Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Результаты анкетирования 2015

Аналитическая справка

о результатах влияния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

на уровень их профессионального развития


В период с 1 по 31 августа 2015 года Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было проведено исследование, предметом которого явилась оценка влияния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих двух органов власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на уровень их профессионального развития.

В ходе исследования была разработана анкета для экспертного опроса государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – гражданские служащие). Анкетирование гражданских служащих было организовано и проведено в двух исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Департаменте общественных и внешних связей автономного округа и Департаменте государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа).

Демографические характеристики опрошенных отражены в анкетировании показателями пола, возраста, занимаемой должности и стажа работы.

В исследовании приняли участие 30 человек: двадцать четыре женщины (80%) и шесть мужчин (20%). Доля женщин составила 4/5 от общего числа респондентов.






В большинстве случаев возрастной критерий участников представлен в диапазоне от 30 до 40 лет, это практически половина участников опроса (14 человек, 47% от общего числа). Каждый третий участник опроса не достиг 30-летнего возраста (9 человек, 30%), мнение опрошенных респондентов старше 40 и младше 50 лет в общей картине составляет 17% (5 человек), оставшиеся 2 человека (6%) старше 51 года.









Более трети опрошенных (11 человек, 37%) в настоящее время занимают должности гражданской службы категории «руководители», должности остальных респондентов соответствуют категории «специалисты» (19 человек, 63%).





Опыт работы большинства респондентов (13 человек, 43%) колеблется в диапазоне от 10 до 20 лет, одна пятая часть (6 человек, 20%) имеет опыт работы от года до четырех лет, по пять человек (по 17%) приходится на группы со стажем работы от 5 до 9 лет и свыше 20 лет и один человек (3%) работает меньше года. Большинство участников опроса имеет существенный опыт работы.









Демографические характеристики респондентов:

Пол

Представленность в выборке (%)

Мужчина

20%

Женщина

80%

Возраст

Представленность в выборке (%)

до 30 лет

30%

31 год – 40 лет

47%

41 год – 50 лет

17%

51 год и старше

6%

Занимаемая должность

Представленность в выборке (%)

Руководитель

37%

Специалист

63%

Стаж работы

Представленность в выборке (%)

менее года

3%

от года до 4 лет

20%

5-9 лет

17%

10-20 лет

43%

более 20 лет

17%


На момент проведения опроса все опрошенные имеют высшее образование, что способствует их четкому пониманию качественных характеристик вопросов, заложенных в анкете.

Организация дополнительного профессионального образования всех
30 респондентов проходила посредством повышения квалификации:
22 человека (73%) проходили краткосрочное повышение квалификации от 18 до 72 учебных часов, каждый пятый (6 человек, 20%) повысил свою квалификацию в рамках от 73 до 144 учебных часов, два респондента повышали квалификацию обоими способами.

Респондентам были заданы вопросы, касающиеся влияния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих двух органов власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на уровень их профессионального развитии.

При анализе ответов на вопросы с 1 по 4 тридцать ответов принимается за 100%.

Первый и основополагающий вопрос анкеты направлен на выявление общей удовлетворенности респондентов объемом и качеством полученных знаний по курсу дополнительного профессионального образования, в котором они принимали участие.








Варианты ответов:

полностью удовлетворен

10 чел.

33%

частично удовлетворен

19 чел.

63%

совсем не удовлетворен

1 чел.

3%

другое

-

-


Полученные данные свидетельствуют о том, что 19 респондентов
(63% от общего числа) были частично удовлетворены объемом и качеством знаний, приобретенных в результате повышения квалификации, одна треть опрошенных – полностью удовлетворены (10 человек, 33%), 1 человек оценил полученные знания как неудовлетворительные. Таким образом, 96% от общего числа опрошенных полностью или частично удовлетворены объемом и качеством полученных знаний по курсам дополнительного профессионального образования, в которых они принимали участие.

Важным показателем уровня удовлетворенности респондентов качеством получаемого дополнительного профессионального образования является их представление о применении полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Полученные слушателями знания теперь рассматриваются в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике.

Вопрос 2 «Как Вы считаете, помогут ли Вам знания, полученные по курсу дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), успешно продолжать замещение должности и выполнять Ваш должностной регламент (сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и др.)?».

