Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Информация о результатах проверки реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований федеральных законов от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ  «О муниципальной службе в Российской Федерации» и от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

В соответствии с планом работы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее – аппарат полномочного представителя) департаментом по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград проведена проверка реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного         округа – Югры требований федеральных законов от 2 марта 2007 г.           № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и от          25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Проверкой установлено.

В целях реализации положений Федерального закона от 2 марта  2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) приняты все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы муниципальной службы.

Законом автономного округа от 20 июля 2007 г. № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон автономного округа № 113-оз) установлены: полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере муниципальной службы; типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы; классные чины муниципальных служащих, порядок их присвоения и сохранения;  типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту; типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих; дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему; денежное содержание муниципальных служащих; стаж муниципальной службы и др.

В целях реализации положений статьи 28.1 Федерального закона     № 25-ФЗ Законом автономного округа от 25 июня 2015 г. № 61-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» внесены соответствующие изменения в Закон автономного округа № 113-оз, устанавливающие порядок заключения договора о целевом обучении.

Законом автономного округа от 20 июля 2007 г. № 97-оз «О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» утвержден данный реестр, в соответствии с которым в муниципальных образованиях автономного округа муниципальными правовыми актами установлены должности муниципальной службы.

Вопросы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в автономном округе регулируются Законом автономного округа от 11 апреля 2008 г. № 34-оз «Об участии в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений» и постановлением Губернатора автономного округа от 12 сентября 2008 г.  № 125 «Об участии исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в организации получения дополнительного профессионального образования лицами, замещающими выборные муниципальные должности, а также профессионального образования и дополнительного профессионального образования муниципальными служащими и работниками муниципальных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Постановлением Губернатора автономного округа от 8 июня  2009 г. № 84 установлено соотношение классных чинов государственной гражданской службы автономного округа и классных чинов муниципальных служащих.

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа  от 23 января 2014 г. № 8 функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере муниципальной службы, а также участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих осуществляет Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа (далее – Департамент).

Департаментом осуществляется координация деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по реализации законодательства о муниципальной службе, а также ведется мониторинг кадрового состава органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и др.

Кроме того, Департамент обеспечивает деятельность Совета по вопросам государственной и муниципальной службы автономного округа при Губернаторе автономного округа.

В структуре Департамента полномочия в данной сфере реализует отдел муниципальной службы Управления государственной гражданской и муниципальной службы с численностью 4 человека.

Департаментом на системной основе оказывается методическая и практическая помощь органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реализации законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.

В 2014 году Департаментом разработаны три методических рекомендации и пять модельных правовых актов для органов местного самоуправления. Указанные методические материалы размещены на официальном сайте Департамента и направлены в органы местного самоуправления для использования в практической работе.

В 2015 году также осуществлялась разработка методических рекомендаций. Так, 25 мая 2015 г. (письмо № 36-исх.-886) главам муниципальных районов и городских округов направлен приказ Департамента от 5 мая 2015 г. № 42 «Об утверждении Методических рекомендаций  по организации и проведению конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты–Мансийского автономного округа – Югры для использования в практической деятельности».

Практическая помощь органам местного самоуправления осуществляется в соответствии с ежегодным приказом Департамента на основании плана-графика выездов в муниципальные образования автономного округа.

В 2015 году в соответствии с приказом Департамента от 18 февраля 2015 г. № 11 «Об оказании методической и практической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реализации законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции на муниципальной службе» запланировано 7 выездов. По состоянию на 01 июля 2015 г. проведен мониторинг 4 органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (администрация г. Ханты-Мансийска, Дума г. Ханты-Мансийска, администрация г. Покачи, администрация Белоярского района).

В целях совершенствования деятельности кадровых служб органов местного самоуправления, выработки единых подходов к проведению кадровой политики и применению законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе действует Коллегия по вопросам кадровой политики при Департаменте (далее – Коллегия). В 2014 году на заседаниях Коллегии (5 марта и 24 сентября) рассматривались вопросы исполнения законодательства о муниципальной службе,  организации антикоррупционной деятельности на муниципальной службе, общественной оценки деятельности муниципальных служащих  автономного округа. В текущем году Коллегия проведена 25 марта 2015 г.

