Размер:
Цвет:

Смагина Ж.В.

Докладчик:

Смагина Жанна Вячеславовна,

начальник Управления кадров и муниципальной

службы администрации города Сургута


«Кадровая практика «Создание единой кадровой службы в органе местного самоуправления – Администрации города Сургута»


Управление кадров и муниципальной службы Администрации города Сургута (далее- управление) было создано в 2005 году.

До создания управления ведение кадровой работы осуществлялось кадровыми службами в каждом структурном подразделении Администрации города, имеющем статус юридического лица. Так, в департаменте ЖКХ, в департаменте культуры, молодежной политики и спорта, в комитете по здравоохранению, в департаменте по труду и социальным вопросам кадровые службы состояли из двух штатных единиц. В департаменте образования и науки кадровая служба состояла из 3 штатных единиц, в департаменте архитектуры и градостроительства - из 1 шт.ед.

В некоторых структурных подразделениях Администрации города отсутствовали кадровые службы и этими вопросами занимались специалисты по кадрам, состоящие в штате этих структурных подразделений. Такие специалисты были в департаменте имущественных и земельных отношений ( 2 шт. ед.), в департаменте финансов (2 шт.ед.), в департаменте транспорта, связи и эксплуатации дорог (1 шт.ед.), в комитете по информатизации и сетевым ресурсам (2 шт.ед.), в комитете по природопользованию и экологии (2 шт. ед.), в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (1 шт.ед.).

Многие специалисты кадровых служб, помимо кадровой работы, по поручению руководителей структурных подразделений осуществляли еще и другие функции: были председателями или членами профсоюзных комитетов, или занимались другими общественными поручениями руководителей.

При такой структуре Администрации города, где каждое юридическое лицо осуществляло свою деятельность самостоятельно, кадровые службы или специалисты, ведущие кадровую работу, применяли трудовое законодательство по-разному, на свое усмотрение или как указал руководитель структуры. То есть правоприменительная практика была очень разрозненна, и работники разных структурных подразделений находились в разных условиях при применении Трудового кодекса РФ кадровиками.

Эти обстоятельства, а также начавшиеся изменения в законодательстве о местном самоуправлении, послужили причиной пересмотреть подходы в работе кадровых служб структурных подразделений Администрации города. Вступившие в действие новые законы на федеральном и региональном уровнях предусматривали их реализацию через кадровую службу муниципального образования. И прежде всего, повышалась значимость это службы, которая стала призвана выполнять ответственную работу по подбору, расстановке, анализу кадрового состава, профессиональной подготовке и рациональному использованию кадров.

В связи с многофункциональностью направлений деятельности кадровой службы, обозначенной законодательством, в соответствии с распоряжением Администрации города Сургута от 14.07.2005 № 1294 «О создании управления кадров и муниципальной службы» с 1 сентября 2005 года в Администрации города Сургута было создано и осуществляет свою деятельность управление кадров и муниципальной службы Администрации города.

Изначально управление состояло из двух отделов: отдела кадрового обеспечения и отдела муниципальной службы. Не смотря на то, что Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» был принят в марте 2007 года, интуиция руководства Администрации города в то время (в сентябре 2005 года) подсказала правильный вектор движения в сторону создания в структуре управления отдела муниципальной службы, который занимался организацией и проведением аттестации и квалификационных экзаменов муниципальных служащих, а также их повышением квалификации.

До централизации в Администрации города и ее структурных подразделениях работало 22 кадровика, после централизации количество работников управления составило 17 человек.

Управление было создано в целях:

1) реализации политики управления персоналом, обеспечивающей эффективную деятельность Администрации города;

2) обеспечения соблюдения Администрацией города и ее структурными подразделениями требований и норм трудового законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

3) эффективное использование бюджетных средств при осуществлении дополнительного профессионального образования работников Администрации города.

В настоящее время основную работу по кадровому делопроизводству в Администрации города осуществляют 10 специалистов отдела кадрового обеспечения. С момента создания управления работа по кадровому делопроизводству, в связи с изменением действующего законодательства функции отдела постоянно дополнялись, но штатная численность осталась прежней.

При неизменной штатной численности отдела муниципальной службы (6 шт. ед.) с 2005 года, функции отдела также значительно дополнялись, в связи с принятием Федеральных законов от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Здесь хотелось бы отметить, что работа по обеспечению деятельности по реализации законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции ведётся в целом по муниципальному образованию, включая все органы местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут: Глава города, Администрация города, Дума города, Контрольно-счетная палата города.

Специалистами отдела разрабатываются проекты муниципальных правовых актов, которые применяются всеми тремя органами местного самоуправления города Сургута по вопросам, связанным с муниципальной службой и противодействием коррупции; формируются планы на дополнительное профессиональное образование (ежегодно), включая обучение по квоте за счет средств окружного бюджета; осуществляется реализация муниципальной программы «Развитие муниципальной службы в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы»; формируется кадровый резерв органов местного самоуправления.