Варианты ответов:

да

26 чел.

87%

нет

3 чел.

10%

затрудняюсь ответить

1 чел.

3%

другое

-

-

На данный вопрос 26 человек (87%) ответили утвердительно. Отрицательный ответ дали 3 человека (10% от общего числа). Один человек затруднился ответить. Полученные данные свидетельствуют о высокой степени заинтересованности респондентов в получении дополнительного профессионального образования. В данном случае преимущественное большинство участников исследования рассчитывают на успешное применение полученных знаний в профессиональной деятельности.


Вопрос 3 «Рассчитываете ли вы на карьерный рост после прохождения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка)?»


Варианты ответов:

да

10 чел.

33%

нет

19 чел.

63%

не знаю

1 чел.

3%


На вопрос взаимосвязи карьерного роста респондентов с получением дополнительного профессионального образования две трети респондентов (19 человек, 63%) ответили отрицательно, 10 человек (1/3 от общего числа) выбрали положительный ответ, один человек уклонился от ответа. Результаты анкетирования показали, что более 60% респондентов не связывают назначение на вышестоящие должности с полученным дополнительным профессиональным образованием. Создается впечатление, что после получения дополнительного профессионального образования преобладающим устремлением (вектором направления) для слушателей является сохранение прежних позиций, а не карьерный рост и повышение в должности.


Одним из ключевых является вопрос анкеты «Оцените, пожалуйста, свой интерес к обучению по курсу дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная  переподготовка)».

Варианты ответов:

совсем не интересно

не интересно

скорее не интересно

затрудняюсь ответить

скорее интересно

интересно

очень интересно

-

-

1 чел.

1 чел.

8 чел.

13 чел.

7 чел.

-

-

3%

3%

27%

43%

24%


Свой интерес к дополнительному профессиональному образованию респонденты оценили следующим образом: 43% от общего числа (13 человек) нашли курсы интересными, 8 человек (27%) выбрали вариант «скорее интересно», 7 респондентов (24%) остановили свой выбор на варианте «очень интересные», один человек (3%) охарактеризовал курсы как «скорее не интересные» и один человек (3%) затруднился дать ответ. Таким образом, обращает на себя внимание довольно значимый процент респондентов (94% от общего числа), считающих обучение по курсам дополнительного профессионального образования в целом интересными.


При ответе на следующие вопросы несколько респондентов отметили более одного варианта.


Вопрос 5 «Если Вы пропускали какие-нибудь занятия, то укажите, по какой причине?»:

В качестве основной причины пропуска занятий большинство респондентов указали необходимость присутствия на работе (60%, 18 человек из 30). В числе дополнительных причин 3 человека (10%) указали болезнь или плохое самочувствие, а также непредвиденные обстоятельства (2 человека), неудовлетворенность качеством преподавания (2 человека). Один респондент отметил, что предмет изучения не вызывал у него интерес, еще один посчитал, что способен изучить тему курса самостоятельно, 1 человек испытал затруднение в определении причин пропуска. По результатам ответов 8 человек из тридцати (27% от общего числа) занятия не пропускали, таким образом, более 70% опрошенных пропускали занятия в процессе прохождения дополнительного профессионального образования, что свидетельствует о невысоком уровне посещаемости занятий.


Вопрос 6 «С какими проблемами Вы столкнулись в процессе обучения?».

Варианты ответов:

трудностей не было

11 чел.

сложный для усвоения материал курса

-

теоретические вопросы, раскрываемые преподавателем на лекциях, очень далеки от того как они реализуются на практике, из-за большого несоответствия материал сложен для понимания

7 чел.

быстрый темп обучения, нехватка времени на усвоение материала

5 чел.

входящие в учебную программу некоторые занятия не раскрывают ее в необходимом объёме

9 чел.

нехватка учебно-методических материалов по курсу

2 чел.

другое

2 чел.


В анкету был включен вопрос на выявление проблем, трудностей, возникших у слушателей в процессе получения дополнительного профессионального образования как один из аспектов изучения оценки влияния дополнительного профессионального образования на уровень профессионального развития.