Департаментом со специалистами кадровых подразделений органов местного самоуправления ежегодно проводятся семинары и совещания по актуальным вопросам, возникающим в ходе реализации законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.

В апреле 2014 года состоялся семинар-совещание на тему «Совершенствование работы в сфере противодействия коррупции на муниципальной службе», в котором приняли участие 170 человек, в том числе заместители глав, глав администраций, курирующих вопросы муниципальной службы и противодействия коррупции. В сентябре 2014 года организован семинар «Оценка  эффективности деятельности муниципальных служащих органов местного самоуправления».

В мае 2014 года Департаментом совместно с подведомственным автономным учреждением «Региональный институт управления» для руководителей и специалистов кадровых служб органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа проведена конференция «Российская модель управления: анализ и рекомендации к применению».

8 апреля 2015 г. проведено совещание для органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на тему  «Совершенствование деятельности в сфере муниципальной службы и противодействия коррупции на муниципальной службе».

Департаментом осуществляется разработка и реализация государственной программы в сфере муниципальной службы в автономном округе.

В 2014 году мероприятия по развитию муниципальной службы в автономном округе осуществлялись в рамках подпрограммы IV «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» Государственной программы автономного округа «Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014 - 2020 годах»    (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 г. № 428-п.

Основными задачами подпрограммы Государственной программы в сфере муниципальной службы являлись: повышение профессиональной  компетентности муниципальных служащих; обеспечение мер, способствующих оценке и повышению эффективности муниципальной службы автономного округа, в том числе предупреждение коррупции, выявление и разрешение конфликта интересов и др.

Финансирование Государственной программы осуществлялось за счет средств окружного бюджета, объем финансирования на 2014 год составил 80 080,0 тыс.рублей, средства реализованы в полном объеме. Большинство запланированных программных мероприятий выполнены.

В то же время не в полной мере выполнено мероприятие подпрограммы Государственной программы по внедрению и сопровождению специализированного программного продукта для автоматизации кадрового делопроизводства и ведения реестра муниципальных служащих. В органах местного самоуправления указанный программный продукт не применяется.

Основные финансовые затраты Государственной программы в     2014 году были направлены на обучение муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.

Повышение квалификации муниципальных служащих в 2014 году обеспечено в полном объеме с учетом потребности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. За счет средств бюджета автономного округа обучено 425 муниципальных служащих по 16 программам дополнительного профессионального образования, на эти цели израсходовано 3,8 млн.рублей.

В рамках программных мероприятий по повышению уровня открытости и престижа муниципальной службы организовано проведение Дней открытых дверей в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Департаментом разработаны и направлены в органы местного самоуправления рекомендации о проведении «Дня открытых дверей» в администрациях органов местного самоуправления.

В 2014 году «Дни открытых дверей» проведены в 21 муниципальном образовании.  Информация о проведенных мероприятиях размещена на официальных сайтах муниципальных образований автономного округа.

С целью формирования позитивного имиджа государственной гражданской (муниципальной) службы в молодежной среде, привлечения активной и перспективной молодёжи на государственную гражданскую и муниципальную службу автономного округа в 2014 году проведен конкурс среди студентов вузов автономного округа «Будущий управленец». В конкурсе приняли участие студенты Сургутского и Югорского государственных университетов. В финал конкурса вышли 15 человек. Победителю конкурса и призёрам, занявшим 2 и 3 места,  вручены дипломы и денежная премия, а также предоставлено право прохождения  краткосрочной деятельности в одном из органов государственной власти (органов местного самоуправления муниципальных образований).

Ежегодно, как на уровне муниципалитетов, так и на региональном уровне проводится конкурс «Лучший муниципальный служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В 2014 году в конкурсе приняли участие 30 муниципальных служащих из 16 муниципальных образований автономного округа. Победителями в конкурсе признаны     18 муниципальных служащих в номинациях: «Специалист в сфере организации муниципального хозяйства и систем жизнеобеспечения»; «Специалист в сфере градостроительства, архитектуры и землепользования»; «Специалист в сфере образования и молодежной политики»; «Специалист по опеке и попечительству»; «Специалист по кадровой работе»; «Специалист по правовой работе». Победители награждены дипломами и денежными премиями.

