Размер:
Цвет:

Методические рекомендации по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения

Приложение к письму Депгосслужбы Югры

от «____»______________ 2017 г. № _______

Методические рекомендации
по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения

I. Общие положения

     1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», пунктом 1.3.2 протокола заседания Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе от 24.12.2015 № 21, с целью формирования единого стандартизированного подхода к формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры далее – автономный округ), а также определению штатной численности муниципальных служащих, обеспечения обоснованного формирования местных бюджетов городских округов и муниципальных районов автономного округа в части расходов на содержание органов местного самоуправления.

     2. Основными критериями при определении штатной численности является численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения. Численность населения муниципального образования определяется на основании официальной статистической информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу о численности постоянного населения городских округов и муниципальных районов автономного округа по состоянию на 1 января года, предшествующего плановому.

3. В расчете оптимальной штатной численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по решению вопросов местного значения не учитываются лица, замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие, осуществляющие переданные органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия, так как нормативная численность этих муниципальных служащих определена законами автономного округа.

4. В случае наделения органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, численность муниципальных служащих указанного органа увеличивается в пределах объемов субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий.

     5. Штатная численность, необходимая для реализации переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий, согласовывается с отраслевыми исполнительными органами государственной власти автономного округа и Департаментом финансов автономного округа.


II. Формирование организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления - совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.

Структура исполнительно-распорядительного органа

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Структура местной администрации муниципального образования строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями.

На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются:

1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;

2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач;

3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования.

4. Уровень развития инфраструктуры муниципального образования.

Определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными Федеральным законом № 131-ФЗ вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяется шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

1) вопросы социально-экономического развития муниципального образования;

2) вопросы муниципального хозяйства;

3) финансовые вопросы;

4) социальные вопросы;

5) административно-организационные вопросы;

6) исполнение переданных государственных полномочий.

Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:

1) руководство: главу муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;

2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:

- отраслевые структурные подразделения, в введении которых находятся отдельные отрасли муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т.д.);

- функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом, орган управления проектной деятельностью и др.);

3) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность (направления деятельности: юридическое, кадровое, информационное, делопроизводство, работа с обращениями граждан и др.).

В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования (департаменты, управления, комитеты, отделы, секторы, комиссии):

- Департаменты — функционально-отраслевые структурные подразделения, осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли). Департамент может возглавляться заместителем главы муниципального образования (заместителем главы администрации). В данном случае подразумевается двойное наименование должности в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы (Закон автономного округа от 20.07.2007 № 97-оз «О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»);

- Управления — относительно самостоятельные структурные подразделения местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности местной администрации. В структуру Управления рекомендуется включать не менее 2 отделов. При штатной численности Управления более 15 единиц целесообразно ввести должность заместителя начальника Управления;

- Комитеты — структурные подразделения, созданные и функционирующие на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации;

- Отделы — структурные подразделения местной администрации, осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции. Штатную численность отдела рекомендуется устанавливать в количестве не менее 4 единиц. При штатной численности отдела более 6 единиц может вводиться должность заместителя начальника отдела;

- Сектора — организационно не обособленные структурные подразделения отдела (реже — управления), осуществляющие исполнительную деятельность и формируемые для решения однородных задач, как правило, на протяжении определенного периода времени.

- Комиссии — постоянно действующие коллегиальные органы, создаются в соответствии с нормативными правовыми актами.

При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

- целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;

- избежание дублирования функций;

- полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;

- результативность (возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы);

- достаточность обеспечения (предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения);

- системность и взаимосвязь с другими подразделениями (учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами);

- структурирование (детализация) (разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей);

- эффективность (достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами);

- недопущение принципа создания структурных подразделений без учета функционального признака («под людей»);

- унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.




Структура представительного органа местного самоуправления

Структура представительного органа включает в себя: руководство, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), аппарат представительного органа.

К руководству относится председатель представительного органа и его заместители.

В составе представительных органов имеются функционально-структурные подразделения - постоянные и временные депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом.

Аппарат представительного органа может состоять из отделов и должностных лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий (организационный) отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями.

III. Определение штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления

В настоящее время Федеральным законом № 131-ФЗ сформирован перечень полномочий, возлагаемых на органы местного самоуправления, что создает исходные предпосылки для работы по нормированию численности персонала муниципальных органов на качественно новом уровне, через определение совокупного объёма трудозатрат на выполнение каждой управленческой функции. При этом объективным критерием нормативной оценки управленческого труда следует считать общественно полезные затраты рабочего времени. Полезность этих затрат определяется тем, какие функции выполняются муниципальным служащим конкретного органа местного самоуправления.

В основу разработки комплексной и обоснованной методики определения штатной численности органов местного самоуправления целесообразно положить трёхзвенный концептуальный алгоритм: «полномочия — функции (виды работ) — трудозатраты». В этом случае может быть предложена следующая последовательность действия по определению штатной численности органа местного самоуправления.

