Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад по проблемным вопросам

Обсуждение вопросов,

возникающих при организации работы по предупреждению и противодействию коррупции в государственных учреждениях, государственных унитарных предприятиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

 

В адрес Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в ходе подготовки к семинару-совещанию, поступил ряд вопросов, касающихся организации работы по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях.

В отдельных случаях направленные учреждениями вопросы для обсуждения на семинаре, такие как «Как оформлять (регистрировать) получение подарка по прибытию из командировки? Актом или журналом?»,  «Периодичность заполнения деклараций о конфликте интересов» свидетельствуют о недостаточном изучении должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции в учреждении, нормативных правовых актов, регулирующих это деятельность. Так требования по дарению и принятию деловых подарков регламентированы постановлением Губернатора автономного округа от 18 февраля 2014 года № 15, которым в том числе утверждена и форма  уведомления о приеме (получении)  подарка, а также распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2014 года № 607-рп «О типовых правилах обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в гос.учреждениях и гос.унитарных предприятиях ХМАО-Югры, а также хозяйственных обществах, товариществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра», в соответствии с которым названным учреждениям было рекомендовано утвердить правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

В  целом  практически все учреждения волнуют вопросы, связанные с оценкой коррупционных рисков, выявление и урегулирование конфликта интересов в учреждении, заполнение работниками деклараций о конфликте интересов, наличие последствий для работника, отказавшегося заполнять декларацию.

 

1. Проведении оценки коррупционных рисков, составлении карты коррупционных рисков, разработке комплекса мер по устранению и минимизации коррупционных рисков

 

Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий (действий, событий). Возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды материального характера (имущества, услуги или льготы), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и государства.

В этой связи в ходе проведения данной работы должны быть выявлены те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений, а также определяют степень участия должностных лиц в реализации коррупционно-опасных функций, учитывая, что степень такого участия является «высокой» для извлечения «коррупционной прибыли»

К «высокой» степени участия должностных лиц в осуществлении коррупционно-опасных функций рекомендуется отнести лиц, в должностные обязанности которых входит:

- право решающей подписи;

- подготовка и визирование проектов решений;

- участие в коллегиальных органах, принимающих решения;

- составление акта проверки, выдача предписания об устранении нарушений и контроль за устранением выявленных нарушений т.п.;

-непосредственное ведение реестров, баз данных, содержащих «коммерчески» значимую информацию.

Особое внимание надо уделить полномочиям в сфере размещения госзаказов, распределении бюджетных ассигнований и др.

Результатом работы по реализации вышеизложенных мероприятий станет сформированный (уточненный) перечень должностей в учреждении (организации), замещение которых связано с коррупционными рисками.

Таким образом, в учреждении будет определен круг должностных лиц, деятельность и имущественное положение которых является объектом пристального внимания, как со стороны общественности, так и со стороны сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

К мероприятиям по устранению и минимизации коррупционных рисков можно отнести:

-перераспределение функций между структурными подразделениями внутри учреждения (организации);

-использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция);

-исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;

-совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп.

В целях недопущения совершения должностными лицами учреждений правонарушений или проявлений коррупционной направленности реализацию мероприятий, необходимо осуществлять на постоянной основе посредством:

-организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий. При этом проверочные мероприятия должны проводиться на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации;

-использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

-проведения разъяснительной и иной работы среди должностных лиц, работников учреждения для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.

Алгоритм оценки коррупционных рисков изложен в приложении к постановлению Правительства  автономного округа от 27 июня 2014 года                 № 229-п «Об утверждении основных направлений антикоррупционной деятельности в гос.учреждениях и гос.унитарных предприятиях ХМАО-Югры, а также хозяйственных обществах, товариществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра».

 

2.Выявление и урегулирование конфликта интересов, заполнение декларации о конфликте интересов, проведение анализа деклараций о конфликте интересов

 

Типовое положение о конфликте интересов работников учреждений, утверждено распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 26 сентября 2014 года № 531, в соответствии с которым формы урегулирования конфликта интересов работников организации должны применяться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, процедура раскрытия конфликта интересов утверждается локальным нормативным актов организации, информация о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов представляется в виде декларации о конфликте  интересов. Также в подпункте 9 пункта 3 типового положения указано, что декларация представляется в следующих случаях:

-при приеме на работу;

-при назначении на новую должность;

-в ходе проведения ежегодных аттестаций ;

-при возникновении конфликта интересов.

Приложением к Типовому положению о конфликте интересов является форма декларации о конфликте интересов с примерным перечнем вопросов

Конечно и положение о конфликте интересов и форма декларации они типовые, и в организациях, при издании своих локальных актов необходимо было учитывать свои особенности направлений деятельности, предусмотреть в локальных актах требования по заполнению декларации, наличие/отсутствие ответственности за отказ от заполнения декларации и т.п.

 

 

 

 

3. Разработка  перечня мероприятий по предупреждению и урегулированию конфликта интересов

 

В соответствии с постановлением Правительства  автономного округа от 27 июня 2014 года № 229-п «Об утверждении основных направлений антикоррупционной деятельности в гос.учреждениях и гос.унитарных предприятиях ХМАО-Югры, а также хозяйственных обществах, товариществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра» структурным подразделением или должностными лицами (должностным лицом), ответственными за противодействие коррупции, разрабатывается перечень мероприятий, которые организация будет реализовывать в целях предупреждения и противодействия коррупции.  Перечень мероприятий зависит от потребностей и возможностей организации.  План таких мероприятий должен утверждаться на определенный срок, устанавливать ответственных за исполнение пунктов плана лиц, срок реализации мероприятий. Кроме того итоги исполнения плана рассматриваться на заседаниях при руководителе организации.

 

4.Какие нарушения относятся к коррупционным?

Понятие коррупции закреплено статьей 1 Федерального закона от 19.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 19.12.2008 №273).

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 №273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена, дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность.

 

 

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность - один из видов юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

К гражданским коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Например, статья 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Административная ответственность

Административная ответственность - ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

К административным коррупционным правонарушениям относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

 Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:

Часть 3 статьи 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

Часть 3 статьи 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения».

Статья 170 «Регистрация незаконных сделок с землей».

Части 2,3 статьи 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения».

Статья 201 Злоупотребление полномочиями».

Статья 204 «Коммерческий подкуп».

Части 3,4 ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием своего служебного положения».

Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств».

Статья 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Статья 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности».

Статья 290 «Получение взятки».

Статья 291 «Дача взятки».

Статья 292 «Служебный подлог».

Статья 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа».

Часть 1 статьи 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу».

Уголовное законодательство предусматривает множество возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния, от обязательных работ до лишения свободы на определенный срок.


Опубликовано: 18.03.2016 12:29        Обновлено: 01.04.2016 09:43