Размер:
Цвет:

Доклад Копылова А.П., Жилнадзор, 1 вопрос

Руководитель Службы жилищного

и строительного надзора

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

Копылов Артем Петрович

О деятельности, направленной на противодействие коррупции в Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры относится к числу исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, характер деятельности которых создает потенциальные условия для проявления коррупции. Это, прежде всего, высокая степень свободы действий в принятии решений в рамках возложенных полномочий и высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями, т.е. наличие фактора повышенного риска коррупции в полномочиях должностных лиц Службы.

Работа по предупреждению коррупционных правонарушений в Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлена на создание нетерпимого отношения к любым проявлениям коррупции и осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по следующим основным направлениям:

- выполнение мероприятий по противодействию коррупции при прохождении государственной гражданской службы в Службе;

- контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

- региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов;

- рассмотрение обращений граждан о фактах коррупции;

- предупреждение и пресечение коррупции и ее проявлений в сфере деятельности подведомственного учреждения.

Должностными лицами Службы, ответственными за профилактику работы по противодействию коррупции, руководителями структурных подразделений регулярно проводится работа, направленная на предупреждение и профилактику коррупции.

Вопросы противодействия коррупции включены в программу выездных проверок территориальных отделов инспектирования.

Постоянно осуществляется мониторинг изменений в законодательстве по полномочиям Службы, судебной практики, связанной с вопросами противодействия коррупции.

Штатная численность Службы составляет 137 единиц, из них 133 единицы – должности государственной гражданской службы, 39 - должности старшего инспектора (строительные инспектора).

Учитывая то, что Служба является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции, с целью предупреждения коррупции, приказом Службы от 01.08.2013 № 22-нп (с изм. от 26.06.2017) утвержден перечень должностей гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками. 107 должностей государственной гражданской службы автономного округа в Службе включены в указанный перечень, в связи с высоким уровнем коррупционных рисков, в том числе все строительные инспекторы Службы.

Государственные гражданские служащие, включенные в соответствующий перечень должностей, за нарушение антикоррупционного законодательства к ответственности не привлекались.

Службой разработан подробный Перечень   коррупционных рисков    при исполнении должностных обязанностей при осуществлении надзорных и контрольных функций государственными служащими, который включает мероприятия, действия, способствующие возникновению коррупционных рисков, факторы, исключающие возможность возникновения коррупционных рисков.

В целях обеспечения открытости деятельности по профилактике коррупции в Службе ежегодно утверждается План действий по принятию мер, направленных на повышение результативности антикоррупционной работы и профилактики коррупционных проявлений в сферах деятельности Службы. План обеспечивает согласованное проведение мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в Службе и размещается на официальном сайте органа власти.

Так же, на официальном сайте Службы в разделе «Деятельность по профилактике коррупции» размещены и обновляются различные материалы антикоррупционной направленности: нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции, вопросы, рассматриваемые на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, методические рекомендации по вопросам противодействия коррупции, памятки, перечни коррупционных рисков, связанных с исполнением обязанностей по осуществлению надзорных и контрольных функций, информация о графике работы «прямой линии», обзор судебной практики и др.

В целях вовлечения субъектов гражданского общества                    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реализацию антикоррупционной политики, формирования нетерпимости к коррупционному поведению и содействия к принятию и укреплению мер, направленных на эффективное предупреждение коррупционных проявлений, в Службе организована работа «прямой линии» по фактам коррупционных проявлений, с которыми граждане, юридические лица могут столкнуться в процессе взаимодействия с должностными лицами, государственными гражданскими служащими Службы. Информация о работе «Прямой линии» Службы размещена в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Службы.

В Службе на постоянной основе осуществляется анализ поступающих письменных заявлений и обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупции со стороны должностных лиц Службы. На сегодняшний день обращений, содержащих информацию о коррупционных проявлениях со стороны государственных гражданских служащих Службы, не поступало.

Одной из важнейших форм профилактики коррупционных правонарушений является проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов автономного округа, разрабатываемых Службой, которая проводится в соответствии  с требованиями законодательства.

