Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Результаты мониторинга ДПО 2015

Результаты мониторинга
дополнительного профессионального образования

государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год


Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Региональный институт управления» проведен мониторинг результативности и эффективности дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам их обучения в 2015 году (далее – мониторинг, госслужащие, обучение).

Обучение осуществлялось в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2015 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 октября 2014 года №374-п, за счет средств бюджета автономного округа.

Мониторинг проводился на основе:

- анализа исполнения органами государственной власти программ по профессиональному развитию госслужащих и реализации заявок на обучение госслужащих;

- анализа программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- комплексной оценки эффективности обучения госслужащих по дополнительным профессиональным программам.

Программа по профессиональному развитию госслужащих - это документ органа государственной власти на трехлетнюю перспективу, на основе которого осуществляется комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня профессионализма госслужащих в интересах повышения эффективности и результативности функционирования органа государственной власти.

Порядок разработки и исполнения программ по профессиональному развитию госслужащих регулируется постановлением Губернатора автономного округа от 18 января 2011 года № 6 «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – постановление Губернатора № 6), согласно которому орган государственной власти утверждает программу правовым актом ежегодно на очередной календарный год и на двухлетний плановый период по согласованию с Депгосслужбы Югры в порядке, установленном органом государственной власти.

В 2015 году в Депгосслужбы Югры на согласование поступили
32 программы по профессиональному развитию госслужащих, в отношении которых проведена экспертиза проекта.

Типичными ошибками при разработке проектов программ являются несоответствие требованиям, предусмотренным разделом III Порядка, утвержденного постановлением Губернатора № 6, а именно:

- низкое качество или полное отсутствие описания содержания проблемы и необходимости ее решения программным методом;

- отсутствие либо недостаточность описания количественных и качественных характеристик кадрового состава органа государственной власти;

- некорректно указаны индикаторы и ожидаемые результаты реализации программы, не учитывающие конкретные показатели эффективности деятельности органа государственной власти;

- не уделено должного внимания планированию внутриорганизационного обучения госслужащих.

Общим недостатком всех программ по профессиональному развитию госслужащих является их разработка без учета результатов комплексной оценки госслужащих, организуемой в соответствии с методическим инструментарием, разработанным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013 году. Применение данной комплексной оценки позволит планировать реальную потребность в обучении и повысит эффективность использования ресурсов, направленных на развитие профессионального уровня и компетентности госслужащих.

По результатам экспертизы проектов экспертами в рабочем порядке было указано на необходимость доработки программ с учетом имеющихся замечаний, после устранения которых программы были согласованы.

Утверждение программ по профессиональному развитию госслужащих на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. (далее – программы) обеспечено в 32 органах государственной власти автономного округа, что составляет 84% от их общего количества. В 4-х органах государственной власти программы не приняты (Аппарат Думы автономного округа, Аппарат Губернатора автономного округа, Госкультохрана Югры, Юграконтроль), что указывает на неисполнение постановления Губернатора № 6.

Одним из индикаторов, позволяющим оценить ход реализации программы, является реалистичность программы, которая рассчитывается как соотношение запланированного и реально обученного в системе дополнительного профессионального образования количества госслужащих в течение каждого этапа (календарного года). Удовлетворительным считается ежегодный показатель не ниже 97 процентов.

Анализ реализации программ показал, что в 2015 году в полном объеме (на 100 процентов и более) программы реализованы в 22 органах государственной власти автономного округа: Ветслужба Югры (108%), Дептруда и занятости Югры (105%), Депдорхоз Югры (104%), Депфин Югры (102%), Департамент управделами Югры (101%), Избирательная комиссия Югры (100%), Представительство Югры (100%), Счетная палата Югры (100%), Депполитики Югры (100%), Депгосзаказа Югры (100%), Депгосслужбы Югры (100%), Депздрав Югры (100%), Депкультуры Югры (100%), Депобразования и молодежи Югры (100%), Депнедра Югры (100%), Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры (100%), Депстрой Югры (100%), Депспорт Югры (100%), РСТ Югры (100%), Обрнадзор Югры (100%), Природнадзор Югры (100%), Гостехнадзор Югры (100%).

Исполнение программ на 97% - 100% обеспечено в 4-х органах государственной власти автономного округа: Депсоцразвития Югры (98%), Депэкономики Югры (98%), Департамент общественных и внешних связей Югры (97%), Жилстройнадзор Югры (97%).

Таким образом, в указанных 26 органах государственной власти результат исполнения программы по профессиональному развитию госслужащих является удовлетворительным.

Неудовлетворительный результат исполнения программ зафиксирован в 6-ти органах государственной власти, у которых показатель исполнения программы соответствует уровню ниже 97%: Депинформтехнологий Югры (96%), Здравнадзор Югры (94%), Департамент гражданской защиты населения Югры (92%), Архивная служба Югры (91%), Депимущества Югры (83%), Депжкк и энергетики Югры (77%).