С 2015 года мероприятия по развитию муниципальной службы реализуются в соответствии с государственной программой «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  в 2015 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 17 октября 2014 г. № 374-п (далее – Программа), с общим объемом финансирования за счет средств окружного бюджета     605 636,5 тыс.рублей.

Основными задачами Программы в сфере муниципальной службы являются: развитие профессиональных компетенций муниципальных служащих в рамках организации стажировок, дополнительного профессионального образования, обучения; обеспечение мер, способствующих повышению результативности и эффективности муниципальной службы, в том числе предупреждение коррупции, выявление и разрешение конфликта интересов и др.

В 2015 году на реализацию мероприятий Программы выделено 108 428,5 тыс.рублей. В январе – июне 2015 года исполнение мероприятий Программы осуществлялось в соответствии с сетевым графиком, реализовано 64 320,4 тыс.рублей, или 59,3 процента. Большинство мероприятий, запланированных на первое полугодие 2015 г., выполнены.

В рамках программных мероприятий в первом полугодии 2015 г. организовано повышение квалификации 80 муниципальных служащих по актуальным программам дополнительного профессионального образования и проведено компьютерное тестирование по оценке профессиональных компетенций  37 человек из муниципальных резервов.

Во всех 22 муниципальных районах и городских округах автономного округа приняты программы развития муниципальной службы, финансируемые за счет средств местных бюджетов.

Так, постановлением администрации города Урай от  30 сентября 2014 г. № 3455 утверждена муниципальная программа «Совершенствование и развитие муниципального управления в городе Урай на 2015 - 2017 годы», в которой действует подпрограмма                   III «Развитие муниципальной службы и резерва управленческих кадров» с общим объемом финансирования 150,0 тыс.рублей.

Обучение муниципальных служащих в автономном округе осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона        № 25-ФЗ исходя из единства требований к подготовке кадров для муниципальной и государственной гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию. Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вместе с тем в нарушение действующего законодательства  имеются случаи отсутствия повышения квалификации муниципальных служащих свыше трех лет подряд (администрации г. Нефтеюганска, Березовского района, дума Ханты-Мансийского района и др.).

В 2014 году дополнительное профессиональное образование получили  2 498 муниципальных служащих, что составило 125 процентов от потребности. На эти цели затрачено 26,9 млн.рублей, из них за счет средств окружного бюджета – 3,8 млн.рублей и из средств местных бюджетов – 23,1 млн.рублей. Таким образом, потребность в обучении муниципальных служащих закрыта более чем на 100 процентов совместно органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа.

Для 22-х глав муниципальных образований организовано проведение курсов повышения квалификации по программе «Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений, переданных Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ».

В 2015 году на курсах повышения квалификации обучены               814 муниципальных служащих, или 43,3 процента от потребности, из них 80 – за счет средств окружного бюджета (затрачено 3,0 млн.рублей).

В текущем году приняты приказы Департамента от 29 января 2015 г. № 8  и от 5 мая 2015 г. № 40 «Об утверждении графика проведения курсов повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, по программам дополнительного профессионального образования в 2015 году».

Департаментом оказывается методическая и практическая помощь органам местного самоуправления по вопросам организации обучения, в том числе по вопросам перспективного планирования, формирования потребности, соблюдения сроков и периодичности обучения.

На сегодняшний день во всех 22 городских округах и муниципальных районах автономного округа на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, закрепленных статьей 5 Закона автономного округа № 113-оз, установлены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности.

Так, в городе Урае квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими в администрации и органах администрации города Урай, утверждены распоряжением главы города Урай от                13 сентября 2007 г. № 409-лс (в ред. от 9 июня 2014 г.).

По состоянию на 01 января 2015 г. штатная численность муниципальных служащих в автономном округе составляла  6 667 человек, фактическая – 6 448 человек (96,7%). При этом 361 муниципальный служащий (5,6,2%) имеет среднее и среднее профессиональное образование, 6 087 (94,4%) – высшее профессиональное образование.

