Размер:
Цвет:

Информация о результатах исполнения пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147

Информация

о результатах исполнения пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147


пункт 5: Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

подпункт «а»: разработать с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими и работниками названных государственных органов и организаций запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции


Распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) от 23 мая 2016 года № 115-рг «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 февраля 2016 года № 47-рг «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2017 годы» в План противодействия коррупции автономного округа на 2016-2017 годы (далее – План противодействия коррупции) включен вопрос о разработке с участием институтов гражданского общества комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа запретов, ограничений и требований (далее – комплекс мер), установленных в целях противодействия коррупции.

Комплекс мер разработан и утвержден Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Депгосслужбы Югры) совместно с Региональным отделением по автономному округу Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» 29 сентября 2017 года. В качестве организационных и разъяснительных мер, направленных на соблюдение служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, определены:

- проведение цикла лекций, аппаратных учеб с государственными гражданским и муниципальными служащими автономного округа, работниками государственных учреждений, государственных унитарных предприятий автономного округа, хозяйственных обществ, товариществ, фондов, автономными некоммерческими организациями, единственным учредителем которых является автономный округ (далее - учреждения), по разъяснению основ антикоррупционного законодательства;

- проведение тестирования среди государственных гражданских и муниципальных служащих автономного округа на предмет оценки знаний положений антикоррупционного законодательства, в том числе запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- разработка памятки для государственных гражданских и муниципальных служащих автономного округа, работников учреждений автономного округа о стандартах антикоррупционного поведения, а также запретах, ограничениях и требованиях, установленных в целях противодействия коррупции;

- проведение семинара-совещания с должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции в учреждениях, по организации работы по предупреждению, противодействию коррупции.

Одной из мер, направленных на формирование системы ответственного партнерства общественных организаций, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и бизнес- сообщества автономного округа, стал общественный антикоррупционный договор, который подписан 19 декабря 2016 года. Проект договора прошел широкое общественное обсуждение. Его поддержали 355 представителей различных организаций и объединений общественной направленности.


подпункт «б»: обеспечить контроль применения предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов


Контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов осуществляется в ходе анализа сведений о ходе реализации мер по противодействию коррупции, представляемых ежеквартально органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. В ходе такой работы дается оценка своевременности, полноты и объективности применяемых мер юридической ответственности по каждому случаю выявленного нарушения действующего законодательства.

За 3 квартала 2017 года в отношении 91 государственного гражданского служащего и 383 муниципальных служащих автономного округа проведено 47 и 205 соответственно заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество служащих, в отношении которых комиссиями рассмотрены материалы, уменьшилось на 45% у государственных гражданских и на 51% у муниципальных служащих, как и количество проведенных заседаний (уменьшилось на 34% у государственных гражданских и на 37% у муниципальных служащих автономного округа).

Указанными комиссиями в органах государственной власти автономного округа выявлено 34 нарушения (из них: 25 – о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 2 – об урегулировании конфликта интересов, 7 – о соблюдении требований к служебному поведению) и 176 нарушений в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (из них: 148 – о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 18 – требований к служебному поведению, 10 – об урегулировании конфликта интересов). К ответственности привлечены 13 государственных гражданских служащих автономного округа и 80 муниципальных служащих автономного округа. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество выявленных комиссиями нарушений увеличилось на 36% у государственных гражданских служащих и уменьшилось на 12% у муниципальных служащих автономного округа, количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности, уменьшилось на 7 % у государственных гражданских и на 22% у муниципальных служащих автономного округа. Случаи несвоевременного или необъективного применения мер юридической ответственности не выявлены.

Также в соответствии постановлением Губернатора автономного округа от 20 сентября 2010 года № 182:

органы государственной власти и обеспечивают ежеквартальное предоставление в Депгосслужбы Югры копий протоколов заседаний комиссий с приложением копий материалов, явившихся основанием для проведения заседания указанной комиссии, копии поступивших представлений прокуратуры автономного округа, а также информации, представленной в письменном виде в установленном законом порядке, от правоохранительных, иных государственных органов, должностных лиц по фактам нарушения законодательства о государственной гражданской службе, а также ответов на них в рамках контроля за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности;

органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа обеспечивают ежеквартальное предоставление в Депгосслужбы Югры копий протоколов заседаний комиссий с приложением копий материалов, явившихся основанием для проведения заседания комиссии.


