Размер:
Цвет:

Информация о результатах деятельности Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год

 

Информация

о результатах деятельности Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год

 

О ситуации в отрасли (сфере), с указанием мер, реализуемых Правительством автономного округа по реформированию и поддержке отрасли (сферы);

об эффективности реализации стратегических задач и направлений развития отрасли (сферы)

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сформирована система государственного и муниципального управления, которая направлена на    достижение национальных целей развития, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.  Важное место в этом процессе занимает эффективная работа системы государственной гражданской и муниципальной службы автономного округа.

В целях развития государственной гражданской и муниципальной службы автономного округа, повышения ее открытости и престижа, совершенствования системы профессионального развития государственных и муниципальных служащих, совершенствования антикоррупционных механизмов в 2018 году:

внедрены новые формы профессионального развития гражданских служащих, их самостоятельного обучения;

повысилась объективность и прозрачность конкурсных процедур при поступлении на гражданскую и муниципальную службу, формировании кадрового резерва, в том числе за счет их унификации и привлечении независимых экспертов, практики применения современных методов оценки личностно-профессиональных и управленческих ресурсов кандидатов (50 % кандидатов на вакантные должности прошли личностно-профессиональную и управленческую диагностику);

повысилась эффективность использования кадрового резерва на гражданской службе (78,0 % назначений на вакантные должности осуществляется из резерва);

обеспечено в полном объеме повышение квалификации гражданских и муниципальных служащих;

организованы и проводятся на системной основе антикоррупционные мероприятия.

Деятельность Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Депгосслужбы Югры), как уполномоченного органа власти по вопросам государственной гражданской службы и противодействия коррупции, осуществляется в соответствии с приоритетами, определенными Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года[1], Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Указом Президента от 11 августа 2016 года № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации», Указом  Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  на основе программно-целевого метода - реализации государственной программы «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018-2025 годах и на период до 2030 года». 

Одной из приоритетных целей указанных документов является повышение качества государственного и муниципального управления.

Для ее достижения в Югре разработана и принята Концепция развития человеческого капитала в системе государственного и муниципального управления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 17.02.2017 № 88-рп (далее – Концепция), предусматривающая принципиально  новые подходы к организации всей работы с кадровым составом на гражданской и муниципальной службе. Стратегической целью Концепции является повышение качества государственного и муниципального управления посредством формирования оптимальных организационных условий функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития профессиональных кадров на государственной гражданской и муниципальной службе.

 

О результатах и эффективности реализации государственных программ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

В 2018 году мероприятия государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – государственная программа) выполняются в плановом режиме, обеспечено достижение целевых показателей результативности. На эти цели предусматривается 1 739 180,7 тыс. рублей.

Для реализации задачи «Развитие профессиональных компетенций государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, иных управленческих кадров Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках организации стажировок, дополнительного профессионального образования, обучения», которая направлена на внедрение эффективных механизмов обеспечения гражданской и муниципальной службы высококвалифицированными специалистами, в 2018 году проведены следующие мероприятия:

сформирован государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих автономного округа, в соответствии с которым обучено 1138 гражданских служащих (на 6% больше, чем запланировано);

оказано содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Югры в организации дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих. Так, свой профессиональный уровень за счет средств бюджета автономного округа повысили 390 человек.

Обучение гражданских и муниципальных служащих автономного округа в 2018 году организовано по приоритетным направлениям дополнительного профессионального образования, обозначенным в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства автономного округа, что содействовало решению приоритетных задач государственных органов. Особо востребованными стали краткосрочные программы повышения квалификации по вопросам противодействия коррупции, внедрению принципов бережливого производства, применения механизмов государственно-частного партнерства, организации работы с обращениями граждан, организации мобилизационной подготовки, развития бюджетной системы государства.

В учебном процессе широко используются интерактивные формы обучения, инновационные информационные технологии (электронные учебники, электронные обучающие системы, вебинары). Из 45 реализованных в 2018 году программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, 21 программа организована с применением дистанционных образовательных технологий (полностью или частично) или в форме электронного обучения. Большинство практических (семинарских) занятий проводились с использованием мультимедийных средств. Широко использовался метод кейсов (разбор конкретных ситуаций), деловые игры, «круглые столы», тренинги, а также дискуссионные методы. Во всех органах власти разработаны и внедрены программы по профессиональному развитию гражданских служащих, основанные на их индивидуальных планах профессионального развития.

Экономия бюджетных средств, образовавшаяся в связи со снижением начальной (максимальной) цены контрактов на оказание образовательных услуг для государственных гражданских служащих в результате осуществления закупок конкурентными способами, а также внедрении инновационных, в том числе дистанционных и электронных форм обучения, позволила обучить большее количество госслужащих по приоритетным направлениям и тематикам, связанным полномочиями и задачами органов государственной власти автономного округа.