В соответствии с постановлением Губернатора № 6 ежегодно не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, органы государственной власти направляют в Депгосслужбы Югры заявку на обучение госслужащих. Заявка формируется на основе потребности, содержащейся в программе органа государственной власти по профессиональному развитию госслужащих.

Анализ формирования органами государственной власти потребности в обучении госслужащих в 2015 году показал, что 30% заявок приходится на внеплановые, что указывает на неэффективное планирование дополнительного профессионального образования госслужащих. Это в свою очередь влияет на качество планирования закупок и исполнение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование госслужащих.

Анализ исполнения заявок показал, что в полном объеме (на 100 процентов и более) заявки реализованы в 22 органах государственной власти автономного округа: Избирательная комиссия автономного округа, Счетная палата Югры, Аппарат Думы автономного округа, Представительство Югры, Депполитики Югры, Депгосслужбы Югры, Депгосзаказа Югры, Депимущества Югры, Депздрав Югры, Депкультуры Югры, Депобразования и молодежи Югры, Депнедра Югры, Депстрой Югры, Депдорхоз Югры, Дептруд и занятости Югры, Депспорт Югры, Депфин Югры, Департамент управделами Югры, Ветслужба Югры, РСТ Югры, Обрнадзор Югры, Природнадзор Югры.

Не в полном объеме (менее 100%) реализованы заявки в 13 органах государственной власти автономного округа: Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры (98%), Депсоцразвития Югры (98%), Депэкономики Югры (98%), Департамент общественных и внешних связей Югры (97%), Жилстройнадзор Югры (97%), Депинформтехнологий Югры (96%), Аппарат Губернатора автономного округа (95%), Здравнадзор Югры (94%), Гостехнадзор Югры (93%), Департамент гражданской защиты населения Югры (92%), Юграконтроль (92%), Архивная служба Югры (91%), Депжкк и энергетики Югры (77%). Основные причины не выполнения заявок в полном объеме - отказ в связи с невозможностью направить госслужащего на обучение (например, в связи с отпуском, нетрудоспособностью, увольнением, переводом на другую должность, недостаточной обеспеченностью командировочными расходами и иные).

Два органа государственной власти не имеют плановых заявок на 2015 год: Госкультохрана, Деппроект Югры.

Обучение госслужащих организовано на территории Российской Федерации посредством реализации 50 дополнительных профессиональных программ, в том числе 2 программ профессиональной переподготовки и 48 программ повышения квалификации.

Всего в 2015 году прошли обучение 1008 госслужащих, что на 11% больше плановых заявок органов государственной власти автономного округа. Из них, профессиональную переподготовку прошли 14 человек, повышение квалификации – 994 человека. Доля госслужащих, получивших дополнительное профессиональное образование, от их общей фактической численности на конец 2015 года, составила 33,2%.

Обучение организуется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о контрактной системе для государственных и муниципальных нужд. Посредством размещения закупок в форме открытого конкурса, запроса котировок и аукциона организовано обучение для 979 человек (97%), у единственного исполнителя - для 29 человек (3%).

Объем финансирования дополнительного профессионального образования госслужащих в 2015 году составил 10 846, 4 тыс.рублей.

Обучение госслужащих осуществляли 27 образовательных организаций, в том числе:

- 4 образовательных организации, подведомственные Правительству Российской Федерации1, включая их филиалы (обучено 132 человека);

- 12 иных федеральных вузов2 (обучено 539 человек);

- 11 иных образовательных организаций3 (обучено 337 человек).

Средняя стоимость обучения одного госслужащего в 2015 году, с учетом места проведения обучения, составила:

в г.Ханты-Мансийске – 10 444 рубля

в г.Москве – 25 309 рублей

в г.Санкт-Петербурге – 22 095 рублей

в г.Екатеринбурге – 6 616 рублей

в г.Обнинске – 45 000 рублей4

в г.Саратове – 10 000 рублей

в г.Казани – 13 000 рублей

в г.Челябинске – 11 216 рублей.

Средняя продолжительность дополнительных профессиональных программ составила 62 часа. Средняя стоимость 1 чел./час. по результатам конкурсных процедур в 2015 году составила 166,0 руб.

Анализ качества и эффективности обучения проведен в отношении 26 дополнительных профессиональных программ, реализованных для госслужащих с местом их группового обучения в городах Ханты-Мансийске (24 программы) и Екатеринбурге (2 программы для аппарата мировых судей).

Результатами обучения госслужащих являются:

- овладение госслужащими требуемым количеством знаний, умений, навыков, подтвержденных результатами, полученными в ходе итоговой аттестации по завершении дополнительной профессиональной программы, и способность применения их в профессиональной деятельности после обучения;

- положительные изменения в деятельности органа государственной власти, которые могут проявляться через улучшение его основных показателей эффективности и результативности.