подпункт «в»: провести анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений


Организован ежеквартальный анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков, отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений на основе данных мониторинга хода реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, представляемых по форме, разработанной Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Распоряжением Губернатора автономного округа от 23 мая 2016 года № 115-рг «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 февраля 2016 года № 47-рг «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2017 годы» в План противодействия коррупции включены мероприятия, предусматривающие мониторинг исполнения установленного порядка сообщения лицами, замещающими государственные должности автономного округа, муниципальные должности, государственными гражданскими служащими автономного округа, муниципальными служащими органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, работниками организаций, в отношении которых автономный округ или муниципальное образование выступает единственным учредителем (далее – учреждения) о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками или другими официальными мероприятиями, участие которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей о выполнении иной оплачиваемой работы, о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

В 2016 году от лиц, замещающих государственные должности автономного округа, государственных гражданских служащих автономного округа и работников учреждений поступило 9 уведомлений о получении 14 подарков. В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 18 февраля 2014 года № 15 «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также работниками организаций, в отношении которых Ханты-Мансийский автономный округ - Югра выступает единственным учредителем, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» все 14 подарков, с установленной стоимостью свыше 3 тыс. руб. сданы ответственным лицам по акту приема-передачи. От лиц, замещающих муниципальные должности автономного округа, муниципальными служащими автономного округа и работниками муниципальных учреждений поступило 17 уведомлений о получении 30 подарков. Из них 25 сданы ответственным лицам в связи с установленной стоимостью свыше 3 тыс. руб. Нарушений действующего законодательства не установлено.

За 9 месяцев 2017 года от лиц, замещающих государственные должности автономного округа, государственных гражданских служащих автономного округа поступило 10 уведомлений о получении 18 подарков. Все подарки сданы ответственным лицам по акту приема-передачи, в связи с установленной стоимостью свыше 3 тыс. руб. От лиц, замещающих муниципальные должности автономного округа, муниципальными служащими автономного округа поступило 6 уведомлений о получении 6 подарков. 5 подарков стоимостью свыше 3 тыс. руб. сданы ответственным лицам по акту приема-передачи. Нарушений действующего законодательства не установлено.

В 2016 году поступило и рассмотрено 753 уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы (97 уведомлений в исполнительных органах государственной власти, 656 уведомлений в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа).

За 9 месяцев 2017 года поступило и рассмотрено 158 уведомлений о выполнении иной оплачиваемой работы (30 уведомлений в исполнительных органах государственной власти, 128 уведомлений в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа).

В 2016 году поступило 1 уведомление о склонении к совершению коррупционных правонарушений. За отчетный период 2017 года – 2 уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений.


подпункт «г»: продолжить работу по формированию у служащих и работников названных государственных органов и организаций отрицательного отношения к коррупции


В целях формирования отрицательного отношения к коррупции, у государственных гражданских служащих автономного округа начиная с принятия на должность государственной гражданской службы, организованы занятия Школы-семинара начинающих государственных гражданских служащих автономного округа. На указанных занятиях рассмотрены вопросы «Формирование антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих (в свете антикоррупционного законодательства)», «Деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов как инструмент профилактики коррупционных и иных правонарушений на государственной гражданской службе».

Начиная с 2016 года проводится конкурс научных и прикладных работ по антикоррупционному просвещению граждан и формированию нетерпимости к коррупционному поведению у государственных и муниципальных служащих автономного округа. Участниками конкурса являются представители профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего и профессионального образования, расположенных на территории автономного округа, аспиранты и студенты образовательных организаций высшего и профессионального образования, расположенных на территории автономного округа, государственные гражданские и муниципальные служащие автономного округа. В 2016 году количество участников составило 11 человек, в этом году их число увеличилось до 17.

С учетом нормативных правовых актов автономного округа, регламентирующих процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений; информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования; обмена подарками и знаками делового гостеприимства; проведения оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, продолжена работа по формированию у работников государственных учреждений отрицательного отношения к коррупции.

В штатные расписания учреждений включены должности ответственных лиц за профилактику коррупции. В трудовые договоры, заключенные с руководителями учреждений, внесена норма, устанавливающая персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы в учреждении. Во всех учреждениях автономного округа приняты Кодексы этики.

В соответствии с Планом противодействия коррупции предусмотрено проведение ежегодных семинаров и совещаний с должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции в государственных учреждениях.