Контроль за доходами и расходами отдельных гражданских служащих является важной составляющей комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В этой связи, на основании требований федерального и окружного законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции Службой проводятся проверки достоверности и полноты, представленных государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы автономного округа в Службе, включенные в Перечень должностей государственной гражданской службы замещение которых связано с коррупционными рисками, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих, их супругов и несовершеннолетних детей.

В целях недопущения приёма на государственную гражданскую службу лиц, склонных к коррупционным проявлениям, проводятся проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими для назначения на должности государственной гражданской службы автономного округа. Помимо этого, в рамках проведения конкурсных процедур (анкетирования, тестирования или иных методов оценки) включаются вопросы на знание положений основ антикоррупционного законодательства.

Для обеспечения открытости исполнения контрольно-надзорных полномочий, обеспечения единообразия при оформлении исполнительных документов по результатам проверок в Службе внедрен программный продукт АИС «Проверки Жилстройнадзор» по государственным функциям «государственный жилищный надзор», «лицензионный контроль», где каждый инспектор работает под своей учетной записью и после размещения информации о проверке возможность внесений изменений исключена, то есть исключается возможность замены или подлога документов.

Информация о проведенных проверках интегрируется из АИС «Проверки Жилстройнадзор» в ГИС ЖКХ. Данная система позволяет осуществлять руководителю Службы, его заместителям «онлайн» контроль за прохождением рассмотрения обращений граждан, итогами их рассмотрения.

Служба постоянно находится под пристальным вниманием органов прокуратуры. Проверки органами прокуратуры проводятся не менее 14 раз в год по всем направления деятельности Службы, в том числе в области противодействия коррупции. Представления прокуратуры о нарушениях в сфере антикоррупционного законодательства в отношении должностных лиц Службы не поступали.

Для предотвращения нарушений коррупционной направленности, контроля за проведением должностных лиц Службы при рассмотрении дел об административных правонарушениях, исключения необоснованного обвинения должностных лиц в некорректном поведении при личных приемах граждан установлены веб-камеры (20 ед.) в кабинетах руководителя, его заместителей и начальников отделов Службы.

При рассмотрении административных дел и при приеме граждан ведется видео- и аудио запись. Предупреждающие таблички размещены в кабинетах на видном месте.

         В Службе создана и действует на постоянной основе Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих  и урегулированию конфликта интересов, утверждено Положение о ее работе.

Хочется обратить внимание на проблемные моменты, с которыми приходится сталкиваться в рамках работы указанной Комиссии.

В 2018 году в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Службе поступило обращение гражданина, замещавшего должность старшего инспектора Няганского отдела инспектирования, о даче согласия на заключение трудового договора с организацией, в отношении которой при замещении должности государственной гражданской службы он осуществлял строительный надзор.

          13 сентября 2018 года состоялось заседание соответствующей Комиссии. По итогам рассмотрения обращения гражданина Комиссией было принято решение об отказе в замещении должности в организации, так как в должностные обязанности при замещении должности старшего инспектора Няганского отдела инспектирования входили функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора объектов капитального строительства, подведомственных данной организации.

         Гражданин обратился с исковым заявлением в суд, так как посчитал, что решение Комиссии нарушает его права и законные интересы.

Суд определил незаконным решение Комиссии и отменил его.

За разъяснениями по данному вопросу Служба обратилась в Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа, так как не понятно, какие действия должна предпринять Служба, а именно, остаются вопросы:

– обязывает ли такое судебное решение к повторному рассмотрению заявления гражданина на заседании Комиссии;

– имеет ли право гражданин замещать должность по трудовому договору в организации в случае отсутствия согласия соответствующей Комиссии, но с имеющимся судебным решением.

Есть еще один интересный случай, связанный с деятельностью Комиссии.

Государственный гражданский служащий Службы, замещающий должность категории «руководители», обратился в Комиссию с вопросом о разрешении приобретения недвижимого имущества (квартиры) у застройщика, в отношении которого этот служащий осуществлял региональный государственный строительный надзор при строительстве объектов капитального строительства. Данный объект состоит в реестре поднадзорных объектов отдела инспектирования и уполномоченным лицом на проведение проверок, как раз являлся данный гражданский служащий.