Комплексную оценку для определения эффективности обучения на основе методики Д.Кирпатрика5 прошли 915 госслужащих из 35 органов государственной власти автономного округа. Модель оценки основана на результатах диагностики госслужащих (осуществляемой в форме анкетирования) по трем уровням (реакция, научение, изменения в поведении).

Первый уровень: «Реакция». Данный уровень оценки позволяет определить удовлетворенность слушателей качеством учебного процесса, учебной программой и организационными формами подготовки. Используемая оценочная шкала представлена в таблице 1.

Таблица 1

Шкала оценки (в баллах)

Результат в описательном выражении

91 – 100

Высокий уровень

71 – 90

Уровень выше среднего

51 – 70

Средний уровень

0 – 50

Низкий уровень


Результаты оценки по первому уровню характеризуются высоким уровнем удовлетворенности слушателей (диаграмма 3): 15,4% оценок превышают 91 балл; 80,8% полученных оценок соответствуют уровню выше среднего; 3,8% – соответствуют среднему уровню. Оценок слушателей, соответствующих шкале с низким уровнем, не зафиксировано.



Диаграмма 3


Общий уровень удовлетворенности обучением составляет 87,4% (выше среднего), таким образом, обучение соответствовало ожиданиям слушателей и оценивается как достаточно информативное и результативное.

Второй уровень: «Научение». Полнота усвоенных знаний и прочность приобретенных навыков являются показателями эффективности обучения (научения). Данный уровень диагностирует усвоение учебного материала и определяет насколько усовершенствовались знания в рамках конкретной программы обучения. При этом, перечень знаний, навыков и умений, которыми должен овладеть слушатель, чтобы продемонстрировать усвоение учебного материала, определяется программой обучения.

В качестве объекта для анализа использованы результаты проверки профессиональных знаний госслужащих. Используемая оценочная шкала представлена в таблице 2.

Таблица 2

Шкала оценки (в баллах)

Результат в описательном выражении

100

Высокий уровень

71 – 99

Уровень выше среднего

41 – 70

Средний уровень

0 – 40

Низкий уровень


Результаты оценки по второму уровню показали, что совершенствование теоретических знаний госслужащих оказалось наиболее успешным. Полученные значения варьируются от 83 до 100 баллов (диаграмма 4), при этом 8 дополнительных профессиональных программ (30,8 %) получили максимальный балл. Это такие программы, как: Антикоррупционные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих, Государственное управление финансовой системой; Государственный финансовый контроль: управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации; Информационные технологии в государственном управлении; Межконфессиональные и межэтнические отношения в России. Профилактика экстремизма; Психология, этика и этикет в профессиональной деятельности государственного гражданского служащего; Правовые, организационные и нравственные основы в деятельности помощника мирового судьи; Принципы государственного управления в современных условиях.

Диаграмма 4


Средний результат по данному уровню оценки составляет 94,9% (выше среднего), что свидетельствует об успешном освоении теоретической базы курсов.

Третий уровень: «Изменения в поведении». На данном уровне оценки определяются практические результаты обучения, т.е. насколько эффективно слушатели способны применить полученные знания и навыки в рамках профессиональной деятельности. Формирование и развитие профессиональных компетенций требует значительных временных затрат, при этом эффект от обучения может проявиться спустя несколько месяцев. В рамках мониторинга измеряется начальная стадия изменений в поведении (т.е. сразу после завершения обучения).

Используемый метод для оценки по третьему уровню – кейс-метод: это решение практической задачи, представленной в виде модели конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни или приближенной к реальной, в которой отражается тот комплекс умений и практических навыков, на развитие которых был ориентирован курс обучения.

Используемая оценочная шкала представлена в таблице 3.

Таблица 3

Шкала оценки (в баллах)

Результат в описательном выражении

91 – 100

Высокий уровень

70 – 90

Уровень выше среднего

50 – 69

Средний уровень

0 – 49

Низкий уровень


По третьему уровню оценки получен наибольший разброс показателей: максимальный результат равен 100 баллов, минимальный - 57,7 балла. При этом высокий уровень развития профессиональных компетенций госслужащих был зафиксирован только по двум реализованным программам: «Принципы государственного управления в современных условиях» (100 баллов) и «Электронное правительство. Организация предоставления государственных услуг в электронной форме» (93,2 балла). При оценке практических итогов обучения по иным программам преобладает результат выше среднего уровня (73,1%) (диаграмма 5). При этом, высокий уровень развития профессиональных компетенций в ходе решения кейсов продемонстрировали 306 прошедших обучение госслужащих (33,4 %).