По мнению трети участников опроса (11 человек) трудностей не было. Девять ответивших считают объем проводимых занятий не достаточным для заявленной программы. Семь человек посчитали теоретические вопросы, раскрываемые преподавателем на лекциях, далекими от их реализации на практике, отметили сложность материала для понимания из-за несовместимости теории с практикой. Пять респондентов пожаловались на быстрый темп обучения и нехватку времени на усвоение материала. Два ответа касались нехватки учебно-методических материалов по курсу. Вариант «сложный для усвоения материал курса» не выбрал никто. Два респондента в качестве ответа выбрали вариант «другое» без уточнений.

Вопрос 7 «Какому типу преподавателей наиболее целесообразно работать в сфере дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка)?»

Для ответа на следующий вопрос респондентам предлагалось выбрать тип преподавателей, наиболее целесообразный для работы в сфере дополнительного профессионального образования.


Варианты ответов:

высококвалифицированным теоретикам

2 чел.

высококвалифицированным практикам (специально подготовленным государственным и муниципальным служащим)

13 чел.

преподавателям, способным соединить теорию и практику

21 чел.

другое

-


Из предложенных ответов респонденты (21 человек из 30) чаще всего выбирали преподавателей, способных соединить теорию и практику. Тринадцать человек из тридцати отдали предпочтение высококвалифицированным практикам (специально подготовленным государственным и муниципальным служащим). И только два голоса была отдано за высококвалифицированных теоретиков.


Вопрос 8 «Необходимо ли включение в образовательный процесс практических занятий?».

Варианты ответов:

да, обязательно

19 чел.

63%

только по отдельным курсам дополнительного профессионального образования

4 чел.

14%

на курсах необходимо давать теоретические знания, которые затем гражданские служащие будут использовать на практике

7 чел.

23%

нет, не обязательно

-

-


На данный вопрос, уточняющий необходимость включения в образовательный процесс практических занятий, более половины респондентов (19 человек, 63%) ответили утвердительно. Семь человек (23%) ответили, что на курсах необходимо давать теоретические знания, которые в последующем могут быть использованы на практике. Четыре респондента (14% от общего числа) выбрали вариант ответа о необходимости включения практических занятий только по отдельным курсам дополнительного профессионального образования.


Следующий вопрос был направлен на представление служащих о практических занятиях и был сформулирован следующим образом «Что должны представлять собой практические занятия?».

Варианты ответов:

знакомство с опытом работы в определенной сфере органов власти на местах

9 чел.

индивидуальная или групповая работа по разработке решения конкретной проблемы

20 чел.

письменная работа, связанная с анализом материалов социально- экономического характера

1 чел.

обсуждение текущих проблем, связанных с работой слушателя

15 чел.

работа с электронными базами данных

2 чел.

проектирование модели органа власти

3 чел.

разработка нормативных правовых актов (указа, постановления и др.), проведение их правовой экспертизы

2 чел.

разработка должностной инструкции, положения, регламента

-

другое

-


При ответе на данный вопрос подавляющее большинство респондентов выбрали ответ «индивидуальную или групповую работу по разработке решения конкретной проблемы (20 человек из 30)». На втором месте «обсуждение текущих проблем, связанных с работой слушателей (15 человек из 30)». Девять респондентов отдали предпочтение знакомству с опытом работы в определенной сфере органов власти на местах. Одна треть респондентов (3 человека) выбрала проектирование модели органа власти. Два человека отдали предпочтение работе с электронными базами данных, столько же – разработке нормативных правовых актов, проведению их правовой экспертизы. Один респондент предпочел письменную работу, связанную с анализом материалов социально-экономического характера. Наконец, ни один из респондентов не представляет практические занятия как разработку должностной инструкции, положения, регламента.


Вопрос 10 «Какая форма представления учебного материала по курсу дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка)на лекциях устраивает Вас в наибольшей степени?».