По результатам мониторинга кадрового состава органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа установлено, что 4 муниципальных служащих (0,06% от фактического количества) не соответствуют квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, по уровню образования. Из них один муниципальный служащий получает высшее профессиональное образование, 2 – планируются к увольнению. Не имеет и не получает соответствующее образование один муниципальный служащий из администрации городского поселения Талинка Октябрьского района. 

Во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты муниципальные правовые акты, утверждающие порядок проведения квалификационного экзамена муниципальных служащих. Вместе с тем имелись случаи несвоевременного внесения изменений в данные муниципальные правовые акты.

Так, Порядок проведения квалификационных экзаменов муниципальных служащих администрации Березовского района  утвержден распоряжением администрации Березовского района от 1 июня 2009 г. № 363-р. При анализе данного муниципального правового акта установлено его несоответствие нормам Закона автономного округа          № 113-оз. Так, указанным Порядком определяется, что все муниципальные служащие подлежат сдаче квалификационного экзамена.  Администрации Березовского района было рекомендовано привести указанное распоряжение в соответствие со статьей 5.2. Закона автономного округа    № 113-оз. Рекомендации исполнены в полном объеме.

В 2014 году классные чины без проведения квалификационного экзамена присвоены 2 570 муниципальным служащим автономного округа. Квалификационный экзамен сдали 229 человек, из них первый классный чин присвоен 123 муниципальным служащим, очередной – 106. Квалификационный экзамен не сдали 11 человек.

В целях определения соответствия муниципальных служащих замещаемым должностям в органах местного самоуправления один раз в три года проводится аттестация муниципальных служащих.

Во всех органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденным Законом автономного округа № 113-оз, приняты правовые акты, утверждающие положения о проведении аттестации муниципальных служащих, созданы аттестационные комиссии. В число членов комиссии включаются представители научных и образовательных организаций и других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с муниципальной службой.

В 2014 году в соответствии с утвержденными графиками                     прошли аттестацию 1 347 муниципальных служащих, или 78,4 процента от запланированного количества, из них 1 342 признаны соответствующими замещаемым должностям и 5 – несоответствующими.

На заседаниях аттестационной комиссии в обязательном порядке ведется протокол, вместе с тем не во всех органах местного самоуправления в протоколе отражается перечень заданных вопросов и ответов, что не позволяет определить степень подготовленности муниципального служащего и объективность принятых комиссией решений.

На сегодняшний день во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования кадрового резерва.

По состоянию на 01 июля 2015 г. численность кадрового резерва составляет 1 203 человека. В 2014 году из кадрового резерва замещена     71 должность муниципальной службы.

В 2015 году в органах местного самоуправления в кадровый резерв включены 400 человек, из них 327 (81,7%) – по результатам конкурсов.

В то же время не все муниципальные образования активно формируют кадровый резерв и его используют. 

Во всех муниципальных образованиях приняты муниципальные правовые акты, регулирующие порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы, несмотря на то, что Федеральным законом № 25-ФЗ не установлено требование для замещения вакантных должностей после обязательного проведения конкурсных процедур.

Так, в городе Югорске порядок и условия проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы, в том числе порядок формирования конкурсной комиссии и число ее членов определен решением Думы города Югорска от 1 октября 2009 г. № 78. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Югорска образована конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе в составе         11 человек, в том числе 3 независимых эксперта из числа преподавателей БУ «Югорский политехнический колледж», БУ СПО «Югорский художественный техникум», а также представителей Местного отделения регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления».

Вместе с тем при наличии муниципальных правовых актов конкурсные процедуры используются не всегда.

Так, 25 февраля 2015 г. заместителем прокурора города Урай вынесено представление заместителю главы администрации города Урай с требованием в обязательном порядке проводить конкурс при замещении вакантной должности муниципальной службы в связи с тем, что Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, утвержденный решением Думы города Урай от 1 ноября 2007 г. № 86,  не содержит каких-либо исключений, при которых конкурс на замещение должности муниципальной службы может не проводиться.

