Размер:
Цвет:

Доклад Шермана 1 вопрос

Исполняющий обязанности

руководителя следственного управления

Следственного комитета Российской Федерации

по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

Шерман Дмитрий Викторович

О мерах, принимаемых следственным управлением

Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по вопросам антикоррупционной деятельности

и популяризации в обществе антикоррупционных стандартов

Общеизвестно, что одним из средств противодействия коррупции была                  и остается борьба уголовными средствами. И мы не остаемся в стороне от этой работы.

Более 60% (243 из 381) всех выявленных в 2018 году преступлений коррупционной направленности расследовалось подразделениями следственного управления. В суд направлено 84 уголовных дела по обвинению 89 лиц                    в совершении коррупционных преступлений, в том числе более чем о 40 фактах получения взяток.

Изобличено 14 сотрудников органов внутренних дел, а также 3 сотрудника федеральной службы исполнения наказаний, 3 должностных лица контролирующих органов и 3 органов исполнительной власти регионального                        и местного уровня. Еще 41 уголовное дело о 118 преступлениях                                    с коррупционной окраской находятся сейчас в производстве.

Выстроенная система межведомственного взаимодействия позволила реализовать следственный потенциал в вопросах восстановления конституционных прав, направленных на возмещение ущерба.

Любая успешная работа на данном направлении – результат совместной работы оперативных служб, следственных органов, прокуратуры.

Форм и методов совместной деятельности множество. Немаловажными продолжают оставаться такие, как проведение координационных                                        и межведомственных совещаний, взаимное участие в работе коллегиальных органов и так далее.

Налажены постоянные контакты с контролирующими органами. Благодаря наработанной практике с органами финансового контроля налажен текущий обмен информацией о выявленных нарушениях при использовании бюджетных средств.

Помимо этого, аппаратом следственного управления ведется постоянная аналитическая работа как самостоятельная, так и в рамках рабочей группы                   по противодействию коррупции при прокуратуре округа. Однако,                               как показывает практика, вся эта работа не эффективна без проведения надлежащий профилактики преступлений коррупционной направленности.

Поэтому, следственным управлением в системе деятельности по борьбе                с коррупцией особое внимание уделяется профилактическому сегменту,                     где основной целью является искоренение данного общественно-опасного поведения, путем установления причин и условий способствовавшим                        его возникновению, а также становление устойчивых антикоррупционных стандартов в обществе.

В ходе и по результатам расследования уголовных дел о фактах коррупции следователями в различные органы государственной                                     и муниципальной власти внесено 92 представления в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Основания, изложенные следователями в процессуальных документах, послужили поводом для организации различного рода профилактических мероприятий в 72 случаях, при этом к дисциплинарной ответственности                      за ненадлежащее исполнение обязанностей привлечено 28 должностных лиц.

Очевидно, что одним из основных принципов борьбы с коррупцией, закрепленных в ФЗ «О противодействии коррупции», от реализации которого зависит общественное мнение о данном негативном явлении и его последствиях, является гласность. Освещение в средствах массовой информации итогов деятельности следственного управлению по противодействию коррупции несет положительный посыл обществу, а информирование о ходе и результатах расследования уголовных дел со стадии выявления преступления                              и до рассмотрения судом, положительно влияет на сознание о недопустимости коррупционных проявлений. В минувшем году в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте следственного управления размещено более 850 публикаций об итогах расследования и рассмотрения судом уголовных дел о фактах коррупции. Отдельное внимание обращено                     на предусмотренные законом сроки лишения свободы, а также размеры штрафов, которые доходят до нескольких миллионов рублей.

Кроме того, следственное управление не остается безучастным в создании              и размещении видеороликов о разоблачении коррумпированных чиновников, публикации постов в официальных группах социальных сетей о расследования резонансных коррупционных преступлений, а также принятых мерах                             по обращениям и жалобам граждан.

Для популяризации в обществе антикоррупционных стандартов, особенно             в среде подрастающего поколения, сотрудниками следственного управления регулярно проводятся встречи с учащимися общеобразовательных и высших учебных заведений автономного округа, к данной работе, в рамках действующих             с 2016 года соглашений о взаимодействии подключены представители Общественных организаций «Центр гражданского противодействия коррупции», «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Вопросы негативного влияния коррупции на развитие общества и государства,                 уголовно-правовые последствия для отдельной личности обсуждаются                         с представителями и учащимися образовательных учреждениях автономного округа (всего в 2018 году было проведено 15 таких встреч).

Кроме того, по инициативе следственного управления 31.10.2018 заключено соглашение о сотрудничестве с Кадетской школой-интернат                        имени Героя Советского союза Безноскова И.З. Главной целью данного сотрудничества является формирование у учащихся основ сознательного, правомерного поведения в обществе. Для более конструктивного взаимодействия и достижения высоких результатов утвержден долгосрочный совместный план работы на период 2019-2020 г.г. При этом, сотрудники следственного управления проведут для учащихся ряд просветительских                      и профильных учебно-методических занятий о деятельности Следственного комитета Российской Федерации, в том числе в рассматриваемой сфере.

Еще одним методом профилактики является успешная реализация соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, заключенное между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В рамках соглашения экспертом отдела криминалистики следственного управления проведены психофизиологические исследования с использованием прибора «Полиграф» в отношении 12 сотрудников, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа.

Проведение психофизиологических исследований организовано с целью оценки уровня адаптивности к внешним условиям при прохождении государственной гражданской службы, а также наличию либо отсутствию коррупционных факторов риска, препятствующих выполнению служебных обязанностей. О результатах исследований сотрудников и имеющихся рекомендациях информируется директор Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Безусловно, принимаемые следственным управлением и иными органами власти меры профилактики коррупции имеют долгосрочный потенциал. Вместе                 с тем, не стоит забывать, что к числу основных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений коррупционной направленности, относится рынок бюрократических услуг, который выступает катализатором преступного поведения, выражающегося в достижении корпоративных либо личных целей путем оказания материального, социального или иного влияния, как следствие указанное проявляется в несоблюдении должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством запретов и ограничений, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Также, несомненным фактором является желание незаконного обогащения                   и легкой наживы.

Завершая свой доклад, считаю необходимым отметить, что действующий алгоритм реализации антикоррупционных мер, в целом достаточно эффективен                и позволяет максимально использовать следственный потенциал в борьбе                         с коррупционными проявлениями.

Между тем, как отмечалось мною ранее, работа по противодействию коррупции не будет эффективна без участия всей антикоррупционной коалиции.

Как показывает практика, наиболее опасны коррупционные проявления при исполнении законов должностными лицами органов государственной власти                    и местного самоуправления, поэтому в этой связи видится необходимым более тщательно проверять любую информацию о несоблюдении гражданскими                        и муниципальными служащими имеющихся запретов и ограничений, уделять повышенное внимание надзору за исполнением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг                                для государственных и муниципальных нужд, а также вопросам выявления конфликта интересов при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд и выявлению серьезных коррупционных схем, направленных на хищение из бюджета крупных денежных сумм.

И, немаловажным продолжает оставаться популяризация антикоррупционных стандартов среди подрастающего поколения, формирование у него негативного отношения ко всем формам коррупционных проявлений,                   а также законопослушного образа жизни.

Опубликовано: 15.02.2019 11:39        Обновлено: 15.02.2019 11:39