В 2018 году продолжена работа по формированию и использованию резерва управленческих кадров автономного округа. Так, на конкурсной основе в его состав были включены 14 человек. При этом в ходе конкурса были использованы современные инструменты поиска и отбора кандидатов на замещение руководящих позиций в органах государственной власти, включая участие общественности и профессиональных сообществ в оценке кандидатов, а сама процедура поиска и привлечения перспективных руководителей, обладающих опытом и лидерскими качествами, носила открытый и публичный характер.

Численность резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре составляет 429 человек. Резерв состоит из лиц, включенных для замещения целевых управленческих должностей в органах государственной власти автономного округа (117 человек), в государственных учреждениях и предприятиях автономного округа (312 человек).

Из резерва управленческих кадров автономного округа в 2018 году были назначены 118 человек, в том числе на должности в органы государственной власти автономного округа – 17 человек, на должности в государственные учреждения и предприятия – 101 человек.

В 2018 году организована работа по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Обучение прошли 16 специалистов, выполнены все принятые бюджетные обязательства, связанные с софинансированием расходов на оплату услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, в том числе за счет федеральной субсидии.

В системе гражданской службы Югры используются новые подходы к поиску и отбору кадров для замещения руководящих должностей в органах государственной власти автономного округа. По новой технологии общественной оценки кандидатов в 2018 году был назначен руководитель Департамента физической культуры и спорта Югры.

Кроме того, внедрены новые формы и методы оценки руководящего состава органов государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждений и предприятий. Все назначения на высшие руководящие должности осуществляются с учетом результатов оценки и изучения личностно-профессиональных и управленческих ресурсов претендентов.

В 2018 году протестировано около 300 претендентов на целевые управленческие должности регионального и муниципального уровня. Проводимая личностно-профессиональная диагностика включает в себя различный набор инструментов (изучение профессионального опыта и особенностей карьерных траекторий, тестирование, решение кейсов, оценка результатов деятельности, оценка непосредственных руководителей, оценка представленных рекомендаций). Оценке подлежит степень выраженности управленческого потенциала руководителей, особенности их мотивации, а также такие профессиональные и личностные качества как: лидерство, мотивация достижения, стрессоустойчивость, коммуникабельность, командность, организованность, инновационная гибкость, комплексный анализ проблем, ориентация на развитие и пр. Кроме того, проводится работа по оценке склонности личности к совершению коррупционных правонарушений.

Особое внимание уделялось перспективам развития человеческого капитала Югры, при этом использованы новые инструменты поиска кадров и привлечения их в систему государственного и муниципального управления.

Организована работа с лицами, принявшими участие в полуфинале и финале Всероссийского конкурса «Лидеры России», путем вовлечения их в проектную и экспертно-аналитическую деятельность органов госвласти Югры, привлечения к разработке стратегических документов и общественной работе. В течение 2018 года неоднократно принимали участие в заседаниях советов, конференциях, совещаниях, организованных органами власти Югры, где имели возможность выразить свое мнение и внести конструктивные предложения по приоритетным направлениям развития региона.

Работа по выявлению, развитию и поддержке перспективных руководителей, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций, будет продолжена. На системной основе будут проводиться мероприятия по развитию и максимальному использованию потенциала каждого участника, а также внедряться новые форматы работы по отбору, развитию и использованию кадрового резерва органов власти.

 

В целях выработки комплексных мер и согласованных решений образована комиссия по совершенствованию организационной структуры и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа и подведомственных им учреждений, деятельность которой позволила обеспечить принятое решение по централизации функции в сфере информатизации.

Вопрос о совершенствовании организационных структур органов местного самоуправления и штатной численности муниципальных служащих в автономном округе также не теряет своей актуальности. В связи с чем, Депгосслужбы Югры осуществляется методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления в рамках разработанных методических рекомендаций по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов  городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения. С учетом проведенной работы общая штатная численность органов местного самоуправления по сравнению с данными за 2017 год снизилась на 61 шт.ед. 

Для создания единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы Югры Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.12.2004 № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» дополнен нормой о том, что в целях информационного обеспечения государственной гражданской службы автономного округа и оптимизации работы кадровых служб органов государственной власти автономного округа на основании нормативного правового акта Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры используется федеральная государственная информационная система в области государственной службы или создается государственная информационная система в области гражданской службы автономного округа. Планом информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подлежащих автоматизации в приоритетном порядке, утвержденным распоряжением Правительства автономного округа от 08.06.2018
№ 279-рп, предусмотрено создание единой региональной системы кадрового учета, направленной на повышение эффективности функционирования и сопровождения систем кадрового учета в органах власти Югры.

