Размер:
Цвет:

Актуальные вопросы проведения проверочных мероприятий в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу в органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры





Докладчик

Ковалева Анна Дмитриевна -

начальник отдела муниципальной службы

Управления государственной гражданской

и муниципальной службы Департамента

государственной гражданской службы и кадровой политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры



Актуальные вопросы проведения проверочных мероприятий

в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу в органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п. 11) кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» проведение проверки в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, является одной из основных мер по профилактике коррупции.

Для лиц, поступающих на муниципальную службу и муниципальных служащих действующим законодательством установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, а в случае непредставления или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, таким образом, назначение гражданина на муниципальную службу является тем объективным критерием, которым обусловлена проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданином при назначении на должность.

Объектами проверки являются:

  • персональные данные гражданина и иные сведения, предоставляемые гражданином при поступлении на муниципальную службу;

  • сведения, необходимые для оформления допуска к государственной тайне;

  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

  • сведения о соблюдении ограничений и запретов (ст. 12–13);

  • сведения об адресах сайтах, на которых гражданином размещалась общедоступная информация.

Проверочные мероприятия осуществляются в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности муниципальной службы, и должны проводиться до назначения на должность муниципальной службы.


ОБРАТИТЕ особое внимание! Все назначаемые проверки должны проводится в соответствии с Порядком проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в автономном округе, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими автономного округа, замещающими указанные должности, и соблюдения муниципальными служащими автономного округа требований к служебному поведению, утвержденным постановление Губернатора автономного округа от 28.05.2012 № 82 (ред. от 05.12.2017).

Перечень документов, которые обязан представить гражданин, поступающий на муниципальную службу, установлен статьей 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При этом в соответствии с 11 пунктом указанной статьи гражданин также представляет иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Таким образом, предусмотренный перечень документов не является исчерпывающим.

Так, например, данной статьей прямо не установлена обязанность представления гражданином справки о наличии (отсутствии) судимости. Вместе с тем, с учетом имеющихся ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, обязанность по представлению указанной справки возникает у гражданина на основании пункта 6 части 1 статьи 65 Трудового кодекса РФ.

(Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию).

Следует отметить, что в настоящее время в рамках проводимых проверок кадровые службы самостоятельно направляют запросы в УМВД о предоставлении в отношении граждан информации об отсутствии (наличии) судимости.

Вместе с тем, на сегодняшний день имеются случаи отказов в предоставлении указанной информации со ссылкой на Федеральный закон «О Полиции» (Ханты-Мансийский район, г. Ханты-Мансийск). Так, в соответствии с данным Федеральным законом сведения о наличии (отсутствии) судимости подлежат предоставлению органам местного самоуправления только в рамках оказания ими муниципальных услуг, если для предоставления услуги предусмотрено предоставление таких сведений. При этом проверка в отношении кандидатов, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, осуществляются вне рамок оказания муниципальных услуг.


Сотрудники кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, при получении письменного заявления о поступлении на муниципальную службу  и замещении должности муниципальной службы организуют работу в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Губернатора № 82:

- изучают представленные персональные данные гражданина и иные сведения;

- осуществляют проверку достоверности и полноты представленных гражданином персональных данных и иных сведений в целях выявления возможного несоответствия гражданина установленным требованиям, и (или) наличие ограничений для прохождения муниципальной службы;

- оформляют запросы в органы или организации, уполномоченные на проведение проверок представленных сведений, для подтверждения подлинности документов об образовании, анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки на предмет осуществления муниципальным служащим предпринимательской деятельности и наличия зарегистрированных на его имя юридических лиц, вступления в законную силу приговора суда об осуждении гражданина к наказанию, наличия неснятой или непогашенной в установленном законом порядке судимости либо причастности гражданина  к коррупционным правонарушениям.

- осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности муниципальной службы  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений об адресах страниц в соцсетях и на аналогичных информресурсах (по решению представителя нанимателя).

При изучении представленных гражданином сведений необходимо обращать особое внимание на:

- действительность документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт), срок действия паспорта, наличие сведений, отметок или записей, не предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации»;

- основание подачи заявления о невозможности представления сведений на супруга (супругу), если такое заявление подано гражданином, поступающим на муниципальную службу;

- сведения о доходах, полученных от иных кредитных учреждений (доходах, полученных от размещения денежных средств, либо их передачи в доверительное управление различным кредитным организациям, деятельность которых не связана с банковской деятельностью - это могут быть различные инвестиционные фонды (ПИФы), биржевые игроки, брокерские конторы, игроки рынка Forex и т.д.).

- качество печатей, наличие исправлений, наличие подписей, сроки действия документов.

С целью проверки наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, работающим в органе местного самоуправления, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, проводится сопоставление сведений о фамилии, имени, отчестве гражданина с соответствующими данными муниципальных служащих.

Для проверки представленных гражданином сведений на выявление фактов предпринимательской деятельности, а также на аффилированность, рекомендуется использовать справочно-информационные системы, формируемые такими источниками как Федеральная налоговая служба, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Росреестр и другие.

  Проверка кандидатов на наличие дисквалификации в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 31.12.2014 № НД-7-14/700@ «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, форм выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации». Обратите внимание, что сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляются на платной основе (100 руб.). Вместе с тем, ФНС размещает сведения, содержащиеся в реестре, публикует на своем официальном сайте. При этом плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре, не взымается (письмо Министерства финансов РФ от 27.12.2017 № 03-12-13/87273.

Таким образом, для получения указанных сведений возможно воспользоваться сервисом на сайте ФНС. Зная Ф.И.О. и дату рождения гражданина, можно проверить, находятся ли данные о нем в реестре. На сайте в том числе отражается, когда начался срок дисквалификации и когда он завершится.

Обратите внимание! Применение административного наказания в виде дисквалификации является одним из оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим на основании положений п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ.


При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о том, что гражданин, в отношении которого она проводилась, сообщил о себе неполные или недостоверные сведения, либо не соблюдал ограничений, связанных с муниципальной службой, либо представил заведомо ложные сведения о доходах и имуществе, руководитель кадровой службы, готовит и направляет представителю нанимателя (работодателю) доклад о результатах проверки.

В докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность муниципальной службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы.

При установлении в результате проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, руководитель органа местного самоуправления обязан известить об этом правоохранительные органы.

Депгосслужбы Югры в августе 2017 года в адрес глав муниципальных образований Югры направлены рекомендации о необходимости проведения на постоянной основе проверочных мероприятий в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу (исх. от 01.08.2018 № 36-Исх-1563). Данным письмом также доведен до сведения типовой алгоритм проведения проверочных мероприятий.


Опубликовано: 10.04.2018 14:40        Обновлено: 10.04.2018 14:40