На сегодняшний день замещение должностей муниципальной службы по результатам конкурса на системной основе осуществляется в    7 муниципальных образованиях (Березовский район, Советский район, города Когалым, Лангепас, Нягань, Пыть-Ях, Югорск, Радужный).

Всего в 2014 году в автономном округе было замещено                   706 вакантных должностей муниципальной службы, из них 91 – по результатам конкурса (12,9%), 544 – без проведения конкурса (77,0%) и   71 – из кадрового резерва (10,1%).

В первом полугодии 2015 г. количество вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления составило 332, из них по результатам конкурса замещено 59 должностей (17,8%), из кадрового резерва – 31 (9,3%), без проведения конкурса – 242 (72,9%).

Таким образом, более 70 процентов вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа замещается без проведения конкурсных процедур.

Вопрос о применении на постоянной основе конкурсных процедур при замещении вакантных должностей муниципальной службы был рассмотрен 16 апреля 2015 г. на заседании Совета по вопросам государственной гражданской и муниципальной службы при Губернаторе автономного округа, по итогам которого Департаментом  разработаны и направлены в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа для использования и руководства в работе Методические рекомендации по организации и проведению конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной  службы. Кроме того, органам местного самоуправления рекомендовано актуализовать муниципальные нормативные правовые акты по вопросу конкурсного отбора на замещение вакантных должностей.

Муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа предоставляются основные государственные гарантии, предусмотренные действующим законодательством о муниципальной службе.

Статьей 15 Закона  автономного округа № 113-оз установлены дополнительные гарантии муниципальным служащим в автономном округе. К ним относятся переподготовка и повышение квалификации за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования с сохранением денежного содержания на период обучения по замещаемой должности; возмещение расходов и предоставление иных компенсаций в связи с командировками, приемом на муниципальную службу, переводом в другой орган местного самоуправления, направлением на муниципальную службу в другую местность, а также возмещение связанных с этим транспортных расходов и расходов на оплату жилья.

Кроме того, в уставах всех муниципальных образований автономного округа предусмотрены дополнительные гарантии для муниципальных служащих.

Так, статьей 46 Устава Березовского района предусмотрены следующие дополнительные гарантии: единовременное поощрение в связи с достижением возраста 50, 60 лет; пособие при уходе на пенсию; частичная компенсация стоимости оздоровительной или санаторно-курортной путевки муниципальному служащему и детям муниципального служащего, а также компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно; возмещение расходов по погребению семье умершего (погибшего) муниципального служащего из средств бюджета Березовского района; материальная помощь в связи со смертью близких родственников (родителей, мужа, жены, детей) в размере одного месячного денежного содержания; пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Организация кадровой работы в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляется в соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона № 25-ФЗ, статьи 14 Закона автономного округа № 113-оз. 

Ведение личных дел муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая    2005 г. № 609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела». В муниципальных образованиях назначены уполномоченные лица за работу с  персональными данными. В то же время в некоторых муниципальных образованиях имеют место случаи ведения реестра муниципальных служащих, либо иных документов, содержащих персональные данные, на компьютерах, имеющих выход в интернет, что не отвечает требованиям законодательства о персональных данных.    

Выборочная проверка личных дел показала, что копии документов к личным делам приобщаются своевременно, страницы нумеруются, ведутся описи. Периодичность ознакомления муниципальных служащих с личными делами соблюдается. Личные дела муниципальных служащих хранятся в металлических шкафах.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 25-ФЗ во всех органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа муниципальными правовыми актами утверждены положения о порядке ведения реестра муниципальных служащих.

Так, формирование и ведение реестра муниципальных служащих в администрации города Лангепаса осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением главы города Лангепаса от         28 мая 2009 г. № 204-рл.

Департаментом разработаны и направлены для практического применения в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа методические рекомендации по ведению трудовых книжек лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих органов местного самоуправления автономного округа.

 

В органах местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализация мероприятий, направленных на противодействие коррупции, осуществляется в соответствии с планами (программами) противодействия коррупции органов местного самоуправления, которые приняты на основании Плана противодействия коррупции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на
2014-2015 годы, утвержденного распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 января 2014 года № 45-рг «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2015 годы» (далее – План противодействия коррупции).