Вопросу повышения престижа гражданской и муниципальной службы уделяется пристальное  внимание.

Традиционным стало проведение конкурса среди студентов вузов Югры «Будущий управленец» и олимпиады для учащихся 10-11 классов по основам знаний о государственном (муниципальном) управлении, государственной (муниципальной) службе. Количество участников мероприятий стабильно увеличивается – в 2018 году в них приняли участие 1148 человек, это в 4 раза больше, чем в 2015 году – 267 участников, что свидетельствует об интересе молодежи к новшествам управления, желании в перспективе работать в органах власти Югры, формировании позитивного имиджа государственного служащего.

Усовершенствован механизм целевого обучения с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы автономного округа, позволяющий органам государственной власти с учетом имеющейся потребности отбирать на конкурсной основе лучших студентов и трудоустраивать их в органах госвласти после прохождения практики и завершения обучения.

Депгосслужбы Югры активно сотрудничает с вузами уральского федерального округа по вопросам организации практики студентов. В 2018 году количество студентов, желающих пройти производственную и преддипломную практику в исполнительных органах госвласти автономного округа, возросло на 5 % в сравнении с 2016 годом.

Кроме того, одним из действенных механизмов повышения престижа государственной гражданской и муниципальной службы является ежегодный конкурс «Лучший муниципальный служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Данный конкурс позволяет выявить лучших представителей муниципального управления Югры, достигших значительных успехов в области местного самоуправления, а также внедрить в практическую деятельность органов местного самоуправления лучшие практики, применяемые в муниципальных образованиях Югры. В целях развития профессиональных компетенций 24 победителя конкурса повысили свой профессиональный уровень в образовательных организациях Российской Федерации.


Согласно Плану в 2018 году организованы и проведены мероприятия антикоррупционной направленности: цикл лекций с государственными гражданскими и муниципальными служащими по разъяснению основ антикоррупционного законодательства; тестирование вновь принятых государственных гражданских и муниципальных служащих автономного округа на предмет оценки знаний антикоррупционного законодательства, в том числе запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; конкурс научных и прикладных работ по антикоррупционному просвещению у государственных и муниципальных служащих по номинациям «Лучшая работа по антикоррупционному просвещению граждан» и «Лучшая работа по формированию нетерпимости к коррупционному поведению у государственных и муниципальных служащих». Работы участников публикуются в электронной библиотеке Югры.

В целях освещения деятельности органов государственной власти в сфере противодействия коррупции, информирования граждан о мерах по профилактике и противодействию коррупции на государственной гражданской службе в 2018 году представителями органов государственной власти Югры организовано 1218 мероприятий антикоррупционной направленности (в том числе 76 выступлений представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа в средствах массовой информации по антикоррупционной тематике, 354  материала размещены в электронных средствах массовой информации).

разработка методических рекомендаций по оценке планов противодействия коррупции органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, проведение во взаимодействии с образовательными и научными организациями цикла публичных лекций по теме «Гражданское общество и власть: вместе против коррупции»; проведение акции «#твоеНЕТимеетЗначение».

Продолжена системная работа по повышению компетенций служащих в сфере противодействия коррупции: по антикоррупционным программам обучено более 350 человек, проводится регулярное информирование служащих, аппаратные учебы, обеспечивается деятельность соответствующих комиссий, своевременное и качественное представление сведений о доходах и имуществе, сформирована необходимая нормативная правовая база.

В установленный законодательством срок сведения о доходах представили все гражданские служащие, замещающие должности, включенные в соответствующие перечни, то есть 1835 человека, что составляет 100,0% от общего количества. Муниципальными служащими представлено 3 913 справок о доходах, что составляет 100,0 % от общего количества.

Уполномоченным органом созданы условия и обеспечено представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности как на постоянной, так и на непостоянной основе.

Такие сведения за отчетный период представили 1147 депутатов из 1153 (99,4% от общего количества). Обязанность по представлению сведений о доходах в установленный срок не исполнена 6 депутатами         (1 депутат находился в тяжелом состоянии, на лечении в медицинском учреждении, в связи с чем физически не имел возможности исполнить установленную обязанность; 5 депутатов отказались представлять сведения о доходах,  связи с чем в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства в адрес представительных органов направлены письма о необходимости досрочного сложения ими полномочий в связи с утратой доверия за непредставление сведений о доходах). В соответствии с Общественным антикоррупционным договором, подписанным представителями институтов гражданского общества, органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и бизнес-сообществом в лице общественных объединений, предпринимателей, осуществляющих деятельность в автономном округе, продолжена работа по проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции. Все проекты нормативных актов в сфере противодействия коррупции проходят широкое общественное обсуждение, мнение общественности учитывается при принятии кадровых и дисциплинарных решений в органах власти.