При ответе на данный вопрос респонденты ответили следующим образом:


полностью устраивает

не совсем устраивает

не устраивает

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Устная лекция в традиционной форме

10

33

13

43

7

24

Устная лекция с мультимедийным сопровождением и раздаточными материалами

26

87

2

7

2

7

Устная лекция в сочетании с раздаточными материалами

19

63

9

30

2

7

Лекция, представляемая слушателям на бумажном носителе

10

33

10

33

10

33

Лекции на электронном носителе (СD)

9

30

10

33

11

37

Видео-лекция на электронных носителях

9

30

16

53

5

17


Из предложенных ответов большинство респондентов выбрали ответ «устная лекцию с мультимедийным сопровождением и раздаточными материалами». Одиннадцать человек (37%) оценили лекции на электронном носителе (СD) как наименее привлекательные. Полученные результаты свидетельствуют о том, что видео-лекции на электронных носителях не способны в полной мере удовлетворить запросы респондентов.


Вопросы анкеты с 11 по 13 носят открытый характер, без предложенных вариантов и подразумевают максимально полные и развернутые ответы. Большинство респондентов либо не ответили на эти вопросы, либо поставили прочерк.


Вопрос 11. Укажите предметы, которые, по Вашему мнению, следовало бы убрать из программы курса дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), либо сократить количество часов, отведенных на данные предметы

Семь респондентов из тридцати (23%) дали свои варианты ответов, суть которых сводилась к сокращению количества часов, отведенных на теорию по вопросам государственной гражданской службы, государственного и муниципального управления. Было сформулировано предложение отнести изучение нормативно-правовых актов на самостоятельное изучение.


Вопрос 12. Какие учебные дисциплины, из изученных Вами, следует давать в большем объеме?

В качестве ответа на данный вопрос восемь человек из тридцати (27%) указали следующие учебные дисциплины:

  • Технологии управления инновациями, как стать успешным менеджером, как мотивировать сотрудников на более эффективную работу.

  • Учебные дисциплины, позволяющие повысить квалификацию по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В качестве пожелания было указано увеличение количества часов, отводимых практике и спорным моментам по закупкам, госзаказу.

  • Формирование команды, повышение производительности команды.

  • Антикоррупционные дисциплины.

  • Учебные дисциплины, связанные с прохождением государственной гражданской службы.


Вопрос 13. Какие учебные дисциплины, по Вашему мнению, следует дополнительно ввести в программу подготовки по выбранному Вами курсу дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка)?

Только три респондента из тридцати (10%) ответили на этот вопрос, они указали следующие учебные дисциплины:

  • Учебные дисциплины, раскрывающие способы достижения успеха в профессиональной деятельности, повышения эффективности работы.

  • Учебные дисциплины, позволяющие повысить квалификацию по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Больше практики и спорных моментов по закупкам.

  • Учебные дисциплины, затрагивающие вопросы кадровой работы.


Вопрос 14 «Помогли ли Вам в сдаче экзаменационных тестов лекции и учебно-методические материалы по курсу дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная подготовка)?».


Варианты ответов:

да, помогли

23 чел.

77%

да, но только по отдельным вопросам, которые в целом составляют менее половины от общего количества вопросов

7 чел.

23%

нет, поскольку преподавателями не сделаны обзорные консультации с учетом поступивших вопросов

-

-

нет, не помогли

-

-

другое

-

-


На вопрос анкеты, помогли ли лекции и учебно-методические материалы по курсу дополнительного профессионального образования слушателям в сдаче экзаменационных тестов, три четверти респондентов ответили утвердительно. Семь человек (23%) в целом согласились, но отметили, что лекции и учебно-методические материалы помогли только по отдельным вопросам, которые в целом составляют менее половины от общего количества вопросов. Отрицательных ответов не было.


Неоднозначные ответы были получены на вопрос 15 «В какой форме, по Вашему мнению, должна проводиться оценка знаний?».


Варианты ответов:

устной форме

10 чел.

компьютерного тестирования

16 чел.

письменной форме

11 чел.

защиты доклада (проекта)

3 чел.

другое

-


При ответе на вопрос о форме оценки знаний» более половины респондентов (16 человек из 30) остановили свой выбор на варианте «компьютерное тестирование». Одиннадцать человек отдали предпочтение оценке в письменной форме. Десять человек, напротив, выбрали оценку в устной форме. Меньше всего человек выбрали вариант «защита доклада (проекта)», всего три человека из тридцати.


Вопрос 16 «Каким, по Вашему мнению, должно быть содержание экзаменационных заданий?».

Варианты ответов.

вопросы по теоретическому материалу прослушанного курса

8 чел.