Первый этап предполагает изучение законодательства с целью формирования реестра полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

На втором этапе каждое из полномочий подвергается системному анализу с целью описания функций, то есть управленческих процедур или видов работ, достаточных для полной реализации соответствующего полномочия. Указанные управленческие процедуры (виды работ) целесообразно положить в основу разработки должностных инструкций муниципальных служащих, задействованных в реализации указанных полномочий.

На третьем этапе каждому виду работ присваивается определённая степень сложности (от 1 до 10 баллов), которая соответствует должностям муниципальной службы, предусмотренным реестром должностей муниципальной службы. Таким образом, расчёт штатной численности органа местного самоуправления сопровождается определением должностного статуса специалиста, выполняющего соответствующий вид работ, и тем самым упрощается процедура разработки штатного расписания анализируемого органа местного самоуправления.

Четвертый этап предполагает определение нормативов времени на выполнение каждого вида работ (средних трудозатрат).
В основу разработки нормативов времени могут быть положены экспертные оценки, фотографии (самофотографии) рабочего дня, хронометражные наблюдения.

В ходе подготовительной работы при формировании штатной численности органы местного самоуправления заполняют форму «Расчет оптимальной штатной численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по решению вопросов местного значения» по каждому структурному подразделению (приложение 1 к методическим рекомендациям).

При заполнении формы целесообразно руководствоваться Перечнем направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по направлениям профессиональной деятельности, разработанным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, инструкцией по заполнению формы (приложение 2 к методическим рекомендациям).

Есть случаи, когда в данном перечне не указано направление профессиональной деятельности и специализация по направлению профессиональной деятельности соответствующие деятельности структурного подразделения. Например, деятельность структурных подразделений, осуществляющих внутренний финансовый контроль в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В этом случае указывается направление профессиональной деятельности «Финансовый анализ и контроль», специализация по направлению профессиональной деятельности «Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд».

В заполняемой форме необходимо указывать все реально исполняемые функции/полномочия структурного подразделения.

Под функцией (полномочием) подразумевается фактическое и регулярное действие, осуществляемое муниципальными служащими структурного подразделения по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, достижению его целей и задач, а также по реализации основных направлений деятельности структурного подразделения.

Норматив времени на выполнение каждого вида работ (трудозатраты) производится на основании фотографии рабочего дня, хронометражных наблюдений (приложение 3 к методическим рекомендациям).

Фотография рабочего дня – вид наблюдений, при котором в течение всего рабочего дня фиксируются все без исключения затраты времени в той последовательности, в которой они происходят.

На пятом этапе определяется количество повторений управленческой процедуры (вида работ) в рассматриваемый период (как правило, один год). В этом качестве могут выступать плановые показатели деятельности органа местного самоуправления на очередной год; средние показатели деятельности за 2 предшествующих года.

По результатам проделанной работы необходимо провести детальный анализ исполняемых функций/полномочий в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на предмет исключения избыточных функций и дублирования полномочий.

И наконец, на шестом этапе производится расчет общей штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании автономного округа.

Расчет может производиться по предложенной ниже формуле:

n

∑ ti · N1

ЧJ = i=1 · К, где

T

ЧJ - штатная численность муниципальных служащих соответствующего органа местного самоуправления;

ti - средние трудозатраты на выполнение i-го вида работ соответствующей степени сложности, входящего в состав j-й группы родственных видов работ;
Ni - количество повторяющихся видов работ (разрабатываемых нормативных правовых актов, рассматриваемых обращений, проводимых проверок и т.п.) в рамках деятельности по реализации i-ого вида работ соответствующей степени сложности, входящего в состав j-ой группы родственных видов работ, в базовом периоде (базовые показатели);

Т - годовая норма рабочего времени в часах, определяемая по формуле:

Т = В · q, где

В - продолжительность рабочего дня; q - количество рабочих дней в году. При определении годовой нормы рабочего времени муниципального служащего за основу принимается расчётный график пятидневной восьмичасовой рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Кроме этого, учитываются нерабочие праздничные дни в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также средняя продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска служащего.
С учётом продолжительности рабочего дня муниципального служащего (В), которая составляет 8 часов, и среднегодового количество рабочих дней (q), принимаемого равным 210, Т с определённой долей погрешности может быть принято за постоянную величину, равную 1680 ч (8 ч . 210 раб. дн.). К - коэффициент неучтённого объёма работ (время на выполнение различных видов работ, которые невозможно учесть в плановых расчетах - командировки, рабочие совещания и т.п.) равен 1,1.

IV. Заключительные положения

При определении общей штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления в соответствии с настоящими Методическими рекомендации в обязательном порядке учитываются нормативы, установленные постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 августа 2010 года № 191-п «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2007 года № 333-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Опубликовано: 24.09.2018 14:39        Обновлено: 11.12.2018 15:57