Проанализировав данную ситуацию всесторонне, Комиссия признала, что при исполнении должностных обязанностей гражданским служащим, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В связи с чем, Комиссией были даны соответствующие рекомендации гражданскому служащему о принятии всех необходимых мер по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения.

Благодаря принимаемым мерам деятельность по осуществлению мероприятий антикоррупционной направленности приобрела системный характер, что способствует обеспечению прозрачности деятельности Службы и создает условия для профилактики коррупционных и иных правонарушений со стороны государственных гражданских служащих.

Нарушений законодательства в деятельности Службы, таких как незаконное проведение проверок, необоснованное привлечение к ответственности, излишние административные функции и др. не выявлено.

Преступлений коррупционной направленности, таких как взятничество, злоупотребление должностными полномочиями, должностной подлог, мошенничество с использованием служебного положения, выявлено не было.

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного строительного надзора (далее – строительный надзор) применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 54 Градостроительного кодекса РФ.

В 2018 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реестре поднадзорных объектов числится 2 938 объектов капитального строительства, что на 1% больше в сравнении с прошлым годом (2 906). В 2018 году к 1067 объектам применен риск-ориентированный подход, их них:

- высокий риск – 85 объектов;

- значительный риск – 28 объектов;

- умеренный риск – 954 объекта.

К объектам высокого риска относятся объекты нефтяных месторождений.

В 2018 году проведено 4 158 проверок, что на 6,7% больше в сравнении с 2017 годом    (3 898 проверок), из них:

- по извещению о начале строительства –1 080 проверок, что на 5,8% больше в сравнении с 2017 годом (1 020 проверок);

- в соответствии с программой проверок – 1 348 проверок, что на 11,7% больше в сравнении с 2017 годом (1 207 проверок);

- по извещению о сроках завершения выполненных работ – 51 проверки, что на 3,8% меньше с аналогичны периодом прошлого года (53 проверки);

- по извещению об устранении нарушений (предписания) – 478 поверки, что на 18,6% больше (2017 год – 403 проверки);

- по исполнению предписания – 111 проверок, что на 25 проверок;

- по извещению об окончании строительства – 1068 проверок (2017 год – 1 084);

- по согласованию с прокуратурой, в связи с поступившим обращением – 22 проверки, в 2017 году – 7 проверок.

В ходе проверок выявлено 3 983 нарушения, что на 11,8% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (4 516 нарушений).

По предписаниям Службы устранено 2 901 нарушение.

Для устранения нарушений требований законодательства, норм и правил, проектной документации выдано 664 предписания, что на 11,4% больше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (596 предписаний).

Выдано 4 116 актов, что на 6,7% больше в сравнении с 2017 годом         (3 856 актов). Составлено 292 протокола, уменьшение в сравнении 2017 годом составило 4,9% (2017 год – 307).

Вынесено 223 постановления по делам об административных нарушениях, что на 21% меньше с аналогичным периодом прошлого года (282 постановления). Наложено штрафов за нарушения градостроительного законодательства в сумме 7 377,5 тыс. рублей.

Службой в 2018 году выдано 1 033 заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ЗОС), что на 13,8% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1 198 ЗОС).

В среднем в месяц выдается по 86 ЗОС. Выдано 2 решения об отказе в выдаче ЗОС, в 2017 году – 12 решений.

Информация

о выданных заключениях в разрезе функциональных назначений

№ п/п

Наименование показателей

2017

2018

%

1.

Количество объектов по которым выданы заключения о соответствии

Всего

В том числе

1198

1033

-13,8%

2.

Объекты жилищного строительства

81

69

-14,8%

3.

Образовательные учреждения

5

6

+20%

4.

Объекты здравоохранения

4

1

-75%

5.

Объекты культуры, искусства, спорта

5

2

-60%

6.

Обустройство месторождений

952

814

-14,5%

7.

Другие

151

141

-6,6%

8.

Решения об отказе

12

2

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ основаниями для проведения внеплановой проверки при осуществлении строительного надзора являются:

- поступившее извещение от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, об устранении нарушений;

- поступившие обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, информация от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

- поступившие обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;
        - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного Жилстройнадзором Югры предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

- на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица Службы, проводившие проверку, выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения, так:

2017 год

2018 год

1 квартал 2019 года

371 предписания, 1 предписание оспорено в Арбитражном суде, признано недействительным

597 предписаний, 1 предписание оспорено в Арбитражном суде, признано законным

110 предписаний, 1 предписание оспорено в Арбитражном суде, признано законным

Таким образом, за анализируемый период только 1 вступившие в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативный правовой акт.