В октябре 2014 года Департаментом направлено письмо главам администраций городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – главы администраций) об организации работы по противодействию коррупции и исполнению требований Национального плана противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы (Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г.
№ 226), на основании которого в планы противодействия коррупции муниципальных образований внесены необходимые изменения. 

Департаментом  в постоянном режиме осуществляется мониторинг федерального законодательства в сфере муниципальной службы и противодействия коррупции. По результатам данного мониторинга в адрес глав администраций направляются письма с целью своевременного приведения нормативно-правовой базы муниципальных органов в соответствие  с требованиями федерального законодательства (в 2014 году направлены 7 таких писем, в 2015 году – 5).

Один раз в полугодие Департаментом проводятся совещания с участием представителей органов прокуратуры со специалистами кадровых служб органов местного самоуправления, на которых рассматриваются особенности реализации изменений действующего законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, в том числе по вопросам наиболее часто встречающихся нарушений. В 2014 году проведено 2 таких совещания (9 апреля и 23 сентября), а также
2 заседания Коллегии по вопросам кадровой политики при Департаменте
(5 марта, 24 сентября).

Проведение аналогичных мероприятий продолжено в 2015 году.  
9 апреля т.г. состоялся семинар-совещание, на котором был представлен подробный обзор нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции по итогам 2014 года. 

Кроме того, специалисты Департамента принимают участие в работе «круглых столов» в качестве докладчиков проводимых в рамках курсов повышения квалификации для лиц кадровых подразделений, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее – ответственные должностные лица).

В соответствии с Планом противодействия коррупции и во взаимодействии с органами прокуратуры Департаментом организовано проведение мониторинга эффективности принимаемых органами местного самоуправления мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений. В рамках мониторинга в первом полугодии 2015 года проведены 4 проверки (администрация города Ханты-Мансийска, дума города Ханты-Мансийска, администрация города Пыть-Яха, администрация Белоярского района). Результаты мониторинга планируется проанализировать, обобщить и рассмотреть в конце года.

            Во всех органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа образованы и действуют Советы по противодействию коррупции, в состав которых входят представители общественности, СМИ, предпринимательства, главы администраций городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

По состоянию на 01 января 2015 г. фактическая численность ответственных должностных лиц в органах местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составила 251 человек, из них с опытом работы в данной сфере более трех лет – 132.

В 2014 году повышение квалификации ответственных должностных лиц было организовано для 44 муниципальных служащих. В первом полугодии 2015 года таких лиц обучено 30 и еще 30 запланировано обучить до конца года.

С 2014 года установлена персональная ответственность руководителей подразделений всех уровней за состояние антикоррупционной работы путем внесения соответствующих изменений в должностные регламенты. В то же время в представленном должностном регламенте начальника отдела муниципальной службы управления государственной гражданской и муниципальной службы Департамента  указанное положение отсутствует.

В рамках осуществления комплекса мер по обеспечению соблюдения муниципальными служащими  установленных ограничений и запретов органам местного самоуправления на постоянной основе оказывается информационно-консультационная помощь, рассылаются разъяснения по вопросам, возникающим при реализации антикоррупционного законодательства на практике, а также обобщающие обзоры по нарушениям, выявляемым органами прокуратуры. Рассылаются и аналогичные обзоры о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии), образованных в органах местного самоуправления, по вопросам исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, организовано индивидуальное консультирование (в 2014 году проведено более
700 консультаций).

Во всех органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10, приняты аналогичные муниципальные правовые акты с учетом особенностей организации деятельности органа местного самоуправления.

Информация о принимаемых муниципальных правовых актах аккумулируется в Департаменте.

В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2012 года № 82 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к служебному поведению» ответственные должностные лица ежегодно осуществляют анализ всех сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) представленных муниципальными служащими.

