образования










Должностям гражданской службы разных категорий и групп соответствуют отличающиеся по степени сложности и уровню ответственности задачи из различных профессиональных областей, решение которых требует наличия у гражданских служащих системных знаний.


Указанные знания приобретаются в ходе получения профессионального образования, а также закрепляются на практике и совершенствуются в процессе последующей трудовой или профессиональной служебной деятельности.


Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:


среднее профессиональное образование;


высшее образование – бакалавриат;


высшее образование – специалитет, магистратура;


высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.


Требования к уровню профессионального образования в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ входят в число квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.


Частью 3 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в числе квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы предусматривается наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.


Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы в соответствии с частью 4 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ обязательно наличие высшего образования. В этой связи претендовать на замещение указанных должностей гражданской службы вправе граждане, получившие высшее образование не ниже уровня бакалавриата, при условии соответствия иным квалификационным требованиям.


Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.


Требования к минимальному уровню профессионального образования в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы содержатся в Таблице 1.







[1] Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


[2] Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


[3] Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


[4] Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


[5] Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г.                  № 276-ст.


[6] Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


[7] Должности служащих содержатся в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, предусмотренном статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации.


[8] Педагогический энциклопедический словарь Бим-Бад Б.М., Москва, 2002. С. 295





Опубликовано: 28.02.2017 16:56        Обновлено: 19.11.2017 20:22