Одной из особенностей работы нашего управления является то обстоятельство, что в состав управления в 2007 году был введен отдел по организации труда и заработной платы (на момент введения 3 шт. ед., по состоянию на 01.10.2018 – 6 шт. ед.), ранее находившийся в структуре департамента финансов Администрации города. Введение этого отдела было обусловлено тесной взаимосвязью вопросов кадрового обеспечения муниципальных служащих, лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы (технических исполнителей), а таже руководителей муниципальных учреждений и предприятий, с вопросами оплаты труда вышеуказанных работников. Основные направления деятельности отдела – это разработка проектов муниципальных правовых актов о размерах и условиях оплаты труда и социальных выплат работникам органов местного самоуправления и муниципальных организаций, а также разработка и утверждение штатного расписания Администрации города и ее структурных подразделений, подготовка сравнительного анализа численности работников и среднемесячной заработной платы по отраслям бюджетной сферы города Сургута и др.

Наличие отдела по организации труда и заработной платы в составе управления кадров и муниципальной службы позволяет снизить временные затраты на разработку муниципальных правовых актов по оплате труда работников органов местного самоуправления, а также учитывать практическую сторону вводимых изменений при их подготовке.

Так же с 2012 года функционал отдела, дополнен функцией по обязательному государственному страхованию муниципальных служащих на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего, в связи с выполнением ими должностных обязанностей.

Кроме того в функции отдела входит:

- проверка и согласование раздела трудового договора по оплате труда руководителей муниципальных организаций при заключении с ними трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам);

- согласование проектов муниципальных правовых актов главных распорядителей бюджетных средств об утверждении положений о порядке и условиях установления конкретных размеров выплат, составляющих фонд оплаты труда руководителей муниципальных учреждений;

- проверка и согласование положений об оплате труда муниципальных учреждений.

Тесную связь между тремя отделами можно продемонстрировать на следующих примерах.

Прием на работу и заключение трудового договора с муниципальным служащим:

1) отдел муниципальной службы разрабатывает и утверждает муниципальный правовой акт о перечне должностей муниципальной службы;

2) отдел по организации труда и заработной платы разрабатывает и утверждает муниципальный правовой акт о денежном содержании муниципальных служащих;

3) отдел кадрового обеспечения осуществляет подготовку трудового договора с муниципальным служащим.

При установлении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальным служащим:

1) отдел по организации труда и заработной платы разрабатывает и утверждает муниципальный правовой акт о денежном содержании муниципальных служащих, в том числе размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальным служащим;

2) отдел кадрового обеспечения заносит данные в автоматизированную информационную систему, обеспечивающую учет кадров муниципального образования, по стажу работы муниципального служащего;

3) отдел муниципальной службы разрабатывает и утверждает муниципальный правовой акт о присвоении квалификационных чинов с учетом данных о стаже работника.

В настоящее время штатная численность управления составляет 24 шт. ед. муниципальных служащих.

В результате введения структурного подразделения, обеспечивающего единую кадровую политику в Администрации города, были достигнуты следующие цели:

- проведение единой политики управления персоналом в Администрации города и её структурных подразделениях;

- единообразие применения норм и требований законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции;

- ведение единого кадрового делопроизводства в Администрации города и её структурных подразделениях;

- формирование единого кадрового резерва, единого банка высоко-квалифицированных специалистов;

- экономия бюджетных средств, в связи с проведением обучающих семинаров на территории города с возможностью обучения бóльшего количества работников;

- обеспечение контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

В процессе создания структурного подразделения
в Администрации города, обеспечивающего единую кадровую политику в деятельности органа местного самоуправления, инициаторами создания управления были преодолены следующие проблемы такие как:

- активное сопротивление руководителей структурных подразделений передаче работников кадровых служб в созданное структурное подразделение по ведению кадровой работы, так как указанные работники выполняли иную работу по поручению руководителя;

- скрытое сопротивление некоторых работников кадровых служб, в связи с понижением должности (например, ранее замещал должность начальника службы (отдела), стал главным специалистом);

- сложности взаимодействия со структурными подразделениями при передаче функциональных обязанностей, учитывая отличное расположение структурных подразделений от месторасположения создаваемого структурного подразделения по ведению кадровой работы;

- потеря высококвалифицированных специалистов, нежелающих переходить во вновь создаваемое структурное подразделение по ведению кадровой работы.

Но в то же время удалось решить следующие проблемы:

- проведение курсов повышения квалификации и обучающих семинаров на территории города с возможностью обучения бóльшего количества работников и экономии бюджетных средств.

- исключение случаев нарушения норм законодательства при поступлении на муниципальную службу, прохождении службы, при увольнении;

- единый подход при формировании системы оплаты труда и социальных выплат работникам Администрации города, муниципальных учреждений, руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в муниципальной собственности.

Опубликовано: 30.10.2018 14:44        Обновлено: 30.10.2018 14:51