Должностные лица Службы осуществляют своевременный контроль за выполнением выданных предписаний, а также за своевременной подготовкой и передачей материалов в Арбитражный суд ХМАО-Югры.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так Арбитражным судом ХМАО-Югры по ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ вынесено о привлечении юридического лица к административной ответственности за:

2017 год

2018 год

1 квартал 2019 года

39 постановлений, на сумму 1 млн. 866 тыс. рублей.

64 постановления, на сумму 3 млн. 053 тыс. 500 рублей.

23 постановления, на сумму 1 млн. 362 тыс.500 рублей

        За анализируемый период в 10 случаях Арбитражный суд ограничился юридическому лицу устным замечанием, в 4 случаях отказал в привлечении к административной ответственности юридического лица.

В большинстве случаев причинами для отказа в привлечении к административной ответственности служит: отсутствие состава административного правонарушения, непринятие достаточных мер для извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, отсутствие достаточных доказательств того, что выявленные нарушения при проведении проверки допущены привлеченным лицом.

По иным составам административного правонарушения наибольшее количество постановлений вынесено:

          

2017 год

2018 год

1 квартал 2019 года

37 постановлений, на сумму 2 млн.271 тыс. руб. вынесено по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ;

80 постановлений, на сумму 7 млн. 30 тыс. 500 руб. вынесено ч.2 ст. 9.5 КоАП РФ;

21 постановления, на сумму 245 тыс. 500 руб. вынесено по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ;

4 постановления, на сумму 10 000 руб. по ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ;

35 постановлений, на сумму 1 млн. 782 тыс.000 руб. вынесено по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ;

36 постановлений, на сумму 152 тыс. 900 руб. вынесено по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ;

6 постановлений, на сумму 422 тыс. руб. вынесено по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ;

Из количества вынесенных постановлений, можно сделать вывод, что типичными нарушениями, выявленными в ходе проверок при осуществлении строительного надзора, являются следующие нарушения:

- нарушение требований градостроительного законодательства, а именно, отсутствие разрешения на строительство, строительство без положительного заключения экспертизы проектной документации, эксплуатация объекта капитального строительства без полученного разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;
- нарушение требований технических регламентов и проектной документации;

- неисполнение в срок законного предписания;

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица, непредставление сведений;

- нарушение сроков направления в Службу для осуществления государственного строительного надзора извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Следует отметить, что застройщики и подрядные организации стали более ответственно относиться к выполнению работ, к соблюдению требований технических регламентов, норм и правил.

Из 282 вынесенных постановлений в 2017 году обжаловано только 9, а в 2018 году из 183 вынесенных постановлений обжаловано 4 постановления, в результате чего изменена мера наказания, что свидетельствует о повышении уровня правосознания субъектов строительной деятельности, а также об объективности осуществления мероприятий по надзору.

Все выявленные и не устраненные нарушения со стороны застройщика в дальнейшем являются причиной выдачи застройщику Решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), что в дальнейшем затрудняет ввод объекта в эксплуатацию.

В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

Значительное увеличение нагрузки произошло с 2016 года (таблица показателей прилагается).

        В 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилось количество поднадзорных объектов на 53%, проведенных проверок на 23,3 %. В 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось поднадзорных объектов на        74 %, проведенных проверок на 61,2 %.

Увеличение связано с тем, что объекты 3 и 4 класса опасности перешли из юрисдикции государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в юрисдикцию государственного регионального строительного надзора субъектов Российской Федерации.

К таким объектам на территории автономного округа относятся объекты обустройства месторождений нефти в состав, которых входят: высоконапорные и низконапорные водоводы, образующие централизованную систему заводнения пластов кустов скважин; системы внутри промысловых нефтегазопроводов; нефтепроводы, участвующие в технологическом процессе другого опасного производственного объекта; блочно - модульные газотурбинные станции суммарной мощностью 7,5 МВт; станции кислородные блочные ТАкдК 0,018 и т.д.