При наличии оснований, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, специалисты кадровых служб организуют проверки достоверности и полноты сведений о доходах. В
2014 году ответственными должностными лицами проведена
221 такая проверка, по результатам которых установлены 118 фактов предоставления недостоверных (неполных) сведений о доходах, привлечены к дисциплинарной ответственности 72 муниципальных служащих. Также проведена 21 проверка соблюдения муниципальными служащими установленных запретов и ограничений, требований к служебному поведению, по результатам которых 6 муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности, один уволен. Кроме того, выявлено одно нарушение по итогам 5 проверок соблюдения гражданами, замещавшими должности муниципальной службы, ограничений при заключении ими после ухода с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с пунктом 5.34.2. постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 17 мая 2010 г. № 87 контроль за расходами лиц, замещающих должности муниципальной службы, включенные в соответствующие перечни, в 2014 году осуществлял аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В связи с отсутствием оснований проверок достоверности и полноты сведений о расходах, представленных муниципальными служащими органов местного самоуправления муниципальных образований, в
2014 году не осуществлялось

Практика отстранения муниципальных служащих от замещаемых должностей муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов в 2014 году отсутствует.

Ответственными должностными лицами в обязательном порядке организуются проверочные мероприятия в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу. В 2014 году выявлен факт представления подложного документа муниципальным служащим Березовского района, который был уволен на основании пункта 8 статьи
13 Федерального закона № 25-ФЗ (представление подложных документов при поступлении на муниципальную службу).

Во всех органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждены Кодексы профессиональной этики и служебного поведения муниципальных служащих. Выборочная проверка личных дел муниципальных служащих администрации Кондинского района и администрации города Урая  показала, что в должностные инструкции муниципальных служащих пункт об ответственности за нарушение норм кодекса этики включен.   

В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2011 года № 79 в
149 муниципальных образованиях образованы 137 комиссий, утверждены их составы и положения, внесены все необходимые изменения, связанные с изменениями федерального законодательства. Вместе с тем положение о комиссии в администрации города Урай и органах администрации города Урай, утвержденное постановлением администрации города Урай от 14 октября 2010 г. № 2867, не учитывает требование действующего федерального законодательства о том, что секретарем комиссии является руководитель подразделения (ответственное должностное лицо) кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Кроме того, в нарушение требований пункта 31 подпунктов «г», «и» Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 г. № 821, не всегда в протоколах отражаются пояснения муниципального служащего по существу вопроса, а также обоснование принятого решения  (протокол заседания комиссии в администрации города Урай от 8 июля 2015 г.). 

В первом полугодии 2015 года в органах местного самоуправления проведены 130 заседаний комиссий (за аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 81 заседание), в ходе которых установлены
29 нарушений (за АППГ – 20), привлечены к дисциплинарной ответственности 13 муниципальных служащих (за АППГ – 7).

По решению комиссии 1 материал направлен в правоохранительные органы (за АППГ – 3).

Практика увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия при совершении правонарушения, установленного статьями 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 году и первом полугодии 2015 года отсутствовала.

Вместе с тем, несмотря на весь комплекс проводимой антикоррупционной деятельности, сохраняются высокие показатели выявления нарушений, допускаемых государственными и муниципальными служащими. По информации органов прокуратуры при осуществлении ими надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, а также противодействия коррупции выявлены 573 нарушения, для устранения которых принесены 68 протестов, внесены 133 представления, по рассмотрению которых привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 125 лиц. 

Так, прокурором города Лангепаса установлено, что заместитель председателя Думы скрыл сведения о принадлежащих ему долях в трех коммерческих организациях; прокурором Сургутского района установлено, что глава сельского поселения Лямино является учредителем и руководителем юридического лица; прокурором Октябрьского района выявлен случай учреждения строительной коммерческой компании заведующим отделом по вопросам ЖКХ администрации района, и др. По данным фактам в настоящее время проводятся проверки.

 

В ходе проверки Департаменту государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оказана практическая и методическая помощь. Предварительные результаты доведены на совещании с участием и.о. директора Департамента Астапенко И.А. и ответственных должностных лиц.

Вывод: Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целом обеспечивает исполнение требований федерального законодательства по вопросам муниципальной службы и противодействия коррупции.

В то же время выявлены отдельные недостатки в организации  антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления муниципальных образований.

 


Опубликовано: 18.03.2016 12:34        Обновлено: 07.11.2017 15:41