Так, в семинаре-совещании, проведенном 31 октября 2016 года, приняли более 140 представителей учреждений. Впервые опробована методика проведения деловой игры по рассмотрению типичных ситуаций конфликта интересов. Участникам занятия предстояло определить является ли ситуация конфликтной и какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить или урегулировать данный конфликт. Обсуждение представленных ситуаций проходило в формате открытого диалога, в ходе которого удалось выработать конкретные предложения по разрешению ситуаций, связанных с возможным возникновением конфликта интересов.

2 ноября 2017 года с участием представителей правоохранительных органов проведено практическое занятие с должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции в учреждениях. Участие в данном мероприятии приняли более 80 представителей учреждений. На практическом занятии рассмотрены следующие вопросы: «Проблемы при организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в государственных учреждениях», «Юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений», «Антикоррупционные стандарты поведения работников учреждений и организаций». В качестве практических материалов представлена памятка «Антикоррупционные стандарты поведения работников учреждений».


пункт 9: Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в пределах свои полномочий:

подпункт «а»: обеспечить исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации


В автономном округе обеспечено исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции.

По мере необходимости и в соответствии с принятием и изменением федерального законодательства, актуализируется нормативная правовая база автономного округа.

За период с апреля 2016 года по отчетную дату, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам совершенствования организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации обеспечено внесение изменений в 23 нормативных правовых акта автономного округа с целью их актуализации, разработаны и вновь приняты 4 нормативных правовых акта автономного округа, предусматривающие систему оценки эффективности деятельности уполномоченного органа автономного округа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, порядке размещения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений автономного округа, организацию проведения добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа, а также порядке и критериях оценки эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов, исполнительных органов государственный власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Все принимаемые нормативные правовые акты в обязательном порядке проходят антикоррупционную экспертизу и общественное обсуждение на официальном сайте автономного округа.

В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами автономного округа на постоянной основе осуществляется анализ действующих правовых актов исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции, на предмет соответствия действующему законодательству.


подпункт «б»: оказывать содействие органам местного самоуправления в организации работы по противодействию коррупции


На постоянной основе оказывается содействие органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в организации работы по противодействию коррупции. С 2016 года организуется выездные мероприятия, в ходе которых оказывается методическая и практическая помощь органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реализации законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. Перечень вопросов для рассмотрения в ходе такой работы и план-график выездов в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа утверждается ежегодно приказами Депгосслужбы Югры. В 2016 году методическая и практическая помощь оказана 6 муниципальным образованиям автономного округа, на отчетную дату 2017 года - 7 муниципальным образованиям.

По результатам работы формируются предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и доводятся до руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и размещается на официальном сайте Депгосслужбы Югры.

Также для органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на постоянной основе разрабатываются муниципальные модельные правовые акты, методические рекомендации по применению законодательства о противодействии коррупции, а также проводятся семинары-совещания.

За отчетный период проведен ряд таких мероприятий:

2 февраля 2016 года проведено занятие в режиме видеоконференции по вопросу «О принятых мерах органами местного самоуправления по реализации Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором приняли участие 121 представитель органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

4 марта 2016 года проведено занятие в режиме видеоконференции по вопросу: «Организация представления лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной и не постоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», в котором приняли участие 158 представителей органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

29 марта 2016 года в режиме видеоконференции проведено совещание секретарей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, действующих в органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в котором приняли участие 188 представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

28 апреля 2016 года проведена Коллегия по вопросам кадровой политики при Депгосслужбы Югры, в которой приняли участие представители всех органов государственной власти автономного округа и 124 представителя органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

26 октября 2016 года проведен семинар по вопросам реализации кадровой политики в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Участие приняли более 180 представителей органов местного самоуправления автономного округа;

27 октября 2016 года состоялось заседание Коллегии по вопросам кадровой политики при Депгосслужбы Югры, участие в котором приняли более 180 представителей органов местного самоуправления автономного округа;

27 февраля 2017 года проведен семинар с руководителями и специалистами кадровых служб органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по вопросам муниципальной службы. Участниками стали 190 представителей органов местного самоуправления автономного округа;

26 октября 2017 года состоялось заседание Коллегии по вопросам кадровой политики при Депгосслужбы Югры, участие в котором приняли более 170 представителей органов местного самоуправления автономного округа;

27 октября 2017 года проведен семинар с руководителями и специалистами кадровых служб органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Участие приняли более 160 представителей органов местного самоуправления автономного округа.

