Размер:
Цвет:

Доклад Володина А.А.

Руководитель управления по взаимодействию с общественными организациями Регионального отделения

по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

Общероссийской общественной организации

«Центр противодействия коррупции

в органах государственной власти»

Володин Антон Александрович

 

О мерах по совершенствованию работы, связанной с предотвращением и урегулированием конфликта интересов, в том числе с выявлением скрытой аффилированности

 

Всем хорошо известны нормы правовых актов различных уровней, определяющие алгоритм действий при выявлении конфликта интересов на службе. Так, Федеральный закон о противодействии коррупции определяет порядок предотвращения и урегулирования уже возникшего конфликта интересов. Однако, в действующем законодательстве о противодействии коррупции отсутствует механизм по выявлению фактов, содержащих признаки конфликта интересов.

Указанные обстоятельства, а также анализ сведений о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления автономного округа сыграли определяющую роль в принятии решения о необходимости разработки  Методических рекомендаций по выявлению фактов, содержащих признаки конфликта интересов, в том числе скрытой аффилированности.

Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа такие методические рекомендации разработаны и размещены на официальном сайте Департамента в разделе «Обсуждаем». Для выявления фактов, содержащих признаки конфликта интересов, в том числе скрытой аффилированности методические рекомендации предусматривают проведение следующих мероприятий:

- систематический анализ сведений, представляемых служащим при поступлении и прохождении службы на наличие фактов, содержащих признаки конфликта интересов, в том числе, касающихся:

организаций, в которых служащий осуществляет или осуществлял иную оплачиваемую работу;

организаций, в которых служащий осуществлял трудовую деятельность до поступления на службу;

организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность лица, состоящие со служащим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), граждане, с которыми гражданский (муниципальный) служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;

организаций, ценными бумагами (долями, паями, и т.п.) которых владеет служащий и члены его семьи;

доверительных управляющих, которым в установленном порядке переданы в доверительное управление ценные бумаги, принадлежащие служащему.

- ежегодное анкетирование служащих.

Соответствующая форма анкетирования приводится в приложении к Методическим рекомендациям.

- при установлении фактов, содержащих признаки конфликта интересов проверить наличие соответствующего уведомления служащего о возможном возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- систематически и своевременно рассматривать вопрос об актуализации  дополнении перечней должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- осуществлять анализ общедоступной информации, размещенной государственным (муниципальным) служащим в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Особое внимание необходимо уделять опубликованным постам и следующим разделам в социальных сетях: «друзья», «группы, сообщества»;

- рекомендуется использование специализированного программного продукта, позволяющего осуществлять поиск взаимосвязей государственного   (муниципального) служащего с любыми физическими и юридическими лицами. Речь идет о выявлении возможного участия служащего в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, как напрямую так и через связующие юр. и физ. лица, а также выявлении у него финансовых обязательств и прав в отношении

Само понятие «аффилированность», в первую очередь применительно к законодательству, предметом регулирования которого являются гражданско-правовые отношения и контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит теоретически актуальные положения о мониторинге процесса закупок и контрольных мероприятиях, преследующих цель осуществления надзора за соблюдением законодательства. Однако, как показывает практика сложившаяся в прошедших 4 (четырех) лет закон бессилен относительно следующих нарушений.

Нередко встречаются случаи участия в процедурах закупок аффилированных лиц, тогда как при подаче заявок на участие в аукционе или конкурсе участник размещения заказа торжественно заявляет об отсутствии у него аффилированных (дочерних) компаний. Тем не менее, в дальнейшем в процедуре проведения торгов могут принимать участие сразу несколько юридических лиц, имеющих в составе учредителей одних и тех же граждан.

Если посмотреть поверхностно на результаты торгов, размещенные на сайте http://zakupki.gov.ru, то можно увидеть, что в конкретной процедуре принимало участие, например, десять подрядчиков. Однако, если углубиться в сведения об участниках и проявить толику любопытства, вполне можно уяснить, что на самом деле соревнующихся сторон на торгах было раза в два меньше, поскольку заявки поданы взаимосвязанными юридическими лицами.

Наличие аффилированности может быть установлено и при оценке обоснования максимальной цены контракта, представленного в документации заказчика. Например, в документации указаны два коммерческих предложения от Компании А и Компании Б. При этом первое подписано генеральным директором Компании А, а второе коммерческим директором Компании Б. Достаточно получить сведения из ЕГРЮЛ и установить, что у этих двух компаний генеральный директор один и тот же, что позволяет подвергнуть сомнению обоснованность максимальной цены контракта, при отсутствии предложений от других поставщиков или подрядчиков в данной отрасли.

Заблаговременно предотвратить подобный сговор также поможет помочь использование специализированного программного комплекса.

Результаты мониторинга показали, что с соответствующими программами работают лишь органов государственной власти, однако, все органы, использующие данные комплексы, как один, отмечают их эффективность. Отмечу, что возможности таких программ будут одинаково полезны как кадровых работников, так и для контрактных и юридических служб. На основании изложенного, с учетом упомянутых методических рекомендаций предлагаю рекомендовать использование таких программ в ОГВ, ОМСУ и подведомственных им организациях.

Опубликовано: 25.07.2017 11:41        Обновлено: 25.07.2017 11:42