Динамика показателей государственного регионального контроля и надзора Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Наименование показателя

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Количество поднадзорных объектов

1073

1150

(+7%)

1090

(-5,3%)

1671

(+53%)

2906

(+74%)

2938

(+1,1%)

Количество проверок объектов капитального строительства

1641

2179

(+32,8%)

1961

(-10%)

2418

(+23,3)

3898

(+61,2%)

4158

(+6,7)

Количество выявленных нарушений

4992

5763

(+15,4%)

5654

(-1,9%)

4689

(-17%)

4516

(-3,7%)

3983

(-11,8%)

Количество устраненных нарушений

4690

(94% от выявл.)

4938

(76% от выявл.)

(+5,3%)

4782

(85% от выявл.

(-3,2%)

3444

(73% от выявл.)

(-27,9%)

2929

(65% от выявл.)

(-14,9%)

2901

(73% от выявл.)

(-1%)

Количество выявленных административных правонарушений

182

205

(+12,6%)

152

(-25,8%)

165

(-8,6%)

307

(+86%)

292

(-4,9%)

Количество назначенных административных наказаний

171

170

(-0,6%)

102

(-40%)

165

(+61,8%)

282

(+71%)

223

(-21%)

Количество назначенных административных штрафов, тыс.руб.

15689,8

15463,0

(-1,5%)

4418,7

(-71,4%)

6688,5

(+51%)

15158,0

(+ в 2,3 раза)

10319,4

(-32%)

Количество (сумма) исполненных административных наказаний, тыс.руб.

7528,3

10365,0

(+37,6%)

4887,0

(-54,5%)

4794,0 (72% от назн.)

(+0,1%)

11009,5

(+ в 2,3 раза

(73% от назн.)

7377,5 (71% от назн.)

(+0,1%)

Количество выданных заключений о соответствии объекта капитального строительства установленным требованиям

552

471

(-15%)

374

(-20,6%)

791

(+2,1 раз)

1197

(+51,3%)

1033

(-13,7%)

Выдано решений об отказе

9

3

10

11

12

2

Рассмотрено обращений, всего

в том числе:

- граждан

- юридических лиц

- по требованию прокуратуры

791

56

652

83

732

(-7,5%)

98

577

57

552

(-24,6%)

50

432

30

642

(+16,3%)

83

519

40

986

(+53,6%)

54

891

41

938

(-4,9%)

39

87

25









В 2018 году Службой рассмотрено обращений 8 420, это на 14,2% меньше, чем в 2017 году (9 817 обращений) из них, в рамках осуществления регионального строительного надзора рассмотрено 939 обращений, что на 4,8% меньше в сравнении с прошлым периодом (2017 год – 986 обращений), из них 39 обращения граждан (2017 год – 54) , 900 обращений юридических лиц (2017 год – 932).

По строительному браку рассмотрено 141 обращение, что на 16,6% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составляют 2% от общего количества обращений.

Руководство Службы приняло участие в 38 ВКС социально значимых объектах капитального строительства.

С октября 2016 года приступила к работе лаборатория неразрушающего контроля, созданная на базе Автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве».

Лаборатория аттестована на следующие методы контроля:

– ультразвуковой (ультразвуковая дефектоскопия, ультразвуковая толщинометрия);

– тепловой;

– визуальный и измерительный.

Лабораторией осуществляется контроль, при котором не должна быть нарушена пригодность технических устройств, зданий и сооружений к применению и эксплуатации.

Набор и виды испытаний уточняются в зависимости от объекта контроля и целей исследования.

Лаборатория является мобильной. Учреждение располагает транспортным средством «ГАЗель». Транспортное средство также используется в целях перевозки сотрудников лаборатории неразрушающего контроля.