ситуационные управленческие задания, требующие умения применить теоретические знания учебных дисциплин в практической деятельности

15 чел.

теоретические вопросы и решение практических задач

3 чел.

сообщение о личном инновационном решении проблемы в отделе (структурном подразделении и др.), где гражданский служащий замещает должность

8 чел.

другое

-


Согласно полученным данным половина респондентов (15 человек) сделали свой выбор в пользу ситуационных управленческих заданий, требующих умения применить теоретические знания учебных дисциплин в практической деятельности. Равными по количеству ответов (по 8 ответов) оказались варианты «вопросы по теоретическому материалу прослушанного курса» и «сообщение о личном инновационном решении проблемы в отделе (структурном подразделении и др.), где гражданский служащий замещает должность. Только три человека выбрали вариант «теоретические вопросы и решение практических задач».


В ходе исследования был предусмотрен вопрос, дающий возможность оценить роль аттестационной работы в программе дополнительного профессионального образования.

Вопрос был сформулирован следующим образом: «Какую роль, по вашему мнению, должна занять аттестационная работа в программе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка)?».

Варианты ответов:

традиционную роль письменной выпускной работы

17 чел.

57%

управленческого проекта, являющегося ядром образовательной программы

10 чел.

33%

другое

3 чел.

10%


При ответе на данный вопрос 17 респондентов из тридцати (57%) отвели аттестационной работе традиционную роль письменной выпускной работы. Тридцать три процента (10 человек) - отнесли аттестационную работу к управленческому проекту, являющимся ядром образовательной программы. Три человека предпочли свой вариант, но только один уточнил, что отводит аттестационной работе роль эссе.


Выводы:

Общий анализ полученных результатов исследования свидетельствует о достаточно высокой степени удовлетворенности респондентов объемом и качеством полученных знаний по курсам дополнительного профессионального образования (посредством повышения квалификации), в которых они принимали участие. Преобладающая доля (96%) от общего числа опрошенных полностью или частично удовлетворены объемом и качеством полученных знаний по курсам дополнительного профессионального образования, в которых они принимали участие.

Участники исследования, свыше 90 процентов от общего числа опрошенных, продемонстрировали заинтересованность в получении дополнительного профессионального образования. В большинстве своем они посчитали полученные знания полезными для успешного замещения своих должностей и исполнения должностных регламентов, рассчитывают на успешное применение полученных знаний в профессиональной деятельности, но не для карьерного роста, хотя, безусловно, твердые знания по специальности – это основа успешной карьеры.

Проводимое исследование выявило невысокий уровень посещаемости респондентами занятий, основной причиной пропуска которых явилась необходимость присутствия на работе.

В анкету был включен вопрос на выявление у респондентов проблем, трудностей, возникших в процессе получения дополнительного профессионального образования. По мнению трети участников опроса трудностей не возникало, остальные респонденты указали различные проблемы и затруднения. Последствиями таких затруднений может стать снижение эффективности обучения, создание предпосылок для угасания интереса к получению дополнительного профессионального образования.

Выбирая тип преподавателя, наиболее целесообразного для работы в сфере дополнительного профессионального образования, большинство респондентов остановили свой выбор на варианте «преподаватель, способный соединить теорию и практику».

В целом, проблема недостатка практических занятий в образовательном процессе, преобладания теоретических вопросов, далеких от их реализации на практике - наиболее актуальна для участников данного исследования. Многие из слушателей - практики со стажем и поэтому неохотно принимают теоретические аспекты курсов, требуя тем самым повышать их практическую значимость. Слушатели-практики хотят получить конкретные технологии, методики, применения к действию уже в своей профессиональной деятельности. Отвергая «сухую» теорию, слушатели прекращают обучение, так и не прослушав полный курс. Однако без знания теоретических основ невозможно повысить реализовать качество практической деятельности. Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы мотивации слушателей дополнительного профессионального образования.

Развитие дополнительного профессионального образования и повышение мотивации государственных гражданских служащих является чрезвычайно важной задачей модернизации современного отечественного образования и нуждается в дальнейшем исследовании и внедрении полученных результатов в практику.

Опубликовано: 30.01.2017 12:55        Обновлено: 15.11.2017 16:22