В целях формирования единых подходов в сфере противодействия коррупции Депгосслужбы Югры разработаны и направлены в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа для использования и руководства в работе 11 модельных правовых актов по вопросам представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также об организации работы по профилактике коррупции в муниципальных учреждениях автономного округа. Органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на основе указанных модельных правовых актов принято более 600 муниципальных правовых актов.

В соответствии с поручением протокола заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 2 на каждом заседании Комиссии по противодействию коррупции заслушиваются главы городских округов и муниципальных районов, в которых по результатам проведения мониторинга реализации мероприятий по противодействию коррупции выявлены нарушения действующего законодательства о противодействии коррупции.


подпункт «в»: обеспечить проведение социологических исследований для оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации и по результатам этих исследований принять необходимые меры по совершенствованию работы по противодействию коррупции


Обеспечено ежегодное проведение социологических исследований для оценки уровня коррупции в автономном округе. Так, итоги проведенного исследования за 2016 год обсуждены на заседаниях общественных советов, созданных при исполнительных органах государственной власти автономного округа, а также на ежеквартальных заседаниях должностных лиц кадровых служб органов государственной власти автономного округа, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, и секретарей комиссий, действующих в органах государственной власти автономного округа.

Согласно результатам опроса, произошло снижение уровня коррупции в автономном округе. Так считают 54,84% опрошенных (в 2015 году – 12,0%). В целом респондентами отмечена положительная динамика изменения уровня коррупции в автономном округе в 2016 год в сторону уменьшения её проявлений.

Наиболее эффективными мерами профилактики коррупции, реализуемыми на территории автономного округа по мнению опрошенных являются: предоставление электронных услуг (77,42%), публикация сведений о доходах служащих и членах их семей (64,52%), проведение публичных слушаний, открытых обсуждений законопроектов и формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции (по 51,61%), проведение государственных закупок на условиях конкурса (48,39%), размещение в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов и принятие нормативных правовых актов, программ, планов противодействия коррупции (по 41,94%). Следующей по эффективности мерой граждане считают рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих (32,26%). Вместе с тем, в целом ни одна мера, предлагаемая для оценки, не набрала менее 20%, что свидетельствует о том, что так или иначе все эти меры оказывают влияние на эффективность борьбы с коррупцией.

Положительно, с точки зрения борьбы с коррупцией, респонденты воспринимают внедрение принципа «одного окна» и электронной формы обращения. 82,1% респондентов посчитали, что внедрение принципа «одного окна» и электронной формы обращения уменьшили коррупционную составляющую в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.


подпункт «г»: обеспечить выполнение требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации


Обеспечено выполнение требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе в автономном округе.

По итогам работы за 9 месяцев 2017 года в отношении 91 государственного гражданского служащего автономного округа проведено 47 заседаний комиссий. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество государственных служащих, в отношении которых комиссиями рассмотрены материалы уменьшилось на 45%. Также уменьшилось число проведенных в 2017 году заседаний комиссий (на 34% у государственных служащих).

По результатам заседаний указанных комиссий выявлено 34 нарушения, из них: 25 – о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 2 – об урегулировании конфликта интересов, 7 – о соблюдении требований к служебному поведению. К дисциплинарной ответственности привлечены 13 государственных гражданских служащих автономного округа. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество выявленных комиссиями нарушений у государственных гражданских служащих увеличилось на 36%. Количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности уменьшилось на 7 %.

В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по выявлению фактов, содержащих признаки конфликта интересов, в том числе скрытой аффилированности и своевременному принятию мер, направленных на урегулирование возникшего конфликта интересов, уполномоченным органом разработаны методические рекомендации.

Методические рекомендации включают конкретные примеры ситуаций возникновения конфликта интересов и перечень мероприятий по выявлению фактов, содержащих признаки конфликта интересов, включающий:

анализ сведений, представляемых государственным (муниципальным) служащим при поступлении и прохождении государственной (муниципальной) службы на наличие фактов, содержащих признаки конфликта интересов;

актуализацию и дополнение перечня должностей, при замещении которых государственные (муниципальные) служащие обязаны представлять сведения о доходах;

анализ общедоступной информации, размещенной государственным (муниципальным) служащим в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

использование специализированного программного продукта, позволяющего осуществлять поиск взаимосвязей государственного (муниципального) служащего с любыми физическими и юридическими лицами.

Обсуждение данных методических рекомендаций состоялось 17 мая 2017 года, на ежеквартальном совещании с руководителями и специалистами подразделений по вопросам государственной гражданской службы и кадров органов государственной власти автономного округа.