За 2018 год Лабораторией оказана государственная работа «Проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов в рамках государственного строительного надзора» в количестве 455 заключений:

Определение прочности бетона массивных монолитных конструкций (фундаментные плиты, плиты перекрытия, колонны, диафрагмы, ригели) ультразвуковым методом – 292 заключения

Определение прочности кирпича – 47 заключений

Измерение параметров окружающей среды: температуры, влажности, скорости движения воздуха – 64 заключения

Тепловизионная съёмка ограждающих конструкций здания – 25 заключений

Измерение толщины защитного слоя бетона в ж/б конструкциях – 11 заключений

Определение прочности бетона свай ультразвуковым методом – 4 заключения

Определение прочности бетона штучных мелких изделий (прогоны, перемычки и т. п.) ультразвуковым методом – 3 заключения

Измерение усилия вырывания фасадного анкера (крепежная система вентилируемого фасада) – 3 заключение

Измерение уровня шума – 2 заключения

Определение прочности бетона массивных монолитных конструкций (фундаментные плиты, плиты перекрытия, колонны, диафрагмы, ригели) методом упругого отскока – 2 заключения

Определение прочности бетона штучных мелких изделий (прогоны, перемычки и т. п.) методом упругого отскока – 2 заключения.

В части осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом следующих особенностей:

- Предметом проверки является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных Законом № 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- Плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не проводятся;

- 11. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены указанные в предписании нарушения;

2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

3) поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о фактах нарушений требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления;

3.1) отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;

4) приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае выявления нарушений обязательных требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

5) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

6) поступление в контролирующий орган уведомления уполномоченного банка.

В 2018 году число застройщиков составляет - 61 застройщик/117 объектов;  общее количество действующих заключенных договоров – 5 292 на общую сумму обязательств – 25 774 млн. рублей.

В 2018 году выдано 16 заключений  и 32 отказа о соответствии застройщика и проектной декларации статьям 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и       о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Отказы в соответствии с требованиями действующего законодательства направляются в органы государственной регистрации. Ни один из отказов в выдаче указанного заключения застройщиками оспорен не был.

В целях разъяснения действующего законодательства в области долевого строительства, законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также для принятия от граждан заявлений о включении сведений о них в реестр пострадавших граждан Службой организовываются и проводятся выездные личные приёмы граждан.

Службой в 2018 году в отношении застройщиков, осуществляющих долевое строительство на территории автономного округа проведено 125 мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными лицами, а именно, проверено 58 мероприятий по контролю по обследованию сайтов застройщиков на предмет размещения информации предусмотренной законодательством об участии в долевом строительстве и 67 мероприятий по контролю на предмет размещения застройщиками информации в единой информационной системе жилищного строительства соответствующей информации.

Проведен мониторинг сайта «Наш дом Р.Ф.». По итогам обследования составлено 67 актов.

За отчетный период рассмотрено 37 обращений граждан по вопросам долевого строительства. Проведена 31 проверка, в 3 раза больше в сравнении с прошлым годом (11 проверок), из них:

- 2 плановые проверки;

- 7 по обращениям;

- 22 по проверке предписаний.

Проведено 240 проверок отчетности застройщиков, которые привлекают денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов.

Выдано 31 актов, 20 предписаний.

Составлено 144 протокола, что на 69% больше в сравнении с 2017 годом (85 протоколов), из них 75 по результатам рассмотрения ежеквартальной отчетности застройщиков. Вынесено 91 постановление. Сумма наложенных штрафов составила – 4,205 млн. руб.

Выдано 58 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

За истекший период текущего года специалистами отдела рассмотрено 40 обращений граждан, проведено 14 проверок (14 актов, 13 предписаний), проведен анализ 63 ежеквартальных отчетностей застройщиков, вынесено 51 постановление на сумму – 1,485 млн. руб. (из них 32 предупреждения), выдано 10 заключений о соответствии застройщика и проектной декларации статьям 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Таким образом, с возложением новых полномочий и возрастающей нагрузке на инспекторский состав, принимаемые решения позволяют повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности при проведении регионального государственного строительного надзора при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Повысить качество работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, стимулировать лиц, занимающихся строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, к недопущению срыва сроков строительства.

Анализ о проделанной работе показывает, что Службой ведется планомерная, системная работа по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями федерального законодательства.

При проведении проверок, должностные лиц, прежде всего, акцентируют внимание на предупреждение нарушений, проводят разъяснительную работу по вопросам, касающихся полномочий Службы.

Опубликовано: 18.06.2019 11:37        Обновлено: 18.06.2019 11:37