В соответствии с Планом противодействия коррупции, в автономном округе ежегодно проводятся социологически исследования в целях оценки уровня коррупции в автономном округе, также запланировано проведение ежегодного независимого исследования в целях выявления отношения предпринимательского сообщества к коррупции и оценке его представителями государственной политики в области противодействия коррупции (бизнес-барометр коррупции).

В целях повышения качества и эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти и органах местного самоуправления впервые в 2018 году проведена оценка деятельности эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений указанных органов. По результатам  оценки в адрес руководителей органов государственной власти автономного округа, глав муниципальных образований направлены конкретные рекомендации по совершенствованию работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

По результатам социологического исследования состояния изучения мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции в Югре, проведенного в 2018 году согласно Плану, по мнению респондентов в регионе уровень коррупции не изменился.

Наиболее эффективными мерами, принимаемыми в целях противодействия коррупции, с точки зрения респондентов, являются: создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг (32,6%), предоставление услуг в электронном виде (30,2%), создание в регионе «телефона доверия» по фактам коррупционной направленности (27,7%). По мнению опрошенных, принимаемые меры закрывают доступ к прямому контакту получателя услуги и лица, предоставляющего ее, что становится барьером взяточничеству.

Мероприятия по профилактике коррупции в автономном округе проводятся при активном участии общественности. В составе Общественных советов, действующих в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, работают независимые эксперты, в том числе и  представители средств массовой информации. Важно, что с каждым годом количество мероприятий антикоррупционной направленности, проведенных совместно с представителями общественности, неизменно растет. В числе таких мероприятий: консультационно-диалоговые площадки, семинары, круглые столы, заседания общественных советов по вопросам профилактики коррупции, за текущий период проведено более 450 таких мероприятия. 

 

О планируемых результатах развития отрасли (сферы)

 

Оптимизация организационной структуры органов власти, максимальное использование потенциала кадровых ресурсов и их организационное развитие, подготовка и внедрение решений по улучшению организации деятельности, которые повышают эффективность работы органов власти;

формирование кадрового резерва, подготовленного к эффективной  гражданской и муниципальной службе;

создание базы данных перспективных руководителей (до 100 человек), личные цели которых совпадают с целеполагающими стратегическими приоритетами Югры, направленными на повышение экономического потенциала региона и улучшение качества жизни его населения;

повышение качества отбора кадров на государственную гражданскую и муниципальную службу, создание регионального Центра оценки персонала;

создание системы подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик;

развитие профессиональной культуры гражданских служащих, включая разработку единых моделей ценностей и миссий органов власти, формирование стандарта внешнего вида гражданских служащих;

повышение уровня автоматизации и интенсификации кадровой работы, в том числе за счет использования  системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (ЕИСУКС);

развитие механизмов предупреждения коррупции, выявление коррупционных рисков, формирование антикоррупционного поведения служащих, организация эффективной борьбы с коррупцией.


Сравнение основных показателей по отрасли и их динамики в разрезе 2013-2018 годов

        

 

2013

2014

2015

2016

2017

01.11.2018

Государственные гражданские служащие

Штатная численность государственных гражданских служащих Югры

3176

3237

3244

3254

3255

3252

Фактическая численность государственных гражданских служащих Югры

3001

3041

3035

3058

3085

3064

Количество государственных гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, план/факт (% исполнения)

662/869

131,2%

736/771

104,7%

905/1008/

111%

999/1217/

121,8%

1187/1221/

102,87%

1072/1113/

103,4%

Общее количество лиц, включенных в кадровый резерв

1934

2169

2342

2768

2454

2309

Количество лиц, включенных в резерв управленческих кадров

120

70

265

174

142

128

Количество должностей, замещенных из кадрового резерва

221

331

274

363

347

345

Муниципальные служащие

Штатная численность муниципальных служащих Югры

6669

6667,8

6654,6

6621,7

6638,6

6606,3

Фактическая численность муниципальных служащих Югры

6443

6448

6480

6396

6437

6248

Количество муниципальных служащих получивших дополнительное профессиональное образование план/факт (% исполнения)

500/583

116,6%

425/425

100%

1898/2207/

116,3%

1919/2234/

116,4 %

2278/2922/

128%

1879/1097/

58%

Общее количество лиц, включенных в кадровый резерв

1364

935

1208

1435

1345

1203

Количество лиц, включенных в резерв управленческих кадров

861

664

837

418

896

877

Количество должностей, замещенных из кадрового резерва

53

71

65

87

99

37

 



[1] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.03.2013 № 101-рп (ред. от 09.06.2017) «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года»


Опубликовано: 07.11.2018 15:31        Обновлено: 11.12.2018 15:35