Диаграмма 5


Средний результат оценки по третьему уровню составляет 79,7% (выше среднего). Это объясняется тем, что госслужащим после завершения обучения не всегда удается внедрить полученные знания и навыки на практике (в моделируемых рабочих условиях). Навык может быть утерян, если не закрепляется практикой или является невостребованным в служебной деятельности госслужащего. Поэтому, неоднократное использование полученных знаний и навыков в ежедневной профессиональной деятельности госслужащих будет способствовать их совершенствованию. При этом, непосредственный руководитель госслужащего должен оказывать содействие в практическом применении знаний и навыков, полученных на курсах повышения квалификации.

Результаты оценки уровня развития профессиональных компетенций госслужащих за 2015 год показали, что все 26 образовательных программ, включенных в мониторинг, способствовали развитию профессиональных компетенций госслужащих.

Общая результативность обучения госслужащих в 2015 году в рамках 26 включенных в мониторинг дополнительных профессиональных программ составляет 87,8%, что соответствует высокому уровню.

В сравнении с результатами мониторинга (комплексной оценки) за 2014 год, в 2015 году удовлетворенность обучением осталась на прежнем уровне; незначительные изменения произошли на уровне научения (за счет повышения требований к результатам работы образовательных организаций и проведению итоговой аттестации слушателей); при оценке развития профессиональных компетенций госслужащих зафиксирован рост показателя на 7,3%, что характеризует повышение общего уровня и результативности обучения (диаграмма 6).

Диаграмма 6

Во исполнение Концепции развития системы дополнительного профессионального образования госслужащих, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 7 ноября 2013 года № 476-п, Депгосслужбы Югры совместно с органами государственной власти в настоящее время дополнительно изучаются итоги влияния дополнительного профессионального образования госслужащих на уровень их профразвития, результаты деятельности и профессиональное продвижение. Обзор полученных результатов будет направлен дополнительно в органы государственной власти во II квартале 2016 года.

Таким образом, для повышения эффективности работы по организации дополнительного профессионального образования госслужащих органам государственной власти рекомендуется:

1) Разработать и утвердить в установленном порядке программы по профессиональному развитию госслужащих на 2016 год и плановый период 2017-2018 гг.

2) Вести мониторинг реализации программ по профессиональному развитию госслужащих и ежегодных заявок на их обучение.

3) Оценивать и определять уровень профессиональной компетентности, которая понадобится в краткосрочной и долгосрочной перспективе согласно стратегии, политике и целям деятельности органа государственной власти.

4) Определять текущий уровень компетентности госслужащих в соответствии с методическим инструментарием, разработанным Минтрудом России, и расхождений между тем, что имеется и что требуется на настоящий момент и может потребоваться в будущем.

5) Осуществлять разработку индивидуальных планов профессионального развития госслужащих на основе результатов комплексной оценки требуемого уровня компетентности с целью устранения расхождений. Регулярно оценивать выполнение планов и осуществлять соответствующие корректировки и предупреждающие действия.

6) Планировать потребность в необходимых ресурсах для внутриорганизационного обучения.

7) Отслеживать и корректировать условия труда, которые будут направлены на рост, обучение, поддержание достигнутого уровня компетентности и передачу знаний.

8) Проводить анализ и оценку результативности мер, принимаемых для достижения необходимого уровня компетентности госслужащих.


1 Пермский филиал ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г.Москва), Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Челябинский филиал ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".



2 ФГБОУ ВПО "Уральский государственный юридический университет", ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет правосудия", ФГБОУ ВПО "Российская правовая академия", ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Институт глобальной ядерной безопасности - филиал ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет", ФГБОУ ВПО "Югорский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", Сургутский филиал ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет", ФГБ НУ "Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка", ФБУ науки «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В.Рамзаева», ФГБОУ ВПО "Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации".



3 НОЧУ ДПО "Институт опережающего образования", АНО ДПО "Учебный центр "Развитие", ЧОУ Учебный центр "АСТА-информ", НОУ ДПО "Институт информационных технологий "АйТи", Санкт-Петербургский филиал НОУ ДПО "Центральный институт повышения квалификации Госкорпорации Росатом", АНО ДО Учебно-методический центр "Финансовый контроль", АНО Учебный центр "Сибинфоцентр", ЧОУ ДПО "ЦНТИ "Прогресс", НОУ ДПО центр повышения квалификации "Академия информационных систем", АНО ДПО "Инновационно-образовательный центр "Северная столица", НП ДПО ЦПК "Русская Школа Управления".



4 Узкоспециализированный курс обучения.



5 Целевая методика, представляет собой трехуровневый концептуальный подход к оценке эффективности краткосрочного обучения слушателей и базируется на информации по обратной связи, касающейся знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения.


Опубликовано: 30.01.2017 12:56        Обновлено: 15.11.2017 16:23