Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ















МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАСТАВНИЧЕСТВА

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
























Москва, 2013

Содержание


Введение 5

1. Организация наставничества 15

1.1. Издание приказа/распоряжения государственного органа «Об организации наставничества в государственном органе» 15

1.2. Создание органов управления и контроля наставничества 16

1.2.1. Образование совета/комиссии по наставничеству 16

1.2.2. Возложение обязанностей по управлению и контролю наставничеством на руководителя государственного органа/заместителя руководителя государственного органа 17

1.2.3. Возложение обязанностей по организационному и документационному обеспечению деятельности органов управления и контроля наставничества на кадровую службу государственного органа 18

2. Назначение наставников и определение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество 19

2.1. Выбор формы наставничества 20

2.1.1. Назначение наставников из числа старших по должности гражданских служащих соответствующего структурного подразделения 20

2.1.2. Назначение наставников из числа равных по должности гражданских служащих соответствующего структурного подразделения 20

2.1.3. Назначение наставников из числа старших по должности гражданских служащих смежного структурного подразделения 21

2.1.4. Назначение наставников из числа лиц, уволенных в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе 21

2.1.5. Осуществление группового наставничества 21

2.2. Определение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество 21

2.3. Издание приказа о назначении наставников лицам, в отношении которых осуществляется наставничество 22

2.3.1. Согласие с назначением наставника над лицом, в отношении которого осуществляется наставничество 22

2.3.2. Ознакомление лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с приказом о назначении наставника 22

3. Прохождение наставничества 23

3.1. Определение перечня мероприятий по наставничеству 23

3.2. Выбор инструментов реализации наставничества 24

3.2.1. Пример памятки о выполнении обязанностей наставника 24

3.2.2. Пример пособия «Первые шаги» для лица, в отношении которого осуществляется наставничество 24

3.2.3. Пример формирования списка нормативных правовых актов, обязательных для ознакомления лицом, в отношении которого осуществляется наставничество 25

3.2.4. Организация вводной лекции для лиц, впервые поступивших на гражданскую службу 25

3.2.5. Создание Интернет-форумов с ответами на часто задаваемые вопросы 26

3.2.6. Организация рабочего места лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в одном кабинете с наставником 27

3.2.7. Использование методов проектного наставничества 27

3.2.8. Проведение обзорной экскурсии по зданию государственного органа 28

3.2.9. Проведение индивидуальных занятий 29

3.2.10. Формирование пула лучших наставников 29

4. Завершение наставничества 30

4.1. Заполнение наставником формализованного отчета о результатах работы лица, в отношении которого осуществлялось наставничество 30

4.2. Заполнение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, формализованного отчета о процессе прохождения наставничества и работе наставника 30

4.3. Заполнение руководителем структурного подразделения формализованного отчета об итогах наставничества 30

4.4. Обработка формализованных отчетов руководителей структурных подразделений, наставников и лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество 31

4.5. Стимулирование работы наставников 31

4.6. Проведение ежегодного конкурса «Лучший наставник государственного органа» 32

Приложение № 1. Проект приказа/распоряжения «Об организации наставничества в государственном органе» 33

Приложение № 2. Проект методических рекомендаций об организации наставничества в государственном органе 35

Приложение № 3. Проект положения о совете/комиссии по наставничеству 51

Приложение № 4. Проект приказа «О назначении наставников лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в государственном органе» 55

Приложение № 5. Примерная форма мероприятий по наставничеству 58

Приложение № 6. Пример памятки о выполнении обязанностей наставника 61

Приложение № 7. Пример пособия «Первые шаги» для лица, в отношении которого осуществляется наставничество 66

Приложение № 8. Пример формирования списка нормативных правовых актов, обязательных для ознакомления лицом, в отношении которого осуществляется наставничество 91

Приложение № 9. Формализованный отчет наставника о результатах работы лица, в отношении которого осуществлялось наставничество 93

Приложение № 10. Формализованный отчет лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, о процессе прохождения наставничества и работе наставника 97

Приложение № 11. Формализованный отчет руководителя структурного подразделения об итогах наставничества 101

Приложение № 12. Проект приказа и положения «О проведении конкурса на звание «Лучший наставник государственного органа» 104




Введение

Эффективное государственное управление возможно при условии исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы, кадрами, обладающими необходимыми знаниями и навыками.

Проведенный анализ международного и российского опыта по применению механизма наставничества показывает, что наставничество доказало свою эффективность на протяжении длительного срока своего существования в качестве метода обучения кадров.

Наставничество является кадровой технологией, обеспечивающей передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника – менее опытному.

Целями наставничества являются оказание помощи государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданские служащие) в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей, адаптация в коллективе, а также воспитание дисциплинированности.

Посредством наставничества могут решаться следующие задачи:

- ускорение процесса профессионального становления гражданских служащих, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

- адаптация гражданских служащих к условиям осуществления служебной деятельности;

- развитие профессионально-значимых качеств личности;

- формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных гражданских служащих, снижение текучести кадров.

В целях создания на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – гражданская служба) эффективной системы наставничества Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен настоящий методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (далее – методический инструментарий).

Методический инструментарий вводит систему наставничества на гражданской службе, основанную на передовом российском и зарубежном опыте, и содержит принципы ее организации и внедрения в государственных органах.

Система наставничества, содержащаяся в методическом инструментарии, разработана и апробирована в ходе реализации пилотного проекта по внедрению в отдельных федеральных государственных органах института наставничества, проведенного Минтрудом России в феврале-ноябре 2013 г. Реализация указанного пилотного проекта осуществлялась в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и во исполнение пункта 7 Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012 – 2016 г. новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы в рамках реализации подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю. Сурковым 1 октября 2012 г. № 5378п-П17.


Опубликовано: 18.03.2016 12:29        Обновлено: 28.11.2017 18:15