подпункт «д»: организовать обучение работников органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации программам дополнительного профессионального образования, включающим раздел о функциях органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений


Повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции организуется на основании распоряжений Президента Российской Федерации по программам, соответствующим приоритетным направлениям дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, перечень которых Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно согласовывает с Администрацией Президента Российской Федерации. При этом обучение по вопросам противодействия коррупции отнесено к приоритетным направлениям дополнительного профессионального образования.

В 2016 году обучено 70 ответственных лиц органов государственной власти автономного округа (100 % от числа подлежащих обучению), в том числе:

по дополнительной профессиональной программе «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации» обучены 4 государственных гражданских служащих автономного округа уполномоченного органа в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

по программе «Профилактика коррупционных правонарушений в органах государственного управления» в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» обучены 66 государственных гражданских служащих автономного округа.

В 2017 году обучено 110 ответственных лиц органов государственной власти автономного округа (100 % от числа подлежащих обучению), в том числе:

по дополнительной профессиональной программе «Основы противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации» в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Югорский государственный университет обучено 96 государственных гражданских служащих автономного округа;

по программе «Технологии и методы реализации функций кадровых служб органов государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений» в негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» обучено 13 государственных гражданских служащих автономного округа;

по программе «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации» включающим раздел о функциях органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» обучен 1 государственный гражданский служащий автономного округа.


подпункт «е»: принять меры по повышению эффективности деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации


Для повышения эффективности работы уполномоченного органа автономного округа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и президиума Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в автономном округе в части, касающейся соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности автономного округа и должности государственной гражданской службы автономного округа категории «Руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Губернатор автономного округа, распоряжением Губернатора автономного округа от 29 сентября 2016 года № 219-рг (далее – Комиссия) создана система оценки эффективности деятельности уполномоченного органа автономного округа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и Комиссии в части, касающейся соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности автономного округа и должности государственной гражданской службы автономного округа категории «Руководители», утвержден перечень показателей оценки эффективности. Оценка эффективности подлежит осуществлению ежегодно, начиная с результатов деятельности за 2017 год в 2018 году, с рассмотрением на заседании Комиссии результатов оценки.

В целях принятия дополнительных мер по созданию системы контроля за эффективностью деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа распоряжением Правительства автономного округа от 28 июля 2017 года № 465-рп утвержден порядок и критерии оценки эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Оценка эффективности деятельности также проводится ежегодно в 3 этапа, начиная с результатов деятельности за 2017 год в 2018 году. По итогам проведенной оценки формируется рейтинговая таблица, которая направляется в адрес руководителей всех органов власти и размещается на официальном сайте Депгосслужбы Югры. Результаты оценки Депгосслужбы Югры учитывает при принятии решений об оказании методической и практической помощи исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реализации законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции и проведении тематических проверок по вопросам соблюдения законодательства о государственной гражданской службы и противодействии коррупции в государственных органах, исполнительных органах государственной власти автономного округа.


подпункт «ж»: издать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие создание единых региональных интернет-порталов для размещения проектов указанных актов в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы


Постановлением Правительства автономного округа от 28 октября 2016 года № 420-п внесены изменения в государственную программу автономного округа «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы» в части модернизации интерактивного сервиса «Общественная экспертиза» для обеспечения дополнительных гарантий проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения нормативных правовых актов автономного округа. В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 20 апреля 2012 № 140-п «О едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (с изменениями на 4 августа 2017 года) органы государственной власти автономного округа обязаны размещать на едином сайте проекты разрабатываемых ими правовых актов (проекты законов автономного округа, постановлений и распоряжений Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа, приказов) в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Очевидно, что деятельность независимых экспертов, аккредитованных Министерством юстиции Российской Федерации на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (далее - независимые эксперты), способна оказывать положительное влияние на повышение качества проектов нормативных правовых актов, а также способствовать исключению коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах.

В 2016 году уровень активности институтов гражданского общества и граждан, аккредитованных в качестве независимых экспертов, в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов автономного округа (и их проектов) снизился. Так, в 2016 году в адрес исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа не поступило ни одно заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

По состоянию на 15 декабря 2016 года на территории автономного округа имели свидетельства об аккредитации на проведение независимой антикоррупционной экспертизы 15 физических лиц. Сложившаяся ситуация послужила поводом к принятию дополнительных мер, направленных на повышение активности независимых экспертов.

Так, постановлением Губернатора автономного от 9 февраля 2017 года № 14 положение о Депгосслужбы Югры дополнено полномочием по координации деятельности независимых экспертов. Распоряжением Губернатора автономного округа от 16 февраля 2017 года № 34-рг План противодействия коррупции автономного округа дополнен проведением информационно-методических мероприятий с независимыми экспертами.

Для обсуждения актуальных вопросов, связанных с организацией проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (и их проектов), и выработки мер, направленных на активизацию деятельности независимых экспертов 6 июля 2017 года организовано проведение круглого стола на тему: «Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)». Участие в мероприятии приняли независимые эксперты, представители Депгосслужбы Югры, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по автономному округу и регионального отделения общероссийской организации «Ассоциация юристов России». Результатом принятия дополнительных мер стало увеличение числа независимых экспертов более, чем в два раза (с 15 до 36).


подпункт «з»: продолжить работу:

по выявлению случаев несоблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Каждый случай несоблюдения указанных требований предавать гласности и применять к лицам, нарушившим эти требования, меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Обеспечить ежегодное обсуждение вопроса о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию на заседаниях комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах РФ;

по предупреждению коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации


Продолжена работа по выявлению случаев несоблюдения лицами, замещающими государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы автономного округа, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. По каждому случаю несоблюдения указанных требований проводятся соответствующие проверки, материалы которых рассматриваются на заседаниях комиссий. Так, за III квартал 2017 года количество проверок соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов уменьшилось в 4 раза, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (за 9 месяцев 2016 года – 33 проверки, за 3 квартал 2017 года – 8 проверок), количество заседаний комиссий уменьшилось в два раза (за 9 месяцев 2016 года – 30 заседаний, за 3 квартал 2017 года – 15 заседаний). При этом количество служащих, привлеченных к юридической ответственности за нарушение требований о предотвращении конфликта интересов, увеличилось (за 9 месяцев 2016 года – 0 служащих, за 3 квартал 2017 года – 1 служащий).

Сведения о результатах проверок и деятельности комиссий размещаются на официальных сайтах органов государственной власти автономного округа (с учетом требований законодательства о персональных данных).

Обеспечено обсуждение вопроса «О работе по выявлению случаев несоблюдения лицами, замещающими государственные должности Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов» на заседании Комиссии 18 сентября 2017 года. По результатам такого рассмотрения внесены дополнения в государственную программу «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016-2020 годах», предусматривающие проведение анализа деятельности лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы автономного округа при осуществлении полномочий представителей автономного округа в органах управления хозяйственных обществ и некоммерческих организаций на предмет наличия признаков конфликта интересов.

Продолжена работа по предупреждению коррупции в учреждениях. Так, с учетом нормативных правовых актов автономного округа, регламентирующих процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений; информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования; обмена подарками и знаками делового гостеприимства; проведения оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, продолжена работа по формированию у работников государственных учреждений отрицательного отношения к коррупции.

В штатные расписания учреждений включены должности ответственных лиц за профилактику коррупции. В трудовые договоры, заключенные с руководителями учреждений, внесена норма, устанавливающая персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы в учреждении. Во всех учреждениях автономного округа приняты Кодексы этики.

В соответствии с Планом противодействия коррупции предусмотрено проведение ежегодных семинаров и совещаний с должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции в государственных учреждениях.

Так, в семинаре-совещании, проведенном 31 октября 2016 года, приняли более 140 представителей учреждений. Впервые опробована методика проведения деловой игры по рассмотрению типичных ситуаций конфликта интересов. Участникам занятия предстояло определить является ли ситуация конфликтной и какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить или урегулировать данный конфликт. Обсуждение представленных ситуаций проходило в формате открытого диалога, в ходе которого удалось выработать конкретные предложения по разрешению ситуаций, связанных с возможным возникновением конфликта интересов.

2 ноября 2017 года с участием представителей правоохранительных органов проведено практическое занятие с должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции в учреждениях. Участие в данном мероприятии приняли более 80 представителей учреждений. На практическом занятии рассмотрены следующие вопросы: «Проблемы при организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в государственных учреждениях», «Юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений», «Антикоррупционные стандарты поведения работников учреждений и организаций». В качестве практических материалов представлена памятка «Антикоррупционные стандарты поведения работников учреждений».

Опубликовано: 26.12.2017 10:57        Обновлено: